Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Байкова В.Л.- учитель математики и информатики «Экономический лицей» -г.Астана От традиционного урока – к мастерской, к технологии обра
Байкова В.Л.- учитель математики и информатики
«Экономический лицей» -г.Астана
От традиционного урока – к мастерской, к технологии образования
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы –
пустота, обогатите их образами и картинами, на которых
видны связующие нити Антуан де Сент- Экзюпери
Философия Нового образования адекватна времени, и вполне может стать основой современной образовательной технологии. Один из возможных вариантов образовательной технологии отвечающей принципам нового образования полицентрическая образовательная технология. К ним относится работа в мастерских. Работа в мастерских – одно из значимых направлений на пути развития философии и дидактики Нового образования. Многих учителей отпугивают слова «мастерская», «мастер». Всем понятно, что художник в мастерской – лепит, рисует, создаёт своё произведение. Но мастерская учителя? Что же нового и оригинального создаёт он?
На этот вопрос отвечает философия Нового образования. Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе. Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых правил в традиционной педагогике, но, ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Принципы дидактики: «Я ищу – значит, я обучаюсь. Я ищу – значит, я обучаю», и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем». Они определяют, как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Даже в рамках классно-урочной системы и необходимости реализации на занятии образовательного стандарта (на его содержание, по мнению представителей GFEN, также следует посмотреть по-новому) может быть создана эвристическая среда, одной из основных характеристик которой является свобода выбора для школьника характера, форм, способов включения в учебную деятельность. Хотя в мастерской участникам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. Поэтому работа в мастерских обеспечивает введение ребенка в процесс познания, самостоятельного поиска новых знаний, практически исключает прямую передачу информации в готовом виде. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так и происходит в мастерской формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
В отличие от мастерской на уроке свобода действий, свобода слова учеников жестко выстроена учителем и почти неотличима от принуждения. Путь познания новой темы, выбранной учителем: это вопросы на которые отвечает ученик, вопросы учителя- направляющие мысль ученика – к открытию, к пониманию, к обнаружению ошибки. «Существует ли большее насилие, чем то, которое заключается в принуждении мысли ребёнка, подгоняемой вопросами учителя к запланированному ответу?»
Личности взрослого и ребёнка, взаимодействуя в Новом образовании, «вынуждены», и это заложено в самой структуре мастерской и занятий, выстроенных в системе диалога, вслушиваться, всматриваться в, друг, друга. Данный результат определяется следующими философскими основами Нового образования:
•мотив, цель, программа, выбор структуры отдельных этапов действия определяется совместно;
•ритм взаимодействия не задаётся кем-то, а выстраивается в результате соприкосновения всех ритмов, ритмов всех;
•мир образовательного пространства возникает как пересечение реально существующих за его результат миров взрослых и детей;
•жизненные цели всех участников мастерской сосуществуют рядом;
•ответственность за выстраивания взаимодействия и поровну распределена между всеми участниками;
•во взаимодействии на мастерской сходятся разные понимания, разные точки зрения, но равноправные голоса;
•слово каждого несказанно значимо, на него реагируют, его предвосхищают, его учитывают.
Результат взаимодействия взрослого и ребёнка в Новом образовании не замыкается на ребёнке. Так как в отличие от традиционного образования мастер сам выполняет задания мастерской и по этому, имеет равные возможности со всеми участниками мастерской сосредоточиться на исследовании своего внутреннего мира. Такие занятия сближают миры взрослого и ребёнка. Поэтому к итогам взаимодействия взрослого и ребёнка, детей друг с другом на занятиях Нового образования можно отнести:
•проявление новых мотивов, потребностей, целей познавательной деятельности;
•познание собственной личности;
•выстраивание более продуктивных отношений с окружающим миром;
•нахождение баланса между личностно значимыми целями и задачами;
•познание новых методов, новых способов размышления.
Новое образование во многом реализовало мечты педагогов гуманистов. В частности осуществилась мечта С.И.Гессена о внедрении в образование принципа равенства учителя и ученика: «Учитель не должен, иметь ни какой, власти над учениками, отношения между ними должны быть отношением равенства», «Позвольте самим детям знать, в чём их благо. Они это знают не хуже вас». В Новом образовании нашли и идеи Л.Н.Толстого о несвободе воспитания и о главенстве образования над воспитанием, предоставляющего большую свободу ученику в процессе саморазвития, самосовершенствования: «Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого сообщать уже им приобретённое», «Различие воспитания и образования только в насилии, право на которое признаёт за собой воспитание», «Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно».
В свое работе использую «Информационно-исследовательские карты» предложенные Окуневым А.А., заслуженным учителем РСФСР, кандидатом педагогических наук, г.Санкт-Петербурга. Данная структура «самостоятельного исследования» - используется многими учителями нашего лицея.
Информационно – исследовательские карты
Информационно – исследовательская карта, которую каждая пара учеников получает в начале занятия, указывает общий путь к объекту исследования, определяет структуру исследования и способствует самостоятельному выделению сущности исследуемого объекта. Ребята говорят, обсуждают задания исследовательской карты, планируют его выполнение, читают тексты, указанные в исследовательская карте , анализируют полученные результаты, формируют выводы, обсуждают их с соседними парами. При завершении определённого этапа исследования ученики заполняют соответствующую графу информационно-исследовательской карты. Постепенно инициатива планирования и выполнения исследования полностью переходит к ученикам.
Информационно – исследовательская карта заменяет учителя, его указания, его отметку, оценку. Информационно – исследовательская карта направляет всю самостоятельную деятельность школьников, позволяя им самим выбирать нужный темп, ритм, самим распределять время, самим разрабатывать план внутри задания, самим решать, как его осуществить.
Структура информационно – исследовательских карт состоит из двух больших блоков. Первый содержит задания учителя, второй обозначает этапы исследовательской работы ученика. Второй блок заполняется учеником на протяжении всего исследования. Он содержит этапы исследования, которые нельзя пропустить, которые следует особо обдумать, и сделанные обобщения, выводы, также как и некоторые промежуточные наблюдения, занести в исследовательскую карту. Задания учителя и этапы осмысления учеником проделанной работы располагаются в карте соответственно логике учителя, задумавшего работу. Однако существуют и общие закономерности конструирования исследовательской карты.
Первые задания не должны быть сложны, они рассчитаны больше на работу руками, глазами, ушами. Они нужны для включения ребят в действие.
Ребята мастерят, рисуют, ставят опыты, рассматривают, вслушиваются во что-то, о чём-то вспоминают, делятся своими жизненными наблюдениями, рассказывают о прочитанном.
Следующие задания направлены на пробуждение собственных мыслей, вопросов, на формулирование проблем. Когда первая ориентировка в изучаемой теме состоялась, требуются задания, которые позволят осознать неполноту выстроенного знания и пробудят желание провести дальнейшее исследования. Та информация, которую ребята заносят в карту, позволит им контролировать свои действия, осознать сделанную часть задания, наметить перспективы дальнейшей работы.
Работа с текстом содержит этапы: ознакомления, принятия, отторжения, деконструкцию, создание нового текста.
Содержание информационно – исследовательской карты настраивает ученика на диалог с ребятами, входящими в группу, на творческое вхождение в проблему на чуткое прислушивание к слову «Другого» в совместном поиске ответа. Новое знание, прошедшее во время поиска ответа не одну коррекцию, вносит в смыслы и ценности личности самого ученика.
Тема самостоятельного исследования: «В мире многогранников» 9 класс.
Информационно-исследовательская карта для исследования свойств гексаэдра
«То, что я понял, прекрасно, из этого я заключаю,
что остальное, чего я не понял, тоже прекрасно».
Сократ.
1.Перед вами один правильных многогранников. Платон назвал икосаэдр атомом воды. Подумайте, почему стихия воды воплощяется в икосаэдре. И вершинами
2.Покрутите многогранник в руках. Изучите, какие геометрические фигуры приняли участие в создании икосаэдра.
3.Сосчитайте число вершин, граней и рёбер
4.Попытайтесь дать определение вашему многограннику.
5.Имеет ли икосаэдр центр симметрии? Если да, то установите его положение. Найдите расстояние между, центрально симметричным, считая, что ребро равно «а».
6.Сосчитайте, сколько осей и плоскостей симметрии имеет икосаэдр.
7.Придумайте, как, имея додекаэдр, построить икосаэдр и наоборот
8.Подумайте, почему додекаэдр и икосаэдр называют двойственными многогранниками.
9.Известно, что по форме некоторые вирусы являются правильными многогранниками, что было установлено по их теням под электронным микроскопом. Придумайте способ определения вида правильного многогранника по его тени.
10.В куб вписан икосаэдр, так, что все его вершины лежат на гранях куба. Сделайте чертёж. Пусть ребро куба равно единице. Найдите ребро икосаэдра.
11.В египетском зале Британского музея хранится игральная кость династии Птолемеев, имеющая форму икосаэдра. Попытайтесь и вы создать развёртку икосаэдра на бумаге, чтобы из неё можно было сделать модель вашего многогранника.
12.Напишите вопросы, возникшие у вас при работе с икосаэдром.
13.Придумайте свою задачу с икосаэдром. Наметьте план её решения.
14.Возможно, вы найдёте свои ответы, если прочтёте параграфы 26 и 40.4 авторов А.Д.Александрова и др.
Общий алгоритм построения мастерских
•Первый этап – этап «схвачивания» - направляет стремление мастера вызвать чувства. Он обращён к личности каждого ребёнка, к его «Я» к его подсознанию, к его памяти, опыту работы, к его знаниям.
•Второй этап-этап деконструкции, наступает, когда собственный опыт актуализирован, знания данной темы себе и в какой-то мере-классу. Это этап прозрения, этап разочарования в полноте, совершенстве имеющихся знаний. На данном этапе каждому участнику мастерской предоставлена возможность проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.
•Третий этап – этап организующего звена. Здесь идёт работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, с предметами, объектами, понятиями. Способными проявить у участников мастерской фантазию, мысль, новый взгляд на давно известное, ставшее привычным знание.
•Четвёртый этап – этап созидания, направлен к внутренней культуре личности. Это этап творения, этап основной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, то в молчании, то в бурном словесном и эмоциональном выражении.
•Пятый этап – социализация, следует за индивидуальной, парной, групповой работой, этап показа, предъявления аудитории своих наработок, идей планов и результатов их реализации.
•Шестой этап – этап корректировки, внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление конечных результатов.
•Седьмой этап – рефлексия на уровне мысли, на уровне познавательного процесса, свершившегося в мастерской.
Комментарий общего алгоритма мастерской
Занесите в таблицу свой комментарий к алгоритму мастерской

Этапы мастерской Толкование заданий и действий мастера Возможная реакция участников мастерской на задания и действия мастера
Этап схвачивания
Этап деконструкции
Этап организующего ядра
Этап созидания
Этап социализации
Этап корректировки
Этап рефлексии
Новый вариант мастерской


Этапы мастера Задания мастера Примечание
Этап схвачивания
Этап деконструкции
Этап организующего ядра
Этап созидания
Этап социализации
Этап корректировки
Этап рефлексии
Категория: Математика | Добавил: Диас (2011-11-15) | Автор: Байкова Валентина Леонидовна E
Просмотров: 1167 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 6:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru