Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Разработка открытого урока по химии на тему "Натрий и его соединения"
Урок химии в 8-м классе " Натрий и его важнейшие соединения "
Цель:
опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, глубже осмыслить общие и специфические свойства металлов I группы главной подгруппы, на примере натрия и его соединений.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о металлах на основе формирования понятий о щелочных металлах и их соединениях. Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами натрия.
- Продолжить формирование умений прогнозировать свойства простого на основе положения химического элемента в Периодической системе химических элементов.
- Познакомить учащихся с практическим применением соединений натрия.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исторические хроники, стихи, видео эксперименты.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный, наглядно-демонстрационный, проблемно-поисковый.
Методы: беседа с использованием таблиц, химический эксперимент, решение задач.
Оборудование: презентация
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Как называются элементы1 группы главной подгруппы? Перечислите их. (щелочные металлы; Li; Na;K;Rb;Cs;Fr)
2. Дайте определение щелочным металлам. (Щелочные металлы – это химические элементы с резко выраженными металлическими свойствами)
3. Сколько атомов имеется у щелочных металлов на внешнем энергетическом уровне? (1)
4. Какую степень окисления проявляют щелочные металлы. (+1)
5. Почему Li; Na;K;Rb;Cs;Fr назвали щелочными металлами? (При взаимодействии с водой образуют щелочи).
6. Назовите общие химические свойства щелочных металлов. (Атомы всех щелочных металлов имеют на внешнем электронном уровне по 1s электрону, которые относительно легко отрываются; Максимальная степень окисления +1, проявляют восстановительные свойства).
Вывод: Атомы всех щелочных металлов имеют на внешнем электронном уровне по 1s электрону, которые относительно легко отрываются. По сравнению с другими элементами атомы щелочных металлов имеют меньшие размеры и самые низкие потенциалы ионизации. В ряду Li-Cs радиусы атомов увеличиваются, и соответственно уменьшается Е ионизации.
3. Изучение нового материала.
3.1.Изучение физических свойств натрия (анализ химической сказки)
3.2. Изучение химических свойств натрия
3.3. Применение соединений натрия
Сегодня мы вспомним представителей щелочных металлов, узнаем много интересного о них. Глубже осмыслим общие и специфические свойства металлов I группы главной подгруппы, на примере натрия. Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами натрия. Сегодня на уроке мы будем работать на листах ответа. Запишем на листах ответов тему нашего урока " Натрий и его важнейшие соединения ".
3.1. Изучение физических свойств натрия (анализ химической сказки)
Послушай химическую сказку, ответьте на вопросы.
В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. От чего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.
В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.
Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Никола) и CI (Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно. Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий. Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.
Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.
Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).
Вопросы по тексту:
1. Какими химическими свойствами обладал элемент под № 11.
2. Напишите уравнение реакции взаимодействия элемента под № 11 с элементом под № 17. Назовите, к какому классу относиться образовавшееся вещество.
Общая характеристика Натрия
Натрий — химический элемент с атомным номером 11 в периодической системе, обозначается символом Na (лат. Natrium), мягкий щелочной металл серебристо-белого цвета.
Натрий (а точнее, его соединения) использовался с давних времён. Например, сода (натрон), встречающаяся в природе в водах натронных озёр в Египте.
Натрий впервые был получен английским химиком Хемфри Дэви в 1807 году электролизом твердого NaOH.
3.2. Изучение химических свойств натрия
Составление генетического ряда натрия:
Na - Na2O (Na2O2) - NaOH - NaCl
Какого характера будет оксид и гидроксид натрия?
/оксид и гидроксид натрия – соедниения основного характера/
Составить уравнения химических реакций (под запись).
1.Взаимодействие металлического натрия с кислородом:
4Na+O2 -> 2Na2O
Чистый оксид натрия получить непосредственным окислением натрия нельзя, так как образуется смесь, состоящая из 20 % оксида натрия и 80 % пероксида натрия:
6Na+2O2 -> 2Na2O+ Na2O2
2. Взаимодействие оксида натрия с водой с образованием щелочи
6Na2 O +2H2O -> 2NaOH
Гидроксид натрия нередко называют каустической содой или едким натром – мылкий на ощупь, очень агрессивен. Он разрушает стекло и фарфор за счет взаимодействия с содержащимся в них диоксидом кремния. Может разъедать бумагу и ткани, при попадании на кожу вызывает ожоги. Особенно опасно попадание этого вещества в глаза. Поэтому необходимо соблюдать осторожность при работе со щелочью. /Едкие щелочи, попавшие на кожу, необходимо смыть водой, для нейтрализации можно применять 5% раствор уксусной, лимонной, молочной или виннокаменной кислоты/
3. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
NaOH + HCl → NaCl + H2O
Гидроксид натрия проявляет все свойства оснований: т.е. взаимодействует с кислотами, солями и кислотными оксидами с образованием солей.
NaOH + HCl → NaCl + H2O
2NaOH +CuSO4 → Cu (OH)2 + Na2SO4,
2NaOH + CO2 → Na2CO3 + H2O
Демонстрация солей натрия (соль и сода, физ. раствор, морская соль, )
Соли натрия – бесцветные, растворимые в воде вещества, многие из них широко применяются в технике и быту.
Изучим как обнаруживают натрий в соединениях.
Характерной для щелочных металлов является окраска, придаваемая каждым из них бесцветному пламени.
Просмотрите видеоопыт «Окраска пламени солями металлов»
Определите в какой цвет окрашивается пламя от иона натрия и лития
Таблица "Окрашивание пламени"
Na+ - желтый
K+ - фиолетовый
Li+ - малиновый
Rb + - красный
Cs+ - фиолетово-синий
Первичное закрепление знаний.
Запишите формулы следующих соединений:
Поваренная соль NaCl
Сульфат натрия Na2SO4
Карбонат натрия Na2CO3 кальцинированная сода
Гидрокарбонат натрия Na2HCO3
Нитрат натрия NaNO3 cелитра
3.3. Применение соединений натрия
Сообщение учащегося 1. Соединения натрия известны с древних времен. Хлорид натрия или поваренной соль, каменной соль, пищевая или столовая – необходимейший компонент человеческой пищи. Считается, что человек начал употреблять его в неолите, т.е. около 5–7 тыс. лет назад.
Почему невозможна жизнь без соли? Соль просто необходима для нормальной жизнедеятельности человеческого организма. В любом органе человека, так же как и в крови, слезах, поте содержится соль. Без натрия хлорида был бы не возможен перенос питательных веществ и кислорода, передача нервных импульсов, движение мускулов, в том числе и сердечной мышцы. Организм не способен самостоятельно вырабатывать натрий. Поэтому возмещать потерю соли жизненно необходимо. Если теряет человек много солей с жидкостью, рекомендуют пить подсоленную воду.
Ныне хлорид натрия – дешевый продукт. Вместе с каменным углем, известняком и серой он входит в так называемую «большую четверку» минерального сырья, наиболее существенного для химической промышленности. Хлорид натрия используется, например, в качестве дешевого антигололедного реагента. Раствор хлорида натрия (0,9%) применяется в медицине. Такой раствор называется физиологическим. Каспийское и Аральское соленые озера у нас называют и морями, потому что их воды имеют большой процент соли. В 1 литре воды Каспийского моря растворено 14 г/л соли, в воде Аральского моря эта цифра уже составляет 60 г/л. Большая концентрация соли губительна для живых организмов. Приаралье в конце прошлого века объявлено зоной экологического бедствия. Более 100 тысяч тонн соли выносится с пылью и испарением с берегов и поверхности Аральского моря. Соль разносится на расстояние до 150 км, вызывая засоление почв и уничтожая все живое. Число обитавших здесь видов рыб сократилось с 32 до 6 — результат повышения уровня солености воды.
Как указывают медицинские эксперты, местное население страдает от большой распространенности респираторных заболеваний, анемии, рака горла и пищевода, а также расстройств пищеварения. Участились заболевания печени и почек, не говоря уже о глазных болезнях.
Сообщение учащегося 2. Карбонат натрия Na2CO3 часто называют кальцинированной содой или просто содой. Гидрокарбонат натрия NaHCO3 (пищевая сода), применяется, главным образом, как источник диоксида углерода при выпечке хлеба, изготовлении кондитерских изделий, производстве газированных напитков и искусственных минеральных вод, как компонент огнетушащих составов и лекарственное средство. Это связано с легкостью его разложения при 50–100° С. В 18 в. химикам было известно уже очень много различных соединений натрия. Соли натрия широко применялись в медицине, при выделке кож, при крашении тканей. Na2SO4 – сульфат натрия, используется в производстве стекла и соды. В мире большое количество сульфата натрия использовались ранее при производстве синтетических моющих средств, однако во многих странах в последние годы произошёл переход на концентрированные (компактные) стиральные порошки, в которых сульфат либо не используется, либо используется в небольших количествах.
4. Закрепление.
Назовите важнейшие соединения натрия Составьте уравнения окислительно - восстановительных реакций: а) натрия с хлором б) натрия с соляной кислотой
5.Постановка домашнего задание .
1.Повторить тему «Галогены»
2.Подготовить краткое сообщение о хлоре.
3. Выписать соединения натрия.
4. Составить синквейн по теме урока
6. Рефлексия. Выставление оценок за урок.
Категория: Химия | Добавил: лора3041 (2015-02-15) | Автор: Вершицкая Юлия Анатольевна E
Просмотров: 1214 | Комментарии: 2 | Теги: щелочные металлы, соединения натрия, натрий | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 10:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru