Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок в 9 классе "Реакции ионного обмена"
Тема урока: Реакции ионного обмена, 9 класс
Цель урока: объяснить сущность реакций ионного обмена, уметь видеть признаки этих реакций, разработать алгоритм для записи реакций ионного обмена.
Результаты обучения: учащиеся умеют самостоятельно записывать реакции ионного обмена (полную и краткую форму), различают катионы и анионы.
Критерий успеха: Я знаю, как записывать полную и краткую форму ионного уравнения.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Ход урока:
I. Организационный момент.
П. Актуализация знаний.
На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы учились писать
уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы и наоборот
по одному из ионов составляли формулу вещества электролита. На
сегодняшнем уроке мы будем использовать эти знания.
1. Фронтальный опрос по материалам предыдущих уроков.
- Что такое электролиты?
- Виды электролитов.
- Что такое электролитическая диссоциация?
-Какие типы реакций мы с вами изучили?
- Какие реакции называются реакциями обмена?
2.Индивидуальная работа учащегося
Карточка 1. (карточка на «4»)
Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.
Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт,
Карточка 2 (карточка на «5»)
Написать уравнения диссоциации следующих веществ:
KNO3, Ba(OH)2, Na2SO4 , Al(NO3)3, H2SO4,
III. Изучение нового материала.
Электролиты при растворении в воде распадаются на ионы, а что произойдет, если слить два электролита вместе? (учащиеся отвечают: реакция)
Реакция между ионами называется реакцией ионного обмена.
1.Запись темы урока в тетрадь: Реакции ионного обмена
Провести демонстрационный опыт взаимодействие хлорида алюминия и гидроксида натрия.
1.Что вы наблюдаете при протекании реакции?
2. Как вы думаете, почему это происходит?
3. Что будет, если вместо хлорида алюминия взять хлорид серебра?
Работа с интерактивной доской, показ презентации по составлению реакций ионного обмена (слайд 1-9)
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ
1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют, их записывают в молекулярном виде.
2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
3. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
4. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз v, выделение газа отмечают стрелкой вверх ^.
5. Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.
IV. Просмотр видеоролика (позитивное настроение)
На каждую парту раздаю лабораторный опыт:
1 парта K2CO3 HNO3
2 парта NaOH HNO3
3 парта CuCl2 NaOH
Выполнив свои опыты, учащиеся объединяются в 3 группы, в которых обсуждают проделанные опыты. Далее в группе составляют флипчарт на тему: «Реакции ионного обмена. Правила составления уравнений реакций».
В группе назначается один эксперт, который оценивает работу учащихся в группе и защищает свой флипчарт.
V.Закрепление.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Каждому в группе своё задание, затем взаимопроверка
Первичный контроль знаний
1. NaOH + H2SO4 =
2. MgCO3 + HCl =
3. AgNO3 + ZnCL2 =
4. KOH + H2SO4=
5. K2CO3 + H2SO4=
6. Pb(NO3)2 + NaCl =
Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.
2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).
Рефлексия
А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. (Мне сегодня было интересно, я понял, что, мне было трудно).
Домашнее задание параграф 8, с.41 №1,2

Таблица оценивания для эксперта
Критерий
Принимает участие в составлении кластера
Объясняет проведенную реакцию
Свободно записывает уравнения
реакций
Предлагает правила алгоритма
Делает вывод о протекании реакций
всего

Учитель химии II категории, Сюсюкина Валерия Витальевна
Шортандинской средней школы№2,
Категория: Химия | Добавил: Лерка (2015-01-26)
Просмотров: 766 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru