Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Общая характеристика металла
Тема: «Общая характеристика металлов»
Класс: 9
Дата проведения: 17.01.2013

ЦЕЛЬ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ:

• Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;
• Обобщить понятие о металлической кристаллической решетке;
• Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;
• Обобщить знания учащихся о распространении металлов в окружающей среде;
• Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Продолжить формирование мировоззренческих взглядов учащихся, умений устанавливать причинно - следственные связи, воспринимать и перерабатывать информацию;
• развивать критическое мышление учащихся, умения понимать смысл того или иного сообщения; формировать умения находить, передавать и принимать требуемую информацию, с использованием компьютера, Интернета, мультимедиа, выделять главное из постоянно увеличивающегося потока информации, сравнивать и обобщать, переносить знания в новую ситуацию;
• Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности, Прививать, умение грамотно выражать свои мысли, показать эрудицию и сообразительность;
• Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;
• Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).
• Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность целеустремленность учащихся;
• Вырабатывать бережное отношение к своему здоровью, используя элементы здоровье сберегающей технологии, позволяющей снять утомление с мышц глаз;

Оборудование урока:
1) Задания – инструкции для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"
2) наборы металлов и реактивов для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"
3) ПСХЭ Д.И.Менделеева;
4) Карточки с заданиями для слабых уч-ся
5) Компьютер, интерактивная доска, Презентация
6) Учебник «Химия – 9 класс»
Тип урока: комбинированный
Метод урока: беседа, рассказ, демонстрация, лабораторная работа, викторина
Межпредметная связь: литература, физика, валеология, английский язык

ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Приветствие учителя

2. Опрос домашнего задания по теме: «Металлы в жизни человека» (слайд №3)
1. Раздача карточек с заданиями для слабых уч-ся
2.Фронтальный опрос
3. Выступление учеников подготовивших небольшое сообщение о металлах: серебро, цинк

3. Объяснение нового материала

Из 110 химических элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева 88 элементов образуют в свободном состоянии простые вещества - металлы.
Какое место занимают металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? (слайд №4)
Если провести диагональ по периодической таблице, оказывается, то можно увидеть, что металлы находятся в нижней левой части системы. Из 110 химических элементов 88 являются металлам. Металлы проявляют восстановительные свойства:
Ме0 – nе- → Ме+n
По своему строению они схожи друг с другом. Они имеют большой радиус атома по сравнению с неметаллами, на наружном уровне у них от 1 до 3 электронов.
(2 ученика выходят к доске и составляют стрение атомов металлов)
Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью.

На кухне кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом). Подойдем к зеркалу и увидим свое отражение в слое металлического серебра. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом, дав начало или окончание уроку. Повернули выключатель – и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Вот сегодня мы и поговорим о них.

Немного истории ( слайд №5) Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.
В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.
В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный. (слайд№6)

Что означает слово «металл»? (слайд№7)
«Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов.
О каких физических свойствах металлов идет речь?

Вспомните, какой вид связи в металлах? (слайд№8)
Каждый атом металла окружен соседними атомами. Оторвавшиеся внешние электроны при сближении атомов свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя все в одну гигантскую молекулу. Небольшое число обобществленных электронов связывает большое количество ионов и атомов. Атомы металлов сравнительно слабо удерживают свои внешние электроны, поэтому, в кристаллической решетке металлов, эти электроны, покидая свои атомы, превращают их в положительно заряженные ионы. Такая связь называется металлической. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка обуславливают общие физические свойства металлов.

Какими физическими свойствами обладают металлы? (слайд №9)
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, ведь цель – в обобщении этого множества» Д.И.Менделеев
Сегодня на уроке нам предстоит этим заняться.
Почему металлы заняли такое важное место в нашей жизни, в нашей истории, в нашей культуре? Какими
удивительными свойствами они обладают? Почему они нашли такое широкое применение? В чём
заключаются особенности строения металлов?

Обобщить и расширить знания об общих и специфических физических свойствах металлов, познакомиться с ролью металлов

Прежде, чем перейти ко второй части урока, проведем пальминг.Слово пальминг произошло от английского слова «palm» - ладонь, рука. Эммануил Кант говорил, что рука - это мозг, выведенный наружу. Сейчас мы своими руками будем воздействовать на свои глаза, то есть выполнять пальминг. Центр ладони должен быть расположен над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) - на переносице.
Ладошки на глазах должны лежать плотно. Локти необходимо поста вить на стол, сесть удобно. Закрыть глаза ладошками, подождать несколько секунд - и мягкое, легкое тепло пошло от ладоней в наши глаза. Если такое ощущение пришло, то пальминг можно закончить, глаза открывать необходимо потихоньку, с осторожностью.

Выполнение лабораторной работы
Ученикам раздаются лотки с металлами и оборудованием и прилагаются задания – инструкции по изучению одного из физических свойств металлов (работа в парах)
• АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ;
• ТВЕРДОСТЬ;
• МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛЕСК;
• ЦВЕТ МЕТАЛЛОВ;
• ПЛАСТИЧНОСТЬ (КОВКОСТЬ);
• ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ;
• ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ;
• МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ;
• ПЛОТНОСТЬ.
После выполнения работы каждая пара описывает свойства металлов отвечая на вопросы
Учащиеся внимательно слушают и записыают выводы в тетрадь для лабораторных работ в соответствующую таблицу
Физические свойства Характеристика металлов
1.Агрегатное состояние
2.Твердость
3.Металлический блеск
4.Цвет металлов
5.Пластичность,ковкость
6.Температура плавления
7.Теплопроводность,электропроводность
8.Плотность
9.Магнитные свойства металлов

ВЫВОД
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (слайд №10)

ОБЩИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

Твердые (кроме ртути); Цвет;
Металлический блеск (в кристаллическом Плотность;
состоянии);
Без запаха; Температура плавления;
Электропроводны; Пластичность;
Теплопроводны Магнитные свойства и др.
Металлы самые самые(слайд№11)
Тяжёлый- осмий
Твёрдый- хром
Пластичный- золото
Тугоплавкий- вольфрам (3420)
Электропроводный –серебро
Сплавы (слайд №12)
1. Бронза – сплав меди и олова (слайд №13)
2. Латунь- сплав меди и цинка(слайд№14)
3. Дюралюминий – сплав алюминия и магния (слайд№15)

4.Сталь, чугун - сплав железа и углерода (слайд№16).
4 .Закрепление
1) Перевертыши
Разговор – ртуть, крик – платина.( Слово – серебро, молчание – золото).
Гладь металл, пока холодно. ( Куй железо, пока горячо).
Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).
Не та грязь, что тусклая. ( Не то золото, что блестит).
2)Переведём
Феррумный характер.За купрумный грош удавиться.Слово аргентум, молчание аурум.
3)Среди образцов металлов по внешним физическим свойствам определите каждый металл

Самый распространенный в земной коре металл. (алюминий)
Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (железо)
Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (серебро)
Металл, широко используемый в электротехнике. (медь).
4. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок

Заключение

Металл - это точность.
Металл – прочность,
Скорость, высота,
Блеск и красота
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал,
Не сразу стал он кружкой
И заводской игрушкой.
Был путь металла долог:
Сперва пришел геолог.
Нашел он гору – в ней руда.
И горняки пришли туда.
И машинист дает гудок-
К печам руду доставит в срок.
И металлический ручей
Течет из огненных печей.
Ещё работе не конец:
Придут и токарь и кузнец,
Слесарь и штамповщик,
Сварщик, фрезеровщик.
И каждый вложит труд в металл,
Чтобы металл трудится стал.
Он в проводах несёт нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать $ 31,32 .Ответить на вопросы в конце тем. Написать рефераты про металлы.

Приложение

НАБОРЫ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Перед началом работы учащихся – инструктаж по технике безопасности.
1. Для группы АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ:
Набор металлов: медь, железо, цинк, магний, литий в ампулах, кальций в ампулах, ртутный градусник.
ЗАДАНИЕ: На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры. При работе будьте аккуратны и осторожны при обращении со ртутным градусником.

2. Для группы ТВЕРДОСТЬ:
Набор металлов: калий, кальций, литий (в ампулах), медь, алюминий, цинк, железо (в пластинках).
ЗАДАНИЕ: Попробуйте изогнуть руками алюминиевую и железную пластины. На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры

3. Для группы МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛЕСК
Набор металлов: пробирка с серебряным налетом после реакции «серебряного зеркала», ртутный градусник, цинк и алюминий в гранулах, магний и хром в порошке.
ЗАДАНИЕ: На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры. При работе будьте аккуратны и осторожны при обращении со ртутным градусником.

4. Для группы ПЛОТНОСТЬ:
Набор металлов: литий в ампулах, магниевая лента, алюминиевая пластина, медная проволока.
ЗАДАНИЕ: Поочередно подержите каждый металл на ладони и определите, какой обладает большей плотностью, какой средней, а какой меньшей. Составьте классификацию. Приведите примеры.

5. Для группы ТЕМПЕТАРУРА ПЛАВЛЕНИЯ
Набор металлов: алюминиевая фольг, железный гвоздь, оловянная проволока.
ЗАДАНИЕ: Попробуйте нагреть железный гвоздь и алюминиевую фольгу. НЕ забудьте про технику безопасности при работе со спиртовкой. Почему фольга изменяет форму, а гвоздь – нет? Составьте классификацию. Приведите примеры.

6. Для группы ЦВЕТ МЕТАЛЛА:
Набор металлов: железо, магний, алюминий, олово, цинк медь
ЗАДАНИЕ: рассмотрите металлы. Определите их цвет. Составьте схему классификации. По цветам металлов. Приведите примеры.

7. Для группы: МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗВОН:

Набор металлов: колокольчики: медный, стальной, серебряный, золотое кольцо на волоске. Послушайте как звеня выданные вам колокольчики золотое кольцо. В чем отличие? Чем объясняется звон металлов? Какие металлы лучше звенят?

8. Для группы МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА
Набор металлов: магнит (гамма модификация железа), железо, алюминий, олово, медь.
ЗАДАНИЕ: испытайте предложенные металлы магнитом. Разделите их на группы. Составьте классификацию.

9. Для группы ПЛАСТИЧНОСТЬ
Набор металлов: алюминиевая фольга, медная проволока
ЗАДАНИЕ: несколько раз перегните образцы металлов. Установите, пластичны ли они.
Составьте ряд самых пластичных металлов.

10. Для группы ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ
Набор металлов: серебряная, стальная, алюминиевая ложки, 1 стакан с горячей водой
ЗАДАНИЕ: опустите ложки в стакан. Через 2 минуты достаньте ложки. Вытрете их салфеткой, прикоснитесь к тыльной стороне ладони. Какая ложка быстрее нагрелась? Что можно сказать о теплопроводности этих металлов?

Загадки
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.
В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна.
Категория: Химия | Добавил: devamay (2015-02-05) | Автор: Общая характеристика металлов
Просмотров: 984 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 11:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru