Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Общая характеристика металла
Тема: «Общая характеристика металлов»
Класс: 9
Дата проведения: 17.01.2013

ЦЕЛЬ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ:

• Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;
• Обобщить понятие о металлической кристаллической решетке;
• Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;
• Обобщить знания учащихся о распространении металлов в окружающей среде;
• Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Продолжить формирование мировоззренческих взглядов учащихся, умений устанавливать причинно - следственные связи, воспринимать и перерабатывать информацию;
• развивать критическое мышление учащихся, умения понимать смысл того или иного сообщения; формировать умения находить, передавать и принимать требуемую информацию, с использованием компьютера, Интернета, мультимедиа, выделять главное из постоянно увеличивающегося потока информации, сравнивать и обобщать, переносить знания в новую ситуацию;
• Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности, Прививать, умение грамотно выражать свои мысли, показать эрудицию и сообразительность;
• Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;
• Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).
• Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность целеустремленность учащихся;
• Вырабатывать бережное отношение к своему здоровью, используя элементы здоровье сберегающей технологии, позволяющей снять утомление с мышц глаз;

Оборудование урока:
1) Задания – инструкции для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"
2) наборы металлов и реактивов для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"
3) ПСХЭ Д.И.Менделеева;
4) Карточки с заданиями для слабых уч-ся
5) Компьютер, интерактивная доска, Презентация
6) Учебник «Химия – 9 класс»
Тип урока: комбинированный
Метод урока: беседа, рассказ, демонстрация, лабораторная работа, викторина
Межпредметная связь: литература, физика, валеология, английский язык

ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Приветствие учителя

2. Опрос домашнего задания по теме: «Металлы в жизни человека» (слайд №3)
1. Раздача карточек с заданиями для слабых уч-ся
2.Фронтальный опрос
3. Выступление учеников подготовивших небольшое сообщение о металлах: серебро, цинк

3. Объяснение нового материала

Из 110 химических элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева 88 элементов образуют в свободном состоянии простые вещества - металлы.
Какое место занимают металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? (слайд №4)
Если провести диагональ по периодической таблице, оказывается, то можно увидеть, что металлы находятся в нижней левой части системы. Из 110 химических элементов 88 являются металлам. Металлы проявляют восстановительные свойства:
Ме0 – nе- → Ме+n
По своему строению они схожи друг с другом. Они имеют большой радиус атома по сравнению с неметаллами, на наружном уровне у них от 1 до 3 электронов.
(2 ученика выходят к доске и составляют стрение атомов металлов)
Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью.

На кухне кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом). Подойдем к зеркалу и увидим свое отражение в слое металлического серебра. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом, дав начало или окончание уроку. Повернули выключатель – и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Вот сегодня мы и поговорим о них.

Немного истории ( слайд №5) Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.
В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.
В колесе истории каменный век сменился медным, он бронзовым, затем наступил век железный. (слайд№6)

Что означает слово «металл»? (слайд№7)
«Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов.
О каких физических свойствах металлов идет речь?

Вспомните, какой вид связи в металлах? (слайд№8)
Каждый атом металла окружен соседними атомами. Оторвавшиеся внешние электроны при сближении атомов свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя все в одну гигантскую молекулу. Небольшое число обобществленных электронов связывает большое количество ионов и атомов. Атомы металлов сравнительно слабо удерживают свои внешние электроны, поэтому, в кристаллической решетке металлов, эти электроны, покидая свои атомы, превращают их в положительно заряженные ионы. Такая связь называется металлической. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка обуславливают общие физические свойства металлов.

Какими физическими свойствами обладают металлы? (слайд №9)
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, ведь цель – в обобщении этого множества» Д.И.Менделеев
Сегодня на уроке нам предстоит этим заняться.
Почему металлы заняли такое важное место в нашей жизни, в нашей истории, в нашей культуре? Какими
удивительными свойствами они обладают? Почему они нашли такое широкое применение? В чём
заключаются особенности строения металлов?

Обобщить и расширить знания об общих и специфических физических свойствах металлов, познакомиться с ролью металлов

Прежде, чем перейти ко второй части урока, проведем пальминг.Слово пальминг произошло от английского слова «palm» - ладонь, рука. Эммануил Кант говорил, что рука - это мозг, выведенный наружу. Сейчас мы своими руками будем воздействовать на свои глаза, то есть выполнять пальминг. Центр ладони должен быть расположен над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) - на переносице.
Ладошки на глазах должны лежать плотно. Локти необходимо поста вить на стол, сесть удобно. Закрыть глаза ладошками, подождать несколько секунд - и мягкое, легкое тепло пошло от ладоней в наши глаза. Если такое ощущение пришло, то пальминг можно закончить, глаза открывать необходимо потихоньку, с осторожностью.

Выполнение лабораторной работы
Ученикам раздаются лотки с металлами и оборудованием и прилагаются задания – инструкции по изучению одного из физических свойств металлов (работа в парах)
• АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ;
• ТВЕРДОСТЬ;
• МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛЕСК;
• ЦВЕТ МЕТАЛЛОВ;
• ПЛАСТИЧНОСТЬ (КОВКОСТЬ);
• ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ;
• ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ;
• МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ;
• ПЛОТНОСТЬ.
После выполнения работы каждая пара описывает свойства металлов отвечая на вопросы
Учащиеся внимательно слушают и записыают выводы в тетрадь для лабораторных работ в соответствующую таблицу
Физические свойства Характеристика металлов
1.Агрегатное состояние
2.Твердость
3.Металлический блеск
4.Цвет металлов
5.Пластичность,ковкость
6.Температура плавления
7.Теплопроводность,электропроводность
8.Плотность
9.Магнитные свойства металлов

ВЫВОД
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (слайд №10)

ОБЩИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

Твердые (кроме ртути); Цвет;
Металлический блеск (в кристаллическом Плотность;
состоянии);
Без запаха; Температура плавления;
Электропроводны; Пластичность;
Теплопроводны Магнитные свойства и др.
Металлы самые самые(слайд№11)
Тяжёлый- осмий
Твёрдый- хром
Пластичный- золото
Тугоплавкий- вольфрам (3420)
Электропроводный –серебро
Сплавы (слайд №12)
1. Бронза – сплав меди и олова (слайд №13)
2. Латунь- сплав меди и цинка(слайд№14)
3. Дюралюминий – сплав алюминия и магния (слайд№15)

4.Сталь, чугун - сплав железа и углерода (слайд№16).
4 .Закрепление
1) Перевертыши
Разговор – ртуть, крик – платина.( Слово – серебро, молчание – золото).
Гладь металл, пока холодно. ( Куй железо, пока горячо).
Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).
Не та грязь, что тусклая. ( Не то золото, что блестит).
2)Переведём
Феррумный характер.За купрумный грош удавиться.Слово аргентум, молчание аурум.
3)Среди образцов металлов по внешним физическим свойствам определите каждый металл

Самый распространенный в земной коре металл. (алюминий)
Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (железо)
Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (серебро)
Металл, широко используемый в электротехнике. (медь).
4. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок

Заключение

Металл - это точность.
Металл – прочность,
Скорость, высота,
Блеск и красота
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал,
Не сразу стал он кружкой
И заводской игрушкой.
Был путь металла долог:
Сперва пришел геолог.
Нашел он гору – в ней руда.
И горняки пришли туда.
И машинист дает гудок-
К печам руду доставит в срок.
И металлический ручей
Течет из огненных печей.
Ещё работе не конец:
Придут и токарь и кузнец,
Слесарь и штамповщик,
Сварщик, фрезеровщик.
И каждый вложит труд в металл,
Чтобы металл трудится стал.
Он в проводах несёт нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать $ 31,32 .Ответить на вопросы в конце тем. Написать рефераты про металлы.

Приложение

НАБОРЫ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Перед началом работы учащихся – инструктаж по технике безопасности.
1. Для группы АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ:
Набор металлов: медь, железо, цинк, магний, литий в ампулах, кальций в ампулах, ртутный градусник.
ЗАДАНИЕ: На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры. При работе будьте аккуратны и осторожны при обращении со ртутным градусником.

2. Для группы ТВЕРДОСТЬ:
Набор металлов: калий, кальций, литий (в ампулах), медь, алюминий, цинк, железо (в пластинках).
ЗАДАНИЕ: Попробуйте изогнуть руками алюминиевую и железную пластины. На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры

3. Для группы МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЛЕСК
Набор металлов: пробирка с серебряным налетом после реакции «серебряного зеркала», ртутный градусник, цинк и алюминий в гранулах, магний и хром в порошке.
ЗАДАНИЕ: На какие группы по вашему признаку можно разделить выданные вам металлы? Составьте классификацию. Приведите примеры. При работе будьте аккуратны и осторожны при обращении со ртутным градусником.

4. Для группы ПЛОТНОСТЬ:
Набор металлов: литий в ампулах, магниевая лента, алюминиевая пластина, медная проволока.
ЗАДАНИЕ: Поочередно подержите каждый металл на ладони и определите, какой обладает большей плотностью, какой средней, а какой меньшей. Составьте классификацию. Приведите примеры.

5. Для группы ТЕМПЕТАРУРА ПЛАВЛЕНИЯ
Набор металлов: алюминиевая фольг, железный гвоздь, оловянная проволока.
ЗАДАНИЕ: Попробуйте нагреть железный гвоздь и алюминиевую фольгу. НЕ забудьте про технику безопасности при работе со спиртовкой. Почему фольга изменяет форму, а гвоздь – нет? Составьте классификацию. Приведите примеры.

6. Для группы ЦВЕТ МЕТАЛЛА:
Набор металлов: железо, магний, алюминий, олово, цинк медь
ЗАДАНИЕ: рассмотрите металлы. Определите их цвет. Составьте схему классификации. По цветам металлов. Приведите примеры.

7. Для группы: МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЗВОН:

Набор металлов: колокольчики: медный, стальной, серебряный, золотое кольцо на волоске. Послушайте как звеня выданные вам колокольчики золотое кольцо. В чем отличие? Чем объясняется звон металлов? Какие металлы лучше звенят?

8. Для группы МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА
Набор металлов: магнит (гамма модификация железа), железо, алюминий, олово, медь.
ЗАДАНИЕ: испытайте предложенные металлы магнитом. Разделите их на группы. Составьте классификацию.

9. Для группы ПЛАСТИЧНОСТЬ
Набор металлов: алюминиевая фольга, медная проволока
ЗАДАНИЕ: несколько раз перегните образцы металлов. Установите, пластичны ли они.
Составьте ряд самых пластичных металлов.

10. Для группы ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ
Набор металлов: серебряная, стальная, алюминиевая ложки, 1 стакан с горячей водой
ЗАДАНИЕ: опустите ложки в стакан. Через 2 минуты достаньте ложки. Вытрете их салфеткой, прикоснитесь к тыльной стороне ладони. Какая ложка быстрее нагрелась? Что можно сказать о теплопроводности этих металлов?

Загадки
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.
В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна.
Категория: Химия | Добавил: devamay (2015-02-05) | Автор: Общая характеристика металлов
Просмотров: 420 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru