Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Применение графиков элементарных функций в решении физических задач
Методическая разработка интегрированного урока математики и физики в 11 классе
Учитель физики Сергеева О.А., учитель математики Соколова JI.B.

Тема: Применение графиков элементарных функций в решении физических задач
Дидактическая цель: Углубить и закрепить навыки решения математических и физических задач с помощью графиков элементарных функций. Интегрировать знания учащихся из области математики и физики при решении одной проблемы.
Развивающая цель: Формировать и совершенствовать умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы, развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.
Воспитательная цель: Прививать культуру умственного труда, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умения правильного использования символики и терминологии, обучать рациональным приёмам труда на примере построения графиков функций, способствовать повышению интереса к математике и физике.
Основные знания и умения: Знать формулы, задающие линейную функцию, прямую и обратную пропорциональности и квадратичную функции, уметь строить и читать графики этих функций, выполнять их преобразования.
Вид занятия: Применение знаний, умений и навыков.
Тип урока: Семинар-практикум.
Мотивация познавательной деятельности учащихся: Применение рациональных приёмов построения графиков при решении различного вида физических и математических задач.
Наглядные пособия: Таблицы: « Графики линейных функций», «Нахождение площадей фигур, ограниченных линиями графиков».
Раздаточный материал:
1. Задачи для решения на уроке;
2. Задачи для обучающего тренинга;
3. Проверочные тесты (1 и 2 варианты);
4. Таблица для записи ответов проверочного теста.
План:
1. Организационный момент;
2. Мотивация познавательной деятельности учащихся;
3. Сообщение ученика;
4. Решение задач: Линейная функция и её график;
5. Решение задач: Обратная пропорциональность;
6. Решение задач: Квадратичная функция;
7. Обучающий тренинг; сообщение ученика.
8. Проверочное тестирование;
9. Домашнее задание;
10. Итог урока.


1 Организационный момент (учитель математики). ,
2 Мотивация познавательной деятельности учащихся (учитель физики).
Тема сегодняшнего урока «Применение графиков элементарных функций в решении физических задач при подготовке к ЕНТ».
Функция занимает одно из центральных мест в школьном курсе алгебры и ,имеет многочисленные приложения в других предметах.
3 Сообщение ученика.
График функции - один из способов её представления. Представить ту или иную функцию можно по-разному, например, словесным описанием. Из физики известно, что при равномерном движении пройденный путь прямо пропорционален времени, прошедшему с момента начала пути. Эта фраза описывает путь, как линейную функцию времени.
В руках электрика можно увидеть таблицу, где для проводов различных диаметров указаны предельно допустимые значения силы тока, на парте школьника - таблицы логарифмов и тригонометрические функции.... Всё это примеры табличного представления функции. В выкладках и расчётах функции обычно задают с помощью формул.
У каждого способа представления функций есть свои достоинства. Словесный наиболее прост и доходчив, если, конечно функцию удаётся описать простыми фразами. Формулы часто используют потому, что с ними удобно проводить вычисления, их можно преобразовывать и анализировать, выясняя свойства функции.
Табличный способ предпочитают тогда, когда трудно вычислить значения функции или когда она может принимать лишь несколько отдельных значений (здесь убедителен пример с проводами: по действующим в промышленности стандартам их диаметры могут равняться только нескольким определённым значениям).
Графический способ представления функций самый наглядный. График функции - это линия, дающая цельное представление о характере изменения функции по мере изменения аргумента.
Благодаря своей наглядности графический способ задания функции часто сопутствует другим способам, что позволяет решать различные виды физических задач.
Учитель математики:
Эпиграфом нашего урока будут служить слова: «График - это «говорящая» линия, которая может много рассказать». (М.А. Бланк), которые ещё раз подчёркивают значимость данной темы.
Учитель физики:
При изучении математики преобладает дедуктивный характер (от общего к частному). При изучении физики - индуктивный (от частного к общему). Здесь чётко просматривается цепочка: наблюдение явлений, нахождение причинных связей, лежащих в основе этих явлений, переход к закономерностям. На всех этапах используются математические методы и модели. Сегодня мы ещё раз покажем, как это происходит.
Учитель математики:
Рассмотрим ряд элементарных функций и ряд физических задач, связанных с ними.
4 Решение задач: Линейная функция и её график.
Учитель математики:
Рассмотрим линейную функцию, вспомним, что является её графиком, как он располагаете}
в координатной плоскости и от чего зависит его расположение (работа с таблицей графиков
линейных функций).
Вопросы ученикам:
1. Какой формулой задаётся линейная функция? (график №1);
2. Что является её графиком?;
3. От какой величины зависит расположение графика в координатной плоскости?;
4. График какой функции изображён под №2? Назовите её формулу?;
5. График какой функции изображён под №3 и какова его аналитическая интерпретация?
Учитель физики:
Вспомним физические законы, которые описываются линейной зависимостью!:

Учитель математики:
Рассмотрим решение задачи, в которой величины связаны линейной зависимостью.
Задача 1.
Расстояние между точками в начальный момент времени 300м. Точки движутся навстречу друг другу со скоростями 1,5 м/с и 3,5 м/с Когда они встретятся и где это произойдёт?

Этапы решения задачи:
Анализ, построение графика.
Решение задачи
:
Задача 2.
ПО заданным на рисунке графикам написать уравнения зависимости проекции скорости от времени
Таблица с графиком – на доске
Задача 3.
Определите линейную функцию по табличным данным

5 Решение задач: Обратная пропорциональность.
Учитель математики:
Следующая функция – это функция обратно пропорциональной зависимости между величинами.
Ответ ученика с использованием исторического материала (сообщение прилагается).
Вопросы:
1) Какой формулой задаётся обратная пропорциональность между величинами?
2) Что является графиком этой функции и какова его особенность?
3) Как располагается график функции в координатной плоскости?
4) От чего зависит расположение графика в координатной плоскости?
5) Как изображается график функции при k > 0 и k< 0 ? (Изобразите схематично).
Учитель физики:
Вспомним, зависимость между какими физическими величинами выражается обратная пропорциональностью ? (Фронтальный опрос с записью формул на доске).
Какие графики соответствуют данным функциям?

6 Решение задач: квадратичная функция и ее график
Учитель математики:
Следующая функция – квадратичная. Об основных теоретических понятиях, связанных с квадратичной функцией, - сообщение ученика.
Учитель физики:
Задача 4.
Написать уравнение зависимости координаты точки от времени при равнозамедленном движении, если начальная координата точки равна 4 (хорошо) м , начальная скорость -4м/с, а модуль ускорения 2 м/с.кв . Построить график этой зависимости.

7 Обучающий тренинг
8 Проверочное тестирование
9 Домашнее задание
10 Итог урока
Категория: Математика | Добавил: LVS (2011-11-10)
Просмотров: 2503 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 7:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru