Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

десятичные дроби в 5 классе.
«Действия с десятичными дробями»
5 класс
Цель: - закрепление умений и навыков, учащихся в решении примеров и задач на все действия с десятичными дробями;
- развитие творческой активности, мыслительной деятельности, внимания;
- воспитывать самостоятельность, интерес к математике.
Оборудование: картины, карточки.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Дорогие ребята! Сегодня мы являемся гостями Вернисажа. Знаете ли вы, что это такое? (выставка картин)
Наш Вернисаж необычный, он математический и посвящен теме «Десятичные дроби»
Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев даже сохранилась пословица «Попасть в дроби». Как вы думаете, что это означает?
(попасть в тяжелое, трудное положение)
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.

Я думаю, что вы выдержите все испытания, которые вам сегодня встретятся.
2. Устная работа.
Приступим к осмотру картин.

1. 2. 3. 4.
+**,**
*,*

**,**






Вот перед вами первая картина. Что же это за непонятные звездочки? И о чем нам говорит эта картина? (учитель по очереди показывает картины, дети рассказывают правила действий с десятичными дробями)
А вот и следующая картина. На этой картине изображен робот, электронно-вычислительная машина, в которую вложена программа действий. Сейчас каждый из вас на время станет роботом. Я буду в ваши программы вводить числа, а вы будете печатать ответы. Старайтесь считать верно, иначе компьютер даст сбой и ваша программа разрушится.
Начинаем работу.
Я ввожу в программу число: ( 4, 20, 100 и т.д.)…… напечатан
верный ответ. (см. рис. 1)

А знаете ли вы, что впервые учение о десятичных дробях стал разрабатывать математик и астроном Аль- Каши (умер около 1430 г.)
В Европе о трудах Аль- Каши долгое время не знали. Потребность же в более простых вычислениях с дробями с развитием науки и культуры росла, математики настойчиво искали пути решения этой проблемы.

-
-

Рис 1

В 1585 г. (MDL XXXV), независимо от Аль- Каши, нидерландский учёный сделал важное открытие, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта маленькая работа всего 7 страниц содержала объяснение записи и правил действия с десятичными дробями (но он еще не пользовался запятой).
Вот перед вами палитра художника. На ней каждому числу соответствует буква. Если правильно выполните задание, то расшифруете фамилию этого математика.
1. 0,5+12,38+11,5+7,62+8,37= (40,37) С
2. 1,55:0,005= (310) Т
3. 6,7*0,3-1,5= (0,51) И
4. 6,37-5,48= (0,89) В
5. 0,535*100:0,1= (5,35) Е
6. 4,99:0,01+101 = (600) Н
( по карточкам у доски).

А вот следующая картина Незнайка всё сосчитал верно, но, поторопившись, забыл поставить запятые. Исправьте Незнайкины ошибки (картина с Незнайкой).
1.8+37=117 (8+3,7=11,7)
2.287+3=317 (28,7+3=31,7)
3.133-49=1281 (133-4,9=128,1)
4.1432-532=9 (14,32-5,32=9)
Переходим к следующей картине. Как вы ребята думаете, что это значит?
Конечно, нам нужно сравнить дроби.

37,097 и 37,1
0,057 и 0,05699
0,34 и 0,3377
7,189 и 7,2
5,479 и 5,5
0,2897 и 0,29
0,35 и 0,3500
29,3 и 9,99
А вот с этой картиной связана такая история.
- Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза, сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Название этого вещества зашифровано уравнением. Решите уравнение, корни уравнений замените буквами и вы узнаете, что это за вещество.
1.Х*0,7=49 (Г) 2.9,6:Х=0,8 (Р) 3.Х-7,56=2,24 (А)
4.1,8*Х=7,2 (Ф) 5.10,5:Х=3,5 (И) 6.25,4-Х=15,8 (Т)
А вот из этой картины вы узнаете, в каком году случилось описанное событие.

MDL XV (1565 г.)
У первых карандашей было два недостатка, они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой, тканью, а для прочности смешивали с серой, смолой, сурьмой. Позднее стали добавлять глину, и смесь обжигали в печи. Такой карандаш, каким мы пишем сегодня, появился в конце 18 века.

А вот ещё серия картин к поучительной истории, рассказанной Самуилом Яковлевичем Маршаком. Вот она с некоторыми нашими уточнениями.
« Мельник на ослике ехал верхом. Мальчик за мельником плелся пешком.
Глянь-ка, - толкует досужий народ,
- Дедушка едет, а мальчик идет.
- Где это видано? Где это слыхано?
- Дедушка едет, а мальчик идет!
( Так двигались 0,5 часа со скоростью 3 км/ч) 0,5*3=1,5 км.
- Дедушка быстро слезает с седла,
- внука сажает верхом на осла.
- Ишь ты! – вдогонку кричит пешеход.
- Маленький едет, а старый идет!
- Где это видано? Где это слыхано?
- Маленький едет, а старый идет!
( Так продвигались 0,6 часа со скоростью 3,5 км/ч.) 3,5*0,6=2,1 км.
- Дедушка с внуком плетутся пешком
- Ослик на дедушке едет верхом.
- Тьфу ты! – хохочет народ у ворот.
- Старый осел молодого везет!
- Где это видано? Где это слыхано?
- Старый осел молодого везет.
( Так протащились 0,4 часа со скоростью 0,75 км/ч.)

0,75*0,4=0,3 км.

Найдите всё расстояние? (1,5+2,1+0,3=3,9 км.)

3. Заключение.
Картин, посвященных десятичным дробям, можно смотреть ещё долго. Но сегодня вернисаж уже закрывается.
Работники вернисажа - десятичные дроби просят вас пополнить коллекцию картин, нарисовать свои картины и расшифровку этих картин. Всё это красочно сделать на альбомных листах и сдать в наш вернисаж.
В труде применяем сложенье,
Сложенье – и честь и почет:
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесет!

Нельзя забывать вычитанье
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!

В труде умноженье поможет
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим-
Умножатся наши дела.

Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда.
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда.

Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают наука и труд!
Категория: Математика | Добавил: galinatorchenyuk (2016-02-21) | Автор: galinatorchenyuk@mail.ru
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 1:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru