Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Сборник "Математика в стихах"
Натуральные числа

В труде применяем сложенье,
Сложенье – и честь и почет:
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесет !

Нельзя забывать вычитанье,
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень !

В труде умноженье поможет
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим –
Умножатся наши дела.

Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда.
Кто поровну трудности делит ,
Разделит успехи труда.

Поможет любое из действий ,
Они нам удачу несут ,
И в жизни поэтому вместе
Шагают наука и труд
* * *
Богатство нужно так нажить ,
Чтоб никого не потревожить ,
Умножить – значит умно жить.
А умно жить – умножить !
Признаки делимости
НА «2»: Знать обязательно каждому надо,
Чтоб получить без ошибки ответ.
Из натуральных разделятся на «2»
Четные числа, нечетные нет.

НА «3»: Натуральные без всякого труда
Те лишь числа на «3» делятся всегда,
У которых сумма цифр, посмотри:
Без остатка тоже делятся на «3».

НА «5»:
О том, что не вернуть минуты вспять,
Давно по свету ходит поговорка.
А числа натуральные на «5»,
И те лишь числа делятся на «5»,
В конце которых ноль или пятерка!
* * *

Пропорция:
Кто с задачами постарается,
Тот не упустит решений.
А пропорцией называется
Равенство двух отношений.

Процент: В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки.
Сотую долю любого числа
Мы называем процентом.

Задача на проценты:
Чтоб решить на проценты задачу,
Поступайте вот так, не иначе:
Начинайте решенье с того –
Узнавайте цену одного.
Сколько надо процентов тогда
Вы найдете легко, без труда.

* * *
Обыкновенные дроби

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.

Сравнение обыкновенных дробей

Если дроби нам такие две даны,
У которых знаменатели равны,
Будет больше дробь, запомните бесспорно,
Только та, числитель больше у которой.

Умножение дробей обыкновенных
Без ошибки можно выполнить мгновенно.
Надо сразу их числители умножить,
Получается числитель в результате,
Знаменатели потом умножить тоже –
И получим новой дроби знаменатель.

Деление обыкновенных дробей:

Как деление дробей обыкновенных
Выполняется, запомнить каждый может:
Надо первую из двух, и непременно,
На обратную второй дроби умножить.

Десятичные дроби
Сложение и вычитание десятичных дробей:
При сложении десятичных
Двух иль нескольких дробей,
Все получится отлично,
Не волнуйся, не робей.
Если выполнишь разумно
Вычисления простые,
То в слагаемых и в сумме
Непременно запятые,
Не напрасно говорят:
Попадут в один лишь ряд.
Точно Оля, Ренат, Таня…
Выполняйте вычитанье.

Чтоб десятичные дроби сложить,
Нам не приходится долго мудрить:
Выстроим все запятые мы в ряд,
Цифра под цифрой строго стоят.
И в результате получим мы вновь,
Побольше других, десятичную дробь.
Десятичные дроби вычти, сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!

Умножение десятичных дробей:
Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько, три, пять, шесть…
Сколько их во множителях вместе есть.

Чтоб десятичную дробь округлять,
До какого разряда надо бы знать,
Разрядную цифру ты сохрани,
Добавь к ней единицу,
Если первая отбрасываемая цифра пять
Или больше пяти.

Деление десятичной дроби на натуральное число:
Знай, что деление дробей десятичных
На натуральные числа – обычно.
Только запомни совет мой простой:
Надо внимательным быть с запятой.
Кончил деление целой части,
Сразу поставь запятую в частном!

Действия с рациональными числами:
Сложение двух отрицательных чисел:
Минус с минусом сложить,
Можно минус получить.
При сложении двух чисел отрицательных
Надо модули сложить их обязательно.
И поставить сразу минус перед суммой,
Только минус, обязательно подумай.

Сложение двух чисел с разными знаками:
При сложении с разными знаками чисел,
Надо меньший из большего модуля вычесть.
И поставить того знак числа в результате,
Модуль больше которого, знай, математик!

Если сложишь минус, плюс,
То получится конфуз?!
Знак числа ты выбирай
Что сильнее, не зевай!
Модули их отними,
Да все числа помири!

Умножение и деление двух отрицательных чисел:
Не на шутку, в самом деле,
Если Оля, Канат, Зина…
Умножают или делят
Два числа со знаком «минус»,
Получают, спора нет,
Положительный ответ.
Умножение и деление двух чисел
с разными знаками:

Даже сказочный Емеля,
Чтобы спорились дела,
Умножает или делит
Разных знаков два числа.
Получает, не секрет,
Отрицательный ответ.

Минус с плюсом множь, дели,
Минус ставь, и не мудри!
Перед скобкой “плюс” стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой “минус” строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.

Многочлены

Я Многочлен от слова «много»,
Во мне всегда звучит тревога:
Как одночлены все собрать,
В какую сумму записать?
Живу всегда с друзьями в мире,
Люблю играть в примеры с ними.
А знаки «плюс», «отнять», «умножить»
Всегда играть готовы тоже.
Так вот, мой друг, сейчас давай- ка
В игру вот эту поиграй-ка:
Даю тебе два выраженья,
Ты результат найди сложенья.
Затем мы знаки поменяем
И все примеры прорешаем.

Н-р:
Производная
В данной функции от Х, нареченной игреком У= f(х)
Вы фиксируете Х, отмечая индексом Хо , f (х0)
Придаете вы ему тотчас приращение Х0 + Δ Х
Тем у функции самой вызвав изменение ΔУ= f (х0 + Δх) – f (х0)
Приращений тех теперь взявши отношение
Пробуждаете к нулю у Δх стремление Δх →0
Предел такого отношения вычисляется,
Он производною в науке называется. У/ = lim
Δх→0
* * *
В век 17 Ньютон
Доказал такой закон:
Сложа руки не сиди,
Производную ищи.
Ты решай задачу смело,
Принимайся-ка за дело.
Кривую черти с касательной,
Будь во всем внимательным.
Неравномерного движенья
Скорость вычислить спеши.
Вновь вперед! По теореме
Производную ищи!
* * *
Теорема Виета:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни- и дробь уж готова?
В числителе С, в знаменателе а.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе в, в знаменателе а.

Теорема Виета, помни всегда,
Уравнению приведенному только верна,
Корни которого может сложить
Да противоположный второй коэффициент получить.
Если корни ещё перемножит,
То и свободный член появиться может.
Это наше стихотворение
О корнях приведенного квадратного уравнения.

Как лучше запомнить первые
8 цифр значения π:

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо ныне нам заняться-
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибиться,
Чтоб окружность верно счесть,
Надо только постараться,
И запомнить, все, как есть…
3, 14, 15, 92 и 6

Кому – то сказки надоели,
А кто – то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.

Точка:
Я – невидимка. В этом суть моя.
Коль веришь ты, что существую я,
Одна лишь бытию пылинки мера:
В ее существованье вера.
Меня всегда изображают
Прикосновением пера иль мела
И буквою одной обозначают.
Но я пред всеми заявляю смелдо,
Что без меня и линий нет –
Они движенья точки след.
* * *
Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на пол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
«Что же это будет, дети?»
«Точка! – хором мы ответим.
* * *
Прямая: Без конца и без края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди –
Не найдешь конца пути!

Луч: Точка однажды решила проверить,
На сколько она убежит от себя.
И если мы будем ей на слово верить,
Ушла далеко она очень, друзья.
Прошла она лес и пустыни, и горы,
Хоть солнце сияло, гремела гроза –
Всегда по прямой, куда смотрят глаза.
Когда оглянулась, за нею вослед
Тянулся от домика тоненький след…
О новой фигуре разносится весть:
Конца в ней пусть нету,
Начало – то есть!
А солнце, тихонько взойдя из – за туч,
Сказало: «Друзья! Назовем его луч!

Отрезок:
Однажды линия прямая
Пришла на день рождения.
Но почему – то грустная,
В ужасном настроении.
«Ты почему грустишь сейчас?» -
Спросили гости линию.
«Забыла я подарок взять –
Фигуру темно – синюю».
Стали думать все, как быть,
Из тупика как выходить.
Вот воскликнул кто – то:
«Я придумал что – то!
Ты, прямая, - без конца,
Дай себя кусочек!
Не потеряешь ты лица –
В тебе так много точек!»
Прямая улыбнулась,
Привстала, повернулась,
Кусочек отщипнула,
Имениннице кивнула:
«Я хочу тебя поздравить
С днем рождения!
Мой подарок очень личен,
С двух сторон он ограничен –
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя!
Принимай его, лови
И Отрезком назови!»
Все захлопали, запели
И пустились танцевать.
Не одно, а два рожденья
Стали весело справлять.
* * *
Угол: Однажды Точка пошла на охоту,
Взяла она лук, две стрелы подлинней.
Подумала Точка: «Что будет, когда я
Пущу от себя две стрелы посильней?»
Подумала Точка и сделала это,
И вот получился у нас Уголок:
Красивый, веселый, две стенки имеет,
А в точке игривой смешной хохолок.

* * *
Луч с лучом соединили,
Вершину в точке закрепили.
Так тупой, прямой и острый
Угол нам построить просто!

* * *
Параллели:
Прямые, две подружки,
Так встретиться хотели,
Что шли к заветной цели
Сто тридцать две недели.
Не пили и не ели,
Глаза все проглядели,
И сил уж нету в теле…
Скажу вам я на ушко:
«Не встретятся подружки.
Они же параллели –
И, как бы ни хотели,
Прямые не сольются!»
* * *
Треугольник
Жили-были три подружки
В разных домиках своих.
Три веселых хохотушки –
Точками все звали их.
Между этими домами
Реки длинные текли.
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.
И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.
Мост с мостом соединился,
Треугольник получился.
* * *
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Я тупо -, прямо -, остро –
Угольный треугольник!
* * *
Попарно три прямых, пересекаясь,
Мне к трем углам дают три стороны.
По – разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы – и я остроуголен.
С одним тупым – тупоуголен.
Коль остры два, а третий прям –
Прямоуголен я.
По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.
А от других фигур тем отличаюсь,
Что из вершины всех углов
Окружность провести всегда готов,
За хорды стороны примите,
И центр тогда легко найдите.
* * *
Песенка треугольников:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе - друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.

Медиана, биссектриса, высота:

Биссектриса: Я, биссектриса, не больно мала,
Над углом любым я голова,
Из вершины его выхожу
И его пополам делю.

Медиана: Я, Медиана, не меньше важна,
Тоже иду из вершины угла.
Но делю я не угол на два,
А сторону ту,
Что против угла.
Сторону я пополам разделю –
Два треугольника вам подарю.

Высота: Я, Высота, третья сестра.
Тоже иду из вершины угла,
Ни угол, ни сторону я не делю,
А кратчайшим путем к основанию иду.
Все вместе: Коль равнобедренный треугольник
И из вершины одной мы идем,
Трое сливаемся в линию общую.
Вместе мы к основанию придем.
* * *
Знает каждый школьник,
Как меня построить.
К чему не проведут меня,
Всем перпендикулярна я.
Отгадай, вопрос простой,
Как зовусь я? (Высотой)

Вначале вы найти должны
Середину стороны.
Ее соединишь с вершиной,
И меня уж получил ты.
Просто все и без обмана.
Как зовусь я? (Медиана)

В треугольнике, друзья,
Ошибаться нам нельзя.
В нем отрезки проведи,
Правильно их назови:
Биссектриса, словно крыса,
Она лазит по углам
И делит угол пополам.
И как ласковая мама
Сторону разделит пополам
Наша Медиана.
Высота со стороной
Составят угол, да прямой.
Биссектрису, медиану, высоту
Аккуратно из вершины проведу.

Определение косинуса, синуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике.
Шарада
Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко.
А второе просто «на».
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая
Слово задом наперед!
(Снег-на-ток... котангенс).

С тригонометрией сейчас
Знакомы даже звери.
Правила все говорят
Четко и уверенно.
И попросим мы зверят
Рассказать их для ребят.
Как мы косинус считаем,
Ты спроси медузу.
— Делим прилежащий катет
На гипотенузу.
Синус вычислить сумеет
Зверь любой из лесной чащи:
На гипотенузу делит
Катет противолежащий.
Чтобы тангенс получить,
Нужно катеты делить.
Вы в числителе берете
Тот, что для угла напротив.
Тот, который прилежит,
В знаменателе пиши.
Если дробь перевернуть,
Это тоже верный путь!
Ты с конца прочти, дружок,
Как ложится «снег на ток».
— Как назвали отношенье катета к гипотенузе?
У кого ни спросим мы,
Отвечают: «Косинус».
Все мы думали-гадали:
Какой же они катет брали?

Квадрат
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его КВАДРАТ

Присмотритесь - ка к квадрату:
Он здоровый, тороватый,
Он надежнее, как друг,
Чем уж слишком круглый круг.
Каждый может быть свидетель,
Что в нем дышит добродетель;
В нем четыре стороны,
И все стороны равны.
Без обмана перед нами
На бумаге он с углами,
Честен с каждою чертой.
Каждый угол в нем прямой.
Тем еще квадрат отличен,
Что вполне он симметричен;
Треугольников всех рать
Вам того не может дать.
Ничего нет несомненней,
Ничего нет неизменней;
Каждый должен быть здесь рад,
Что на свете есть квадрат.
* * *
Рекомендуюсь: я – квадрат,
Любую площадь я измерить рад.
С глубокой древности я – мера площадей,
Она – в квадрате стороны моей.
Имею я четыре стороны,
И все они равны.
* * *
Возьми линейку, карандаш
И начерти квадрат.
Неважно, если вышел он
Немного кривоват.
Отметим стороны длину:
Пять сантиметров пусть.
Теперь задание: а ты Внимательнее будь.
Ты сумму всех его сторон,
Пожалуйста, найди,
И самый быстрый способ ты
В ответе приведи.

* * *

Теперь задача посложней.
Опять черти квадрат.
Теперь он ровный? Хорошо!
Я очень – очень рад!
Четыре сантиметра мы
Отметим в стороне,
Найди периметр и ответ
Скажи скорее мне.
Теперь скажи, а можешь ты
Совсем без вычисленья
Квадрата площадь мне назвать,
Притом без промедленья?

Ну, какой же он добряк!
Всем он друг, а может брат.
А углы-то все прямые,
Да и стороны родные.
Хоть положь или поставь,
Был квадрат и есть квадрат.

Прямоугольник
Если все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырехугольник
Назовем – прямоугольник.
* * *
Его знает каждый школьник,
Брат квадрата – прямоугольник.
Его используют везде:
И в учебе, и в труде.

Если ищем ширину,
Делим площадь на длину.
Хочешь ты найти длину –
Раздели на ширину.
* * *

Параллелограмм

Все услыхали шум и гам.
В чем дело? Что случилось?
Прямоугольник раздавили там –
Он зваться стал параллелограмм.

Вот – параллелограмм.
Хоть стороны его попарно и равны,
И параллельны,
Все же он в печали,
Что не равны его диагонали.

Это тоже надо знать всем вам:
Если дан четырехугольник –
Добренький многоугольник,
И его диагонали разделились пополам,
И есть равные углы,
И лежат друг против друга
По две равных стороны,
Он давно знаком всем вам,
Его зовут параллелограмм!
Ромбом параллелограмм называется,
Если у него все стороны равняются.

Если стороны равны в параллелограмме,
То ромбом его будем звать, как в эпиграмме.

Трапеция
Ножницам нашли работу:
Как он там не вертится,
Обрежь прямоугольник –
Получится трапеция!

* * *
От треугольника вершину
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую картину:
На тонущий похожа бриг,
Не Атлантида,
Не Венеция –
Явилась нам трапеция!

Вот трапеция дана,
Площадь нам её нужна.
Чтобы площадь получить,
Основания надо сложить.
Произведение полусуммы оснований на “аш” (h),
Вот и весь её кураж!

* * *
Периметр
Однажды все стороны плоской фигуры
Решили сложиться и что – то купить.
Прибавили быстро они друга к другу –
И им не пришлось в магазинчик ходить.
У них получился периметр отличный,
Когда те сложили все длины свои…
Прекрасно, коль есть для фантазий простор:
Периметр выходит из суммы сторон!
* * *
Площадь
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите – ка сюда:
Здесь построились друзья –
Будто бы солдатики –
Равные квадратики.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их пересчитать.
* * *
Площади многоугольников.

Друзья мои, легко найти
S параллелограмма:
Вы помножьте а на b
И на синус гамма.
(S=absin )

S трапеции ты знаешь.
Посчитай, я подожду.
Полусумму оснований
Ты умножь на высоту.
(S = (а+b/2)h)

Площадь треугольника
Знать, конечно, надо:
Мы умножим а на аш
И разделим на два.

Окружность
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется окружность.
* * *
Окружность и круг
Встретились окружность с кругом,
Спорить стали вот о чем:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
«Я большой и, посмотри, -
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри».
Тут воскликнула окружность:
«Жить не сможешь без меня!
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя!»
Долго спорили фигуры,
Кто из них кого главней ,
И соседей опросили,
И знакомых, и друзей.
Но закончить этот спор
Не смогли и до сих пор.
В чью же пользу и без ссор
Разрешится этот спор?
* * *
Хорда
Желтеют вновь листочки
До огне6нного блеска,
Осенние в погоде перемены.
Окружности две точки
Соедини отрезком
И хорду ты получишь непременно.
Куб
Ты с кубом знаком?
Ну, конечно же, да!
В кубики с детства играл ты.
В кубе шесть граней, запомни, всегда
Грани эти – квадраты.
Ребер двенадцать и восемь углов –
Куб на рисунке примерно таков.
* * *

Теперь предположим: ребро 8 метров.
Не торопись, будь точнее с ответом.
Вычислить надо, хоть это и трудно,
Полную площадь поверхности куба.
Подсказка: Площадь одной грани можно найти,
Это, конечно, не сложно.
А полную площадь потом рассчитать
Будет легко и возможно.
* * *
Теорема Пифагора
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путем
К результату мы придем. И. Дырченко.

* * *
Симметрия:

Симметрия! Я гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожки,
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой – творение мороза.
* * *
Пирамида и двугранные углы
Если верно чертеж начертил,
То уже половину задачи решил.
Чтобы задачу о пирамиде решать,
В ней высоту надо вниз опускать.
Узнай, где основание той высоты,
Тогда и задачу скорее реши.
Раскрыв хоть книгу, хоть тетрадь,
Двугранный угол встретишь ты опять.
А в нем – линейные углы,
И все, конечно же, равны.
С углом линейным не шути,
Скорее строй и находи.
На ребре двугранного угла
Пусть будет точка какая – то дана.
Перпендикуляры из нее ты в гранях проведи
Линейный угол уж готов, его и находи.
На одной грани точку возьми,
Перпендикуляры из нее к ребру
И другой грани проведи,
Их основания соедини,

Используемая литература:
1. Журналы «Математика в школе»
2. Приложение к газете «Первое сентября» -
«Математика»
3. Журналы «Начальная школа»
4. «Логические игры и задачи на уроках
математики» А.П. Тонких, Т.П. Кравцова
Категория: Математика | Добавил: Рыч (2011-12-25) | Автор: Чумакова Л.В. с.Каменскуральское E
Просмотров: 7484 | Комментарии: 6 | Теги: математика. Стихи. | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-11-24, 11:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru