Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ким Л.А.- учитель математики СШ №53 гор.Актобе

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством уста-новления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.
Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.
Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:
1. Определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения.
2. Оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно.
3. Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необ-ходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.
Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:
• Текущий контроль.
• Тематический контроль.
• Периодический контроль.
Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащи-мися на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей учащихся является не-обходимым элементом текущего контроля. Результаты проверки тетради ученика учиты-ваются при оценке успеваемости. Необходимым элементом текущего контроля является проверка домашних заданий. На каждом уроке необходимо выяснять, что ребятам было непонятно при выполнении заданий дома и не оставлять их вопросы без ответов. Учитель всегда заранее продумывает, как и кого он будет спрашивать по домашнему заданию, предполагает, какие могут возникнуть вопросы. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все оценки за эти виды работ выставляются учителем в журнал.
Решая главную задачу обучения учащихся, учитель проводит работу по накопляе-мости оценок и, следовательно, объективно выставляет оценки за четверти, полугодия и год. Повторюсь еще раз: математика – письменный предмет и оценки за письменные ра-боты играют ведущую роль в определении итоговой оценки. Остановлюсь подробнее на некоторых формах текущего контроля:
Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, а ученики записывают ответы на них.
• математические диктанты развивают умение воспринимать задания на слух, а это ведет к умению слушать лекцию и слушать вообще,
• это альтернатива устного счета, который охватывает не всех учеников,
• ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала.
В последнее время широкое распространение получили тесты. Тест, как и любая другая проверяющая работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевре-менным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном случае, то есть быть результативным. При проведении тестов учитель должен учитывать психологию ученика, когда ему нужно выбрать правильный ответ из несколь-ких предложенных. Грамотно рассуждая, ученик может выбрать достоверный ответ, не решая задачи. Но нельзя исключать и случай везения. Поэтому задания для теста необхо-димо выбирать с учетом следующих требований:
• их нужно решить за время, не превышающее рамки урока (40 минут),
• результат не должен сильно зависеть от везения, а каждый ученик, опираясь на свои знания, умения и навыки, может получить правильный ответ.
Все тесты можно подразделить на две группы:
1. Проверяющие логические способности учащихся.
2. Проверяющие основные знания и умения ученика.
Тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – опера-тивность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного време-ни, уровня подготовки учащихся.
Однако, система тестов не может полностью заменить традиционную форму кон-троля – самостоятельную работу. Самостоятельную деятельность ученика можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Учитель должен учитывать, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе.
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, само-стоятельная работа может быть:
• обучающей;
• тренировочной;
• закрепляющей;
• повторительной;
• развивающей;
• творческой;
• контрольной. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны отвечать следующим требованиям:
• Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему.
• Они должны быть направлены на отработку основных навыков.
• Они должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения.
• Они должны стимулировать учащихся, позволять им демонстрировать прогресс в своей общей подготовке.
В качестве других форм контроля знаний учащихся по математике можно исполь-зовать следующие:
Зачёты. Они используются с целью повышения ответственности учащихся за ре-зультаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. За-чёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки учеников. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются: уровневая дифференциация заданий, которая осуществляется составлением заданий, в ко-торых учитывается уровень обязательной подготовки ученика и идёт постепенное возрас-тание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифферен-циация представляет собой три уровня предполагаемых результатов: минимальный (решение задач образовательного стандарта), общий (решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями), продвинутый (решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями).
Поэтому педагогу необходимо быть предельно внимательным на зачётных уроках.
В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие:
Математическая эстафета. Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, на-чинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.
Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в раз-мещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включе-ния учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.
Математическое лото. Эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. Учитель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответ-ственное число маленьких карточек. Учитель читает пример ( или записывает его на дос-ке), а ученики решают его устно или письменно. Тот , кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соот-ветствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка.
Математические турниры. Закрепление материала или проверку навыков в реше-нии примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математи-ческие турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время иг-ры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Оче-видно, что если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то ученики вряд ли решили все предложенные примеры и внимательно выслушали бы решения ещё нескольких аналогичных. Учащимся, участвовавшим в решении примеров и задач у доски, выставляются оценки в журнал. При этом учитывается выполнение заданий всей командой. (класс делят на 2 команды, которые получают задания в виде 2-3 несложных задач или 5-6 примеров).За ответами команд следят все ученики, а арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.
Учебная деятельность учащихся включает в себя контрольно-оценочную, подразу-мевающую контроль учебной работы во всех видах и на всех этапах урока, оценку резуль-татов работы учащихся, их учет и корректировку.
Основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие:
1. Активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребёнка.
2. Побуждение учащихся к взаимообучению
3. Побуждение учащихся к самостоятельной работе во внеурочное время.
4. Самооценка уровня усвоения материала.
Однако, учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимо-сти оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока. Одна-ко, творчеству учителей нет предела. Поэтому это далеко не все формы, активизирующие деятельность учащихся на уроке математики.
Категория: Математика | Добавил: Рай (2011-10-29) | Автор: Ким.Л.А.
Просмотров: 5348 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 10:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru