Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью межпредметных связей на уроках математики
Изкеева Л. Ж.- учитель математики СШ № 53 гор.Актобе

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований школы.
Изучение объективных связей между физическими, химическими, биологическими и технологическими процессами требует усиления межпредметных связей как внутри предметов физико-математического цикла, так и связи с предметами других циклов – гуманитарного, трудового.
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
На уроках математики прослеживается межпредметная связь не только, с такими дисциплинами как физика, информатика, но география, история, литература, изо, черчение.
Подробно остановимся на применении межпредметных связей математики с географией. В 5-6 классах в задачах используется материал природоохранного характера.
Использование на уроках информации по другим предметам позволяет осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширять их кругозор. Поэтому подобные фрагменты включаюся во многие уроки. Удачно выбранный вид деятельности в начале урока, как правило, позволяет учителю владеть вниманием ребят на протяжении всего урока. Поэтому особое внимание следует уделять организации начала урока, разнообразить формы и виды деятельности учащихся, начинать урок нетрадиционно, используя межпредметные связи.
Когда учащиеся приступают к изучению курса географии, на уроках используются знания учащихся по темам: "Масштаб", "Графики". Так, при изучении темы "Масштаб" работают по географической карте, выполняя практическую работу: "Определить расстояние на местности от одного города до другого, измерив его на карте". По темам "Диаграммы" и "Графики" предлагаются учащимся решить ряд задач с географическим содержанием, позаимствовав их из учебников географии. Интерес учащихся при изучении данных тем очень высок.
В качестве примеров рассмотрим некоторые задания, используемые на практике.
1. Определить длину дуги экватора (или меридиана) в 15°, 30°, 45° на глобусе масштаба 1 : 50000000.
2. Определить на глобусе того же масштаба длину дуги параллелей в 15°, 30°, 45° на широте 50°, 60°, 70°.
3. Определить площадь участка в м2, га и км2 на местности, если на карте масштаба 1 : 10000 он составляет 13,4 см2.
4. Определить площадь участка (в см2) на карте масштаба 1 : 10000, если на местности он составляет 18 га.
5. Каков линейный масштаб площади карты, если местность в 360 га занимает на ней 10 см2 карты.
Графики распределения расхода воды, не что иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе. Без знания математики невозможно составить прогноз наводнений; нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища.
Рассмотрим задания, в которых прослеживается связь математики с историей.
Задание «Историко-математические задачки»
1. Перечислите основные занятия восточных славян.
Урожай какой культуры был главным?
– пшеницы.
А почему? Какие изделия из пшеницы известны до сих пор?
Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
Решение: 1 вершок – 44 мм
9 вершков х 3 месяца= 44 мм х 27 вершков = 11 88 мм = 1м 188мм= 1м 18см 8мм

2. Посадил мужик поле репы. За четыре раза он перевёз 6240 кг. Сколько репы перевезёт мужик за 6 раз?
Решение: 6240: 4= 1560 кг= 1кг 560г
1560* 6= 9160 кг= 9 кг 360г
Задание «Определи век по дате»
892 1800
1594 1600
988 1901
2007 1652

Задание «Построить дом»
На уроках трудового обучения мальчики обучаются столярному делу.
Задание построить избу (собрать мозаику и назвать геометрические фигуры )

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Категория: Математика | Добавил: Рай (2011-10-29) | Автор: Изкеева Л. Ж
Просмотров: 2676 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-10, 6:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru