Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики
Ю.З.Гарашов: Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили

После окончания естественно-математический факультет Костанайского Государственного Педагогического Института в 2013 году по специальности – учитель математики. Я начал работать с учащимися 5 класса.И столкнулся с такой проблемой, как интеллектуальноеразвитие учащихся на уроках математики.
И как показывает мой небольшой педагогический опыт преподавания интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает участие самого учащегося в процессе своего обучения. Такое развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность на уроках.
Для этого очень важно создать на уроках такие условия, в которых можно сформировать устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Но не всегда созданные такие условия обеспечиваются в полно мере. И в не полной мере созданных условиях недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку и на каждом уроке.
Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Изучив литературу, я пришел к тому, что для развития интеллектуальных способностей учащегося нужна длительная, целенаправленная работа так, как эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Следовательно, давать новые задачи необходимо не сами по себе, а в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей. Исходя из этого, ясформулировал свою систему познавательных задач, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, развивающих гибкость и нестандартность мышления учащихся.
Моя система задач отвечает следующим требованиям:
возбуждает интерес к деятельности по их решению;
опирается на знания и опыт учащихся;
способствовует развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности;
учитывает уровни развития творчества.
Система задач представлена в следующей блок - схеме.
В качестве примера задач на развитие интеллектуальных способностей на уроках математики рассмотрим некоторые задачи.
1. Задача на развитие восприятия.
Цель данных заданий - развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий.
Задание. Подсчитать, сколько раз встречаются математические величины: х, S, t, v, R, V в таблице.
x T N m x N y x
y Z T Y v t x v
V x V S t R N Z
N v x v N V V N
R m v t m v z s

2. Задача на развитие мышления.
Цель: развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки нестандартных решений.
Задание.
Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться. За три минуты учащийся должен найти лишние и вычеркнуть их.
3. Задача на развитие внимания.
Цель: тренировка и развитие особенностей произвольного внимания:избирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.
Задание. Найти слова, обозначающие математические термины, соответственно указанным ниже вопросом. Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.
Е П Н О З К Р Д Л И
И Р Е М Э Г У Н Е Н
Н Е Ж И З З А Л И Н
Ц И О К Л У Р Я К Г
К Я Т А Г Ч Е Е В А
В А Д Р И З Н И О Т
О Н Р А К И Ф Я А Н
К А В Т И Т Н И П А

1. Дробь с числителем единицей.
2. Часть плоскости внутри окружности вместе с самой окружностью.
3. Четырехугольник, у которого все стороны равны.
4. Задачи на развитие памяти.
Цель: развитие памяти учащихся, на отработку познавательных приемов, как произведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.
Шестиклеточный логикон.
Инструкция: сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних найдите в ней логическую связь. По аналогии заполните пустую клетку.
2 5 10
Б Д ?
Ответ: в пустой клетке буква “и”, так как цифры вверху соответствуют месту буквы в алфавите.
7 45 654
О Д ?
Ответ: буква “т”. В верхнем ряду стоят числа: однозначное, двузначное, трехзначно.
5. Задачи на развитие логики.
Цель:развития логического мышления и логики учеников.
Задание:
9999999 = 100
Расставьте скобки и математические знаки так, чтобы равенство было верным.
6. Задачи на развитие воображения.
Цель: развитие воображения учащихся и творческих способностей.
Задание: Вычислите площадь фигуры по рисунку.
Учащимся предлагается вычислить площадь данной фигуры, если сторона квадрата равна 1 см.
Я считаю, что систематичное использование на уроках математики заданий такого характера положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения. В процессе обучения у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать своих одноклассников. В итоге у учащихся будут развиваться интеллектуальные способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факторы. При такой работе будет поддерживаться стойкий интерес к предмету у учащихся.
Литература.
1. Беленок И.Л., Мишина Ю.Д., Развитие общих способностей личности. - Новосибирск : Изд - во: НГУ, 2005.
2. Мишина Ю.Д. Педагогическая психология: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. - Новосибирск: Изд - во: НГУ, 2004.
3. Математика в школе №1- №6, 2007,2008, 2009 год.
Категория: Математика | Добавил: Юсиф (2018-11-06) | Автор: Гарашов Юсиф Закир оглы E
Просмотров: 429 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 5:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru