Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Творческий подход к преподаванию математики
Первый раз ребенок идёт в школу с большим интересом, ведь его ждёт там много нового и неизведанного, интересного и необычного. Но проходит время и у некоторых учащихся интерес к учению может пропасть. Этому способствуют неинтересные, однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, из урока в урок, быстро надоедают. Для того чтобы у таких учащихся интерес к учению не пропал, чтобы ученики умели, а главное хотели получать знания, необходимо активизировать познавательный интерес самих учащихся. В этом случае учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а преподаватель являлся бы организатором этой деятельности. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у ученика постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет.
Условия, стимулирующие развитие познавательных интересов на уроках математики можно разбить на три группы. Первая группа связана с содержанием учебного материала. К ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу. Вторая группа – это организация процесса обучения. Сюда можно отнести различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы. Третья группа определяется отношениями, складывающимися между учениками и преподавателем, сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого преподавателя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.
Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом. Необходимо обогащать содержание материалом по истории науки и решением задач повышенной трудности, нестандартных задач. Нужно подчеркивать силу и изящество методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований. Требуется разнообразить уроки нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использовать технические средства обучения, наглядные пособия, различные формы устного счета. Также можно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке с помощью использования различных форм самостоятельной, творческой работы. Необходимо использование обратной связи: систематическим проведением опроса, проведением кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом; разнообразие домашнего задания; установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.
Для активизации познавательной деятельности учеников была разработана система приемов и методов формирования познавательного интереса к математике. В данную систему вошли следующие приемы и методы: устное решение примеров и задач; создание проблемных ситуаций; занимательные задания; организация самостоятельной работы; нетрадиционные формы урока; использование элементов историзма; домашнее задание; лабораторно-графические работы.
Многие приемы и методы формирования познавательного интереса к математике, приведенные в данной работе были применены непосредственно на уроках, а так же на внеклассных мероприятиях. Например, игра «Кто хочет стать отличником?», которая содержит вопросы и задачи из разных разделов математики. Еще одно внеклассное мероприятие по двум смежным предметам – математике и информатике, и второй тур межшкольной олимпиады были проведены по принципу телевизионной игры «Своя игра».
После проведения таких уроков, содержащих творческие, домашние, устные, занимательные задания, проблемные ситуации, самостоятельную работу, элементы историзма и нетрадиционные формы подачи учебного материала можно сделать следующие выводы. Во-первых, чтобы учение сделать для ученика не только привлекательным, но и результативным, необходимо направить творческую мысль учителя на поиски эффективных средств обучения, методов и приемов активизации познавательного интереса учащихся. Во-вторых, если умело применять разработанную систему приемов и методов активизации интереса к математике, то у ребят будет желание идти на урок и понимание, что математика — один из самых увлекательных предметов. Применение этих методов и приемов вносит в уроки разнообразие, приучает учеников работать систематически и создает атмосферу постоянного ожидания требования активного действия с их стороны.
Категория: Математика | Добавил: olga9743 (2011-12-02) | Автор: Ковалевская Ольга Николаевна E
Просмотров: 1102 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-20, 11:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru