Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Открытый урок "Загадочная глина"
«Загадочная глина».
Девиз урока:``Познание начинается с удивления`` Аристотель.
Цель урока:
1.Через систему познавательных задач формировать знания о нахождении алюминия в природе, его физических и химических свойствах, актуализировать опорные знания о применении, а также исторические факты связанные с использованием алюминия.
2. Используя проблемно- интегративный подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем.
3.Формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы и установленной закономерности.
4.Развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по истории, литературе, живописи, философии.
5.Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир и ориентироваться в информационном, задумываться над его внутренней сутью, причинами изменений, анализировать условия определяющие различные тенденции его развития.
Оборудование: плакаты, газеты, выставка изделий из алюминия, рефераты учащихся, презентации, справочники.
1. зачитывается стих: Нельзя представить мир наш...
2.Мы продолжаем с вами работать по теме ''Металлы''. Проведем опрос по вопросам прошлой темы.Игра ''Пин-понг''.
1.Первоначальная формулировка периодического закона.
2. Современная формулировка периодического закона.
3.Дать характеристику металлам по ПСХЭ.
Игра «Рассказ о себе»
4.Назвать общие физические свойства металлов. Как металлы отличаются : -по плотности (легкие, тяжелые)
-по температуре плавления.
(легкоплавкие, тугоплавкие)
-по твердости. (мягкие, щелочные, твердые - хром)
5. -Химические свойства металлов:
1. Mg + CO2 -->2MgO
2. с галогенами:
2Na +Cl2 → NaCl
3. с кислотами:
Mg + HCl --> MgCl + H2
4. С солями:
Zn + Pb(NO3)2 → Zn(NO3)2 + Pb

Переходим к теме занятия: «Загадочная глина».
Эпиграф:
«Познание начинается с удивления».
Рассматриваем выставку предметов нашего пользования и попробуем предположить о чем сегодня пойдет речь (фольга, тетрапакеты, лекарственные препараты).
Историческая справка:
Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Боясь, что новый металл, с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного» металла.
«Опасность» миновала и, к сожалению, надолго. Лишь в XVI веке, т.е. спустя примерно полторы тысячи лет, в историю алюминия была вписана новая страница. Это сделал талантливый немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс.
Императором Франции в то время был Наполеон III – «маленький племянник великого дяди», как назвали его тогда. Большой любитель пустить пыль в глаза, он устроил однажды банкет, на котором члены монаршей семьи и наиболее почетные гости были удостоены чести есть алюминиевыми ложками и вилками. Гости же попроще вынуждены были пользоваться обычными вилками (для императорских банкетов разумеется) золотыми и серебряными приборами. Конечно, было обидно до слез и кусок не лез в горло, но что поделаешь, если даже император не мог тогда обеспечить каждого алюминием по потребности.

И только спустя 1,5 тысячи лет благодаря датскому ученому Эрстеду, а затем и немецкому химику Велеру в 1825г. был получен алюминий.
«Он яркой звездой загорится
Легкий и белый металл
В 13-той клетке таблицы
Подчетное место занял»

-Алюминий – один из самых легких металлов: он в 2,5 раза легче железа. По теплопроводности и электропроводности он уступает лишь серебру, золоту и меди. Высокая пластичность алюминия позволяет прокатывать его в фольгу толщиной до 3 микронов, вытягивать в тончайшую, как паутину, проволоку: при длине 1000 метров она весит всего 27 граммов и умещается в спичечной коробке.
Получают алюминий из: глины — Al2O3*2SiO2*2H2O
боксита - Al2O3 * 2H2O
глинозема– Al2O3 . Из глинозема также получают корунд который окрашивает минералы в синий цвет сапфир, и в красный цвет — рубин.

Признаки Цвет Твердость Температура плавления Плотность
Дюралюминий

Алюминий Серебристо – белый

Серебристо - белый Больше 2,3

2,3 540°C

660°C 2,9 г/см3

2,7 г/см3

Химические свойства:

+3O02 --------- Al2O3
+3Cl0 --------- 2AlCl3
2Al + 6ё +3S0 ---------- Al2S3
+6HCl ------------- 2AlCl3 + 3H2
+3CuSO4 ----------- Al2(SO4)3 + 3Cu
+NaOH + 2H2O ----------- 2NaAlO2 + 3H20
Применение:
- Основной потребитель алюминия – авиация.
Как по объему, так и по весу алюминий занимает первое место среди металлов, применяемых в самолета – и ракетостроении! От 2/3 до ¾ сухого веса пассажирского и от 1/20 сухого веса ракеты – вот его доля в летающих конструкциях.
Из алюминиевых сплавов была изготовлена оболочка первого советского искусственного спутника Земли, оболочка корпусов американских ракет, а позднее и космических кораблей.
Из них делают различные детали космической аппаратуры – кронштейны, крепления, шасси, футляры и корпуса для многих инструментов и приборов. Фольга из чистейшего алюминия служила флуоресцирующим экраном, установленным на одном из спутников для исследования выбрасываемых солнцем заряженных частиц.
Важный потребитель этого металла – электротехническая промышленность. Провода высоковольтных линий передач, обмотки моторов и трансформаторов, кабели, цокали ламп, конденсаторы и многие другие изделия делают из алюминия.
Учёные установили, что алюминий не разрушает витамины. Поэтому из него изготовляют аппаратуру для маслобойной, сахарной, кондитерской, пивоваренной промышленности.
Прочные позиции завоевал этот металл и в строительстве. Первая алюминиевая крыша, поставленная в 1897 году, стоит без ремонта и по сей день. Мосты, здания, гидротехнические объекты, ангары – везде находит применение чудесный легкий металл.
Уже создана алюминиевая (покрытая слоем алюминия) ткань, которая обладает замечательными свойствами: она «умеет» и согревать, и охлаждать. Занавеси на окнах из этой ткани, если их повесить металлом наружу, пропустят световые лучи, но отразят тепловые – в жаркий летний день в комнате будет прохладно.
Зимой же занавеси следует перевернуть: тогда они будут возвращать тепло в помещение. В последнее время ученые и инженеры большое внимание уделяют созданию совершено новых материалов – пенаметаллов. Уже разработана технология получения пеноалюминия, 1 см3 весит всего 0,19 грамма. Пробка, всегда служившая синонимом легкости, на 25-30% тяжелее этого материала.
Биологическая роль, алюминия заключается в его необходимости организму в качестве микроэлемента.
У человека алюминий обнаружен во всех органах, тканях и выделениях. В организме человека содержание алюминия составляет 10-3%. Больше всего алюминия содержится в легких, печени, костях, головном мозге. Алюминий принимает участие в построении эпителиальной и соединительной ткани, в процессе регенерации костной ткани, в обмене фосфора. В зависимости от концентрации в организме алюминий оказывает активирующее или ингибирующее действие на активность пищеварительных ферментов.
Известно, что нитрат алюминия повышает общую кислотность организма и переваривающую способность желудочного сока, увеличивает содержание в нем свободной соляной кислоты (под действием гидролиза). Алюминий влияет на центральную нервную систему: повышенное содержание этого элемента в крови вызывает возбуждение, а пониженное – торможение.
Рассмотрим токсическое действие алюминия на организм человека. Алюминий 0- биологический конкурент железа, кальция и фосфора.
Высокая комплексообразующая способность алюминия обуславливает угнетение активности ряда ферментов, особенно участвующих в кроветворении (блокируется их активные центры).
Алюминий обладает нейротоксическим действием – нарушает двигательную активность, вызывает судорогу, снижение памяти, некоторые психические реакции на подобия слабоумия. Имеются данные о мутагенной активности алюминия.
Завершаем урок релаксацией прослушивая стихотворение:

Не сразу путь он к нам нашел, Сидим удобно в кресле мы
Дороже золота когда-то, И смотрим телепередачу,
Сейчас, он прочен, нетяжел- Без алюминия, увы -
Такие строят агрегаты! Наш «ящик» нечего б не значил.

Столбы стоят и тут и там, Вот посвящаю оду-мини
Несут нам свет и в дождь и в иней. И правду про него пишу:
Шагает ток по проводам, Простой и не нужный алюминий
А провода те – алюминий! Всех уважать его прошу!

Заслушиваем сообщение и презентацию на тему «Вклад химии в победу».
Таблица Менделеева на защите Родины.
Элемент:
Литий 73Li. Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха.
Бериллиевая бронза 94Be. Сплавы Be, Mg, Al, Ti необходимы в создании ракет и скорострельных авиационных пулеметов, в первые применены в годы войны.
Азот 147N. Входит в состав взрывчатого вещества. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты HNO3, и ее солей.
Магний и алюминий 2412Mg, 2713Al. Изготовлялись прочные и сверхлегкие сплавы для самолетостроения.
Титан 4822Ti. С другими металлами идет на изготовление танковой брони, так же применяют в радиотехнике.
Ванадиевая сталь 5123V. Изготовляли солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, броневые снаряда.
Хромовая сталь 5224Cr. Изготовляли огнестрельные орудия, корпусы подводных лодок.
Железо и кобальтовая сталь 5626Fe, 5927Co. Использовались для изготовления магнитных мин.
Германий 7332Ge. Используется в радиолокаторах.
Мышьяк 7533As. Составная часть отравляющих веществ.
Тантал 18173Ta. Используется в изготовлении радарных установках, передаточных радиостанций.
Вольфрам 18474W. Из сплавов и сталей вольфрама: изготавливают танковую броню, оболочки торпед и снарядов.
Уран 23892U. Величайшее достижение науки породило величайшую трагедию человечества. Первая атомная бомба была создана (из урана) в США и 6 августа 1945г. сброшена на Хиросиму.
Плутоний 24494Pu. Первая плутониевая бомба была создана также в США. 9 августа 1945г. она была сброшена на Нагасаки. Ее взрыв повлек за собой десятки тысяч смертей и сотни тысяч тяжелых увечий. Последствия взрыва сказываются и сейчас на новых поколениях.

Подведение итогов урока.
Категория: Химия | Добавил: tamara1964 (2015-02-04) | Автор: Тамара Петровна Минакова E
Просмотров: 223 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru