Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Тема: Геометрическое построение: деление отрезка пополам 4 класс
Тема: Геометрическое построение: деление отрезка пополам
Цель: овладение учащимися умением выполнять геометрические построения.
Задачи: познакомить учащихся с основными задачами на построение, используя циркуль и линейку (односторонней, без делений) и научить учащихся решать их: деление отрезка пополам; построение перпендикуляра к прямой; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; развивать память, внимание, логическое мышление; развить практические умения и навыки в использовании чертёжных инструментов при решении геометрических задач; сформировать познавательный интерес к предмету через игровую деятельность на уроке; продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся; формировать активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.
А сейчас, ребята,
За парты удобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
А внимательно считайте,
Когда спрошу вас – отвечайте.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока
1. Самостоятельная работа. Математический диктант.
* Запишите самое большое пятизначное число.
* Увеличьте 3120 на 8 сотен
* Первый множитель 42, второй - 20. Чему равно произведение?
* Какое число меньше 720 на 100?
* Увеличьте 920 на 80.
* Найдите разность чисел 320 и 60.
* Увеличьте 350 в 20 раз.
* Из 86 тысяч вычтите 4 единицы.
Проверка. В результате проверки на доске появляется запись:
99 999 3920 840 620 1000 260 7000 85 996
Й Е С С Л И Д У
- Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?
- Что значит «исследуй»? (самостоятельно искать ответы на вопросы, находить решения проблем, уметь объяснить что-то новое и непонятное)
2. Фронтальная работа.
- Чтобы быть исследователем, нужно уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте попробуем провести небольшое исследование.
* Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Умножь его на 9. Результат раздели на задуманное число. Объясните, почему получилось 9.
* Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Увеличь его в 5 раз. Вычти из результата задуманное число. Полученную разность раздели на задуманное число. Прибавь к результату 96. Получилось 100. Объясните, почему всегда получается 100.
III. Объяснение новых знаний
- Ваши исследовательские способности помогут сегодня нам на уроке. А определить тему урока поможет стихотворение.

Однажды линия прямая
Пришла на день рождения
Но почему-то грустная
В ужасном настроении
Имениннице кивнула:
“Я хочу тебя поздравить,
С днём рождения!
Мой подарок очень личен,
С двух сторон он ограничен –
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя!
Принимай его, лови.
И отрезком назови!”

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Сегодня мы познакомимся с задачами на построение, которые решаются с помощью циркуля и линейки.
Немного истории:
«В далекие первобытные времена, когда люди очень многого не знали и многого не умели, они уже строили себе жилища, придавая им различную форму, делили плодородную землю на участки и измеряли их. Постепенно появились различные правила, навыки, связанные с измерениями и построениями».
- Любая задача на построение включает в себя четыре основных этапа:
*анализ;
*построение;
*доказательство;
*исследование.
Анализ и исследование задачи необходимы так же, как и само построение. Необходимо посмотреть, в каких случаях задача имеет решение, а в каких – решения нет.
1. Фронтальная работа. Задача на построение № 1.
Деление отрезка пополам
Анализ. Пусть [AB] – данный отрезок, точка O – его середина, прямая a – серединный перпендикуляр к отрезку AB. Выберем произвольную точку C на прямой a, отличную от точки O. В треугольнике ACB CO – одновременно медиана и высота. Следовательно, треугольник ACB равнобедренный, и AC = BC. Отсюда возникает следующий способ построения точки O – середины отрезка AB.
Построение. Из точек A и B циркулем описывается окружность радиусом AB. Пусть C и C1 – точки пересечения этих окружностей. Они лежат в разных полуплоскостях относительно прямой AB. С помощью линейки соединить точки C и C1. Отрезок CC1 пересекает отрезок AB в точке O. Эта точка – середина отрезка AB.

Доказательство.
- Докажите, что мы разделили отрезок АВ пополам.
Исследование.
- Подумайте, каким ещё способом можно разделить отрезок АВ пополам.
2. Самостоятельная работа. Задача на построение № 2.
На нелинованной бумаге начертить отрезок и поделить отрезок AB пополам, середину отрезка обозначить точкой O.

Проверка.
- Как, используя циркуль и линейку, разделить отрезок пополам? (Учебник № 2 стр. 236)

IV. Первичное закрепление
1. Работа в парах. Задача на построение (Учебник № 3 стр. 236)
I вариант – с отрезком АВ
II вариант – с отрезком СД
Взаимопроверка.
2. Задание с совой (Учебник № 10 стр. 237)
1) Начертите отрезок КМ. Разделите его на 4 равные части с помощью циркуля и линейки. Какие доли отрезка получились? Сколько их в целом отрезке? Сколько четвёртых долей отрезка в его половине?
2) Раздели каждую четвёртую долю отрезка на 2 равные части. Какие доли отрезка получились? Сколько восьмых долей в трёх четвёртых отрезка?
V. Закрепление пройденного материала
1. Фронтальная работа. Решение задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. (Учебник № 5 стр. 236)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите вид задачи (задача на нахождение неизвестного по двум разностям)
- Что известно?
- Что неизвестно?

1) 350 – 300 = 50(гв.) – меньше у I продавца.
2) 50 : 10 = 5(гв.) – в одном букете.
3) 300 : 5 = 60(б.) – у I продавца.
4) 350 : 5 = 70(б.) – у II продавца.
Ответ: у I продавца 60 букетов, у II продавца 70 букетов.
2. Индивидуальная работа. Найти значения числовых выражений (Учебник № 8 стр. 237 - 1-я строка)


3. Самостоятельная работа. Игра «Лучший счётчик» (Учебник № 11 стр. 237)
- В тетради записать только ответы.
Проверка.
4 5 4
6 4 2

VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание - № 4, 8 (2-я строка) стр. 237

Задание с совой. Решение нестандартной задачи с помощью таблицы
( Учебник № 12 стр. 235)
обруч полосатый двуцветный складной металлический
Амина - - - +
Света + - - -
Асем - + - -
Жулдыз - - + -
Ответ: у Амины металлический обруч, у Светы – полосатый, у Асем
двуцветный, у Жулдыз – складной.
Категория: Математика | Добавил: anytta (2016-12-21) | Автор: Романюк Анна Владимировна E
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-04-26, 8:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4007]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1572]
Особые дети [279]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [402]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru