Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ:"СЕРНАЯ КИСЛОТА.СУЛЬФАТЫ"
Методическая разработка
урока химии в 10 классе.

Серная кислота. Сульфаты.

Тема: Серная кислота. Сульфаты.
Цели урока:
Обучающая- изучить свойства серной кислоты, рассмотреть стадии производства серной кислоты, особенности взаимодействия серной кислоты с органическими веществами, качественное определение сульфат - иона, применение серной кислоты и сульфатов, производство в Казахстане.
Развивающая- содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через постановку проблемных вопросов, при подготовке творческих домашних заданий, выполнении исследовательской лабораторной работы и т.п., а также умению сравнивать, анализировать,
Воспитательная – обеспечить формирование интереса к химической науке через использование химического эксперимента,возможности компьютера, вопросов проблемного характера, межпредметного материала; экологическое воспитание, нравственное воспитание.
Тип урока: изучение нового материала в 10 классе.
Форма урока-устный журнал
Средства обучения:
1) Актуализация внимания учащихся с применением формы урока-устный журнал
2) Оборудование и реактивы для лабораторных опытов.
3) Компьютер с мультимедиапроектором, презентация
4)CD диск-электронный учебник
5) таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Оборудование: пробирки, штативы для пробирок,
,гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида бария, сульфата натрия, сульфата меди (II), медная проволока, цинк гранулированный.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть урока.Эмоциональный настрой урока.
Вступительное слово учителя.
Множество тайн и загадок таит в себе удивительная наука химия.Сегодня мы приоткроем завесу тайны и узнаем все о важнейшем веществе –серной кислоте. А пройдет наш урок в форме устного журнала. Листая странички которого, вы узнаете о строении, особенностях химических свойств серной кислоты, из чего и как ее получают и конечно же сферы ее применения. Сегодня в течении урока вы будете проверять и оценивать себя сами.За каждое задание вы будете ставить «+» на полях тетради, не верное- «-».В конце урока мы совместно подведем итоги.
2.Изучение темы.
Первая страница. «Состав, строение серной кислоты» (Слайд2)
Эпиграф этой страницы «От анализа – к структуре, а от нее к свойствам».Как вы думаете, в чем заключается смысл этих слов?(Свойства веществ зависят от их строения).
Я хотела бы спросить: Что вы знаете о серной кислоте? (Слайд 3)( Учащиеся называют формул ,сильная, является электролитом, двухосновная, кислородсодержащая,). По щелчку появляются эти надписи на экране. Учитель акцентирует внимание учащихся, что эти знания они получили в 8-9 классе.
Давайте обратимся к тексту учебника. Изучите физические свойства серной кислоты и запишите, что нового вы узнали.(Учащиеся отвечают, затем появляются записи на доске).
Давайте обратимся к строению серной кислоты.(Слайд 4).Ее молекула имеет тетраэдрическую форму. Какова валентность и степень окисления серы в кислоте?
Вторая страница. «Историческая».(Слайд 5) Эпиграф: «Без прошлого,нет настоящего и будущего»
Сообщение учащегося «История открытия серной кислоты».
Третья страница. «Получение серной кислоты».(Слайд 6)
Сырьем для получения серной кислоты является самородная сера и сульфиды: Серный колчедан, свинцовый блеск и цинковая обманка.(Слайд 7)
Вопрос :какое сырье наиболее выгодно? Для этого я попрошу экспертную группу (в составе 3 человек)огласить результаты своих расчетов.(Задание было дано в качестве домашнего).
Учащиеся делают вывод.
Химизм производства.(Слайд 8).Учитель обращает внимание на то, что процесс идет в несколько стадий,вторая стадия-каталитическая.
Технологическая схема производства получения серной кислоты контактным способом.(Слайд 9).Учитель сообщает ,что подробно данную схему и весь технологический процесс учащиеся будут изучать в 10 классе в следующем разделе.
Учащийся выступает с сообщением на основе обзора периодической печати, интернета: «Новости химического производства в Казахстане»
Учитель дополняет выступление: В послании Н.А.Назарбаев делает акцент именно на создании зеленой энергетики ,направленной на улучшение экологии и рационального использования природных ресурсов.Именно эти принципы соблюдаются на многих металлургических заводах Казахстана.Гордостью нашей страны является АО «Казцинк» в г.Усть-каменогорске,продукция которого ,а именно цинк и свинец находятся в Лондонском стандарте чистоты,как этолон.Кроме того процесс на производстве налажен так,что отходы практически сведены к нулю.Помимо металлов на этом предприятии действует цех по производству серной кислоты,сырьем для которой является сернистый газ,образующийся при сжигании руды.
Четвертая страница. Химические свойства разбавленной серной кислоты.(Слайд 10).Девиз: «Чтобы познать, нужно научиться наблюдать»
Что значит разбавленная серная кислота? При разбавлении кислоты необходимо соблюдать правило: Кислоту тонкой струйкой наливают в воду, а не наоборот! (Слайд 11).Кто может сказать,почему? Какие еще правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с кислотами, химическими реактивами?
В начале урока вы сказали,что серная кислота-электролит.(слайд 12).Из уравнений видно,что серная кислота диссоциирует ступенчато,и образует два класса солей: средние соли-сульфвты и кислые соли –гидросульфаты.
Назовите вещества, с которыми может, на ваш взгляд, вступить в реакцию раствор серной кислоты?(Учащиеся выдвигают свое предположение)
(слайд 13)
Zn Cu NaOH Сu(OH)2 Na2CO3
H2SO4 ? ? ? ? ?
Можно ли считать предположение объективным и правильным?
Народная мудрость гласит: …доверяй, но проверяй; или лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Задание: исследуйте отношение серной кислоты к различным веществам.
Индивидуальная исследовательская работа
Действие серной кислоты на:
І - металлы: Zn,Cu (слайд 14)
ІІ -щелочи: NaOH,(слайд15)
ІІІ-нерастворимые основания, Сu(OH)2 (слайд16)
ІV- соли: Na2CO3, (слайд17)
Учащиеся проводят химический эксперимент, составляют уравнения реакций, проводят самопроверку,(сверяют правильность написания уравнений с записями на слайде.)
Делают вывод. (слайд18)
Как же можно отличить серную кислоту от других кислот и ее соли?
Качественной реакцией на сульфат-ион является взаимодействие с растворимыми солями бария. Проведем эксперимент,отметим признаки реакции.(слайд 19).Учащиеся делают вывод.
Пятая страница «Исследовательская» «Простознать-еще не все,знания нужно уметь использовать».(слайд 20)
Парная работа.На столах учащихся находятся растворы солей.
1 пара-сульфат натрия,хлорид натрия.
2 пара- хлорид цинка, сульфат калия.С помощью качественной реакции определите,в какой пробирке находятся сульфаты.Учащиеся проводят эксперимент составляют уравнения химических реакций,осуществляют самопроверку.(слайд21)
Учитель. Мы исследовали свойства разбавленной серной кислоты.Концентрированная серная кислота является сильным окислителем (Слайд 22).Она окисляет некоторые металлы ,расположенные после водорода в ряду напряжений,например медь.
Горячая концентрированная серная кислота окисляет многие неметаллы, например углерод и серу. Обратите внимание на продукты реакции.(слайд 23).Что является окислителем в реакции концентрированной серной кислоты с этими веществами.
Учащиеся делают вывод.
Учитель:Скажите пожалуйста,почему же серная кислота так опасна для человека?Может ли она окислять органические вещества?Давайте посмотрим видиоопыт(слайд24).Подробно изучать действие серной кислоты на органические вещества вы будете изучать в 11 классе.
Шестая страница : «Экологическая». Эпиграф «Будущее планеты –в наших руках».(слайд 25)
Мы знаем,что химические вещества могут приносить как пользу,так и вред человеку,окружающей нас природе.Кислоты-не исключения..Одной из глобальных экологических проблем являются кислотные дожди.Чтоэто нам поможет разобраться (сообщение учащегося «Кислотные дожди») слайд 26,27.)
Седьмая страница .Применение серной кислоты .(слайд28)
Давайте изучим еще одну страницу нашего журнала.(сообщения учащегося «Применение серной кислоты).
Итак,наш журнал прочитан от корки до корки, к концу подходит и наш урок, пора подводить итоги.
Выставление оценок. Каждый называет количество «+» которые он набрал. Совместно с учителем ставится оценка, аргументируется.
Домашнее задание. §8.20, стр273 №6
Рефлексия :
Дополните фразу:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Я довольна вашей работой на уроке, вы умеет мыслить, доказывать свои предположения. Но моей оценки недостаточно. Оцените каждый свою работу на уроке: подчеркните на выданных вам карточках то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце урока. Объясните, почему вы себя так чувствуете? Какой фрагмент урока вам запомнился?
Категория: Химия | Добавил: esavikova (2015-01-17) | Автор: Савикова Елена Николаевна E
Просмотров: 463 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 1:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru