Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Региональный компонент на уроках математики и информатики
Происходящие изменения в социальной, политической и экономической жизни страны непосредственно влияют на содержание преподаваемых предметов в школе.
Главная задача системы образования Республики Казахстан - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
Среди приоритетных задач системы образования указаны следующие:
1) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
2) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
3) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики.;
Для чего изучать и знать свой край, свою «малую Родину»?
Ценностный смысл регионального компонента заключается в том, чтобы показать взаимосвязь и взаимозависимость человека, природной и культурной среды; в воспитании нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю, городу.
Для того, чтобы достичь поставленных целей и воспитать патриотов своего края, своей Родины, людей, неравнодушных, «болеющих» за её будущее, в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:
• Дать основы разносторонних знаний о крае (исторических, географических, биологических, искусствоведческих, экологических, которые являются злободневными в нашем регионе и т.д.);
• Пробудить познавательный интерес, бережное отношение к родному краю, его флоре и фауне, культурному наследию; воспитать уважение к предкам и согражданам; заложить отношение собственной причастности к судьбе своего края;
• Сформировать у учащихся нравственные представления, необходимые в дальнейшей жизни «активной нации», способной к самоопределению.
Обращение к культурно-этническим ценностям при использовании средств информационных технологий (ИТ) возможно различным образом. Например, при использовании обучающих программ, можно в качестве Исполнителей выбирать сказочных национальных героев. При знакомстве с графическими редакторами – давать задание изобразить сказочных национальных героев (в младшей школе) или персонажей национальных произведений (в средней школе) и пр.
При изучении графических редакторов можно использовать на уроке задания с применением казахских орнаментов. При освоении языков программирования (в разделе знакомства с графическими примитивами) – дать возможность ученику написать программу, изображающую герб, флаг города Усть-Каменогорска на экране.
(рис 1)
Изучая возможности электронных таблиц или баз данных – предлагать школьникам для решения задачи, в основе которых лежат реальные данные о региональных организациях и предприятиях. При изучении текстового процессора Microsoft Word и табличного процессора Excel, можно использовать данные о количестве осадков выпадающих непосредственно в Восточно-Казахстанской области, данные о водных ресурсах области. При наборе и форматировании текста в Microsoft Word, можно использовать исторические сведения родного края.
На уроках математики при решении текстовых задач, а также на уроках геометрии есть возможность использовать информацию об одном из главных предметов убранства казахской юрты, животного и растительного мира родного края, о традициях и обычаях казахского народа.
Например:
1) при решении задач на составление систем уравнений второй степени (9 класс): площадь традиционного казахского ковра Сырмак равна 6 м2, а его периметр равен 10 м. Найдите длины сторон ковра;
2) На сколько удлинится длина окружности основания юрты, если ее радиус увеличить на 1 м?
3) Автомагистрали, соединяющие г.Усть-Каменогорск, п. Белоусовку и п. Глубокое, образуют треугольник. Длина автомагистрали г. Усть-Каменогорск - Белоусовка равна 14 км, длина автомагистрали г.Усть-Каменогорск - Глубокое равна 22 км, Белоусовка –Глубокое равна 10 км. Найти площадь территории, ограниченной этими автомагистралями.
4) Расстояние от г.Усть-Каменогорска до г. Шемонаиха равное 96 км легковой автомобиль преодолевает за 1ч 20мин, а грузовая машина – за 2 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины. (5 класс)
5) Определите расстояние между г.Усть-Каменогорском и п. Глубокое на карте, если на местности это расстояние равно 22 км, масштаб карты – 1:1 000 000. (6 класс)
6) Используя отрицательные и положительные числа, запишите высоту и глубину.
1. Средняя глубина Бухтарминского водохранилища 9,6 м;
2. Наивысшая точка Горного Алтая- гора Белуха на высоте 4506 м;
3. Максимальная глубина Усть-Каменогорского водохранилища 45 м;
4. Высота Байтерека в Усть-Каменогорске 28,5 м. (6 класс)
7) Скорость полета черного стрижа составляет 40 % от скорости сокола - Сапсана при ловле добычи в «ПИКЕ». Найдите скорость сокола-Сапсана, если скорость черного стрижа равна 120 км/ч.
Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
В проектной деятельности учащихся по предмету информатика, возможно создание информационной базы данных о предприятиях города, области, высших учебных заведений. Данные проекты можно создавать в СУБД Access, Visual Basic, Delphi и др.
Анализ деятельности учащихся показал их увлечение не только информационными технологиями, позволяющими объединять разнородную информацию, но и интерес в изучении нового материала.
Категория: Математика | Добавил: 55555555s (2010-12-17) | Автор: Сиротина Светлана Яковлевна E
Просмотров: 4104 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 6:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru