Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия |
Тема: «Общая характеристика металлов» Класс: 9 Дата проведения: 17.01.2013 ЦЕЛЬ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: • Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе; • Обобщить понятие о металлической кристаллической решетке; • Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов; • Обобщить знания учащихся о распространении металлов в окружающей среде; • Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека; РАЗВИВАЮЩАЯ: • Продолжить формирование мировоззренческих взглядов учащихся, умений устанавливать причинно - следственные связи, воспринимать и перерабатывать информацию; • развивать критическое мышление учащихся, умения понимать смысл того или иного сообщения; формировать умения находить, передавать и принимать требуемую информацию, с использованием компьютера, Интернета, мультимедиа, выделять главное из постоянно увеличивающегося потока информации, сравнивать и обобщать, переносить знания в новую ситуацию; • Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности, Прививать, умение грамотно выражать свои мысли, показать эрудицию и сообразительность; • Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии; • Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев). • Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность целеустремленность учащихся; • Вырабатывать бережное отношение к своему здоровью, используя элементы здоровье сберегающей технологии, позволяющей снять утомление с мышц глаз; Оборудование урока: 1) Задания – инструкции для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов" 2) наборы металлов и реактивов для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов" 3) ПСХЭ Д.И.Менделеева; 4) Карточки с заданиями для слабых уч-ся 5) Компьютер, интерактивная доска, Презентация 6) Учебник «Химия – 9 класс» Тип урока: комбинированный Метод урока: беседа, рассказ, демонстрация, лабораторная работа, викторина Межпредметная связь: литература, физика, валеология, английский язык ХОД УРОКА 1.Организационный момент Приветствие учителя 2. Опрос домашнего задания по теме: «Металлы в жизни человека» (слайд №3) 1. Раздача карточек с заданиями для слабых уч-ся 2.Фронтальный опрос 3. Выступление учеников подготовивших небольшое сообщение о металлах: серебро, цинк 3. Объяснение нового материала Из 110 химических элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева 88 элементов образуют в свободном состоянии простые вещества - металлы. Какое место занимают металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? (слайд №4) Если провести диагональ по периодической таблице, оказывается, то можно увидеть, что металлы находятся в нижней левой части системы. Из 110 химических элементов 88 являются металлам. Металлы проявляют восстановительные свойства: Ме0 – nе- → Ме+n По своему строению они схожи друг с другом. Они имеют большой радиус атома по сравнению с неметаллами, на наружном уровне у них от 1 до 3 электронов. (2 ученика выходят к доске и составляют стрение атомов металлов) Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью. На кухне кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом). Подойдем к зеркалу и увидим свое отражение в слое металлического серебра. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом, дав начало или окончание уроку. Повернули выключатель – и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Вот сегодня мы и поговорим о них. Немного истории ( слайд №5) Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня. В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы. В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный. (слайд№6) Что означает слово «металл»? (слайд№7) «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов. О каких физических свойствах металлов идет речь? Вспомните, какой вид связи в металлах? (слайд№8) Каждый атом металла окружен соседними атомами. Оторвавшиеся внешние электроны при сближении атомов свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя все в одну гигантскую молекулу. Небольшое число обобществленных электронов связывает большое количество ионов и атомов. Атомы металлов сравнительно слабо удерживают свои внешние электроны, поэтому, в кристаллической решетке металлов, эти электроны, покидая свои атомы, превращают их в положительно заряженные ионы. Такая связь называется металлической. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка обуславливают общие физические свойства металлов. Какими физическими свойствами обладают металлы? (слайд №9) «Мощь и сила науки – во множестве фактов, ведь цель – в обобщении этого множества» Д.И.Менделеев Сегодня на уроке нам предстоит этим заняться. Почему металлы заняли такое важное место в нашей жизни, в нашей истории, в нашей культуре? Какими удивительными свойствами они обладают? Почему они нашли такое широкое применение? В чём заключаются особенности строения металлов? Обобщить и расширить знания об общих и специфических физических свойствах металлов, познакомиться с ролью металлов Прежде, чем перейти ко второй части урока, проведем пальминг.Слово пальминг произошло от английского слова «palm» - ладонь, рука. Эммануил Кант говорил, что рука - это мозг, выведенный наружу. Сейчас мы своими руками будем воздействовать на свои глаза, то есть выполнять пальминг. Центр ладони должен быть расположен над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) - на переносице. Ладошки на глазах должны лежать плотно. Локти необходимо поста вить на стол, сесть удобно. Закрыть глаза ладошками, подождать несколько секунд - и мягкое, легкое тепло пошло от ладоней в наши глаза. Если такое ощущение пришло, то пальминг можно закончить, глаза открывать необходимо потихоньку, с осторожностью. Выполнение лабораторной работы Ученикам раздаются лотки с металлами и оборудованием и прилагаются задания – инструкции по изучению одного из физических свойств металлов (работа в парах) • АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ; • ТВЕРДОСТЬ; • МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛЕСК; • ЦВЕТ МЕТАЛЛОВ; • ПЛАСТИЧНОСТЬ (КОВКОСТЬ); • ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ; • ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ; • МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ; • ПЛОТНОСТЬ. После выполнения работы каждая пара описывает свойства металлов отвечая на вопросы Учащиеся внимательно слушают и записыают выводы в тетрадь для лабораторных работ в соответствующую таблицу Физические свойства Характеристика металлов 1.Агрегатное состояние 2.Твердость 3.Металлический блеск 4.Цвет металлов 5.Пластичность,ковкость 6.Температура плавления 7.Теплопроводность,электропроводность 8.Плотность 9.Магнитные свойства металлов ВЫВОД ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (слайд №10) ОБЩИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ Твердые (кроме ртути); Цвет; Металлический блеск (в кристаллическом Плотность; состоянии); Без запаха; Температура плавления; Электропроводны; Пластичность; Теплопроводны Магнитные свойства и др. Металлы самые самые(слайд№11) Тяжёлый- осмий Твёрдый- хром Пластичный- золото Тугоплавкий- вольфрам (3420) Электропроводный –серебро Сплавы (слайд №12) 1. Бронза – сплав меди и олова (слайд №13) 2. Латунь- сплав меди и цинка(слайд№14) 3. Дюралюминий – сплав алюминия и магния (слайд№15) 4.Сталь, чугун - сплав железа и углерода (слайд№16). 4 .Закрепление 1) Перевертыши Разговор – ртуть, крик – платина.( Слово – серебро, молчание – золото). Гладь металл, пока холодно. ( Куй железо, пока горячо). Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы). Не та грязь, что тусклая. ( Не то золото, что блестит). 2)Переведём Феррумный характер.За купрумный грош удавиться.Слово аргентум, молчание аурум. 3)Среди образцов металлов по внешним физическим свойствам определите каждый металл Самый распространенный в земной коре металл. (алюминий) Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (железо) Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (серебро) Металл, широко используемый в электротехнике. (медь). 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок Заключение Металл - это точность. Металл – прочность, Скорость, высота, Блеск и красота Не сразу в дом пришел металл, Не сразу ложкой, вилкой стал, Не сразу стал он кружкой И заводской игрушкой. Был путь металла долог: Сперва пришел геолог. Нашел он гору – в ней руда. И горняки пришли туда. И машинист дает гудок- К печам руду доставит в срок. И металлический ручей Течет из огненных печей. Ещё работе не конец: Придут и токарь и кузнец, Слесарь и штамповщик, Сварщик, фрезеровщик. И каждый вложит труд в металл, Чтобы металл трудится стал. Он в проводах несёт нам свет, Металл – коньки, велосипед, Метро, трамвай, будильник, Утюг и холодильник. 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать $ 31,32 .Ответить на вопросы в конце тем. Написать рефераты про металлы. Приложение НАБОРЫ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Перед началом работы учащихся – инструктаж по технике безопасности. 1. Для группы АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ: Набор металлов: медь, железо, цинк, магний, литий в ампулах, кальций в ампулах, ртутный градусник. ЗАДАНИЕ: На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры. При работе будьте аккуратны и осторожны при обращении со ртутным градусником. 2. Для группы ТВЕРДОСТЬ: Набор металлов: калий, кальций, литий (в ампулах), медь, алюминий, цинк, железо (в пластинках). ЗАДАНИЕ: Попробуйте изогнуть руками алюминиевую и железную пластины. На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры 3. Для группы МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛЕСК Набор металлов: пробирка с серебряным налетом после реакции «серебряного зеркала», ртутный градусник, цинк и алюминий в гранулах, магний и хром в порошке. ЗАДАНИЕ: На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры. При работе будьте аккуратны и осторожны при обращении со ртутным градусником. 4. Для группы ПЛОТНОСТЬ: Набор металлов: литий в ампулах, магниевая лента, алюминиевая пластина, медная проволока. ЗАДАНИЕ: Поочередно подержите каждый металл на ладони и определите, какой обладает большей плотностью, какой средней, а какой меньшей. Составьте классификацию. Приведите примеры. 5. Для группы ТЕМПЕТАРУРА ПЛАВЛЕНИЯ Набор металлов: алюминиевая фольг, железный гвоздь, оловянная проволока. ЗАДАНИЕ: Попробуйте нагреть железный гвоздь и алюминиевую фольгу. НЕ забудьте про технику безопасности при работе со спиртовкой. Почему фольга изменяет форму, а гвоздь – нет? Составьте классификацию. Приведите примеры. 6. Для группы ЦВЕТ МЕТАЛЛА: Набор металлов: железо, магний, алюминий, олово, цинк медь ЗАДАНИЕ: рассмотрите металлы. Определите их цвет. Составьте схему классификации. По цветам металлов. Приведите примеры. 7. Для группы: МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗВОН: Набор металлов: колокольчики: медный, стальной, серебряный, золотое кольцо на волоске. Послушайте как звеня выданные вам колокольчики золотое кольцо. В чем отличие? Чем объясняется звон металлов? Какие металлы лучше звенят? 8. Для группы МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА Набор металлов: магнит (гамма модификация железа), железо, алюминий, олово, медь. ЗАДАНИЕ: испытайте предложенные металлы магнитом. Разделите их на группы. Составьте классификацию. 9. Для группы ПЛАСТИЧНОСТЬ Набор металлов: алюминиевая фольга, медная проволока ЗАДАНИЕ: несколько раз перегните образцы металлов. Установите, пластичны ли они. Составьте ряд самых пластичных металлов. 10. Для группы ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ Набор металлов: серебряная, стальная, алюминиевая ложки, 1 стакан с горячей водой ЗАДАНИЕ: опустите ложки в стакан. Через 2 минуты достаньте ложки. Вытрете их салфеткой, прикоснитесь к тыльной стороне ладони. Какая ложка быстрее нагрелась? Что можно сказать о теплопроводности этих металлов? Загадки Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. В старину ценилась дорого, Цветом красная, как золото, Постоянно с ним дружна, В электротехнике очень нужна. | |
Просмотров: 984 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|