Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

критическое мышление на уроках химии
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ
Цимерман Светлана Радиковна,
Мартукская средняя школа № 1 Мартукского района, учитель химии

Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия. Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения. Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически. Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию. Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи: - актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников; - побудить учащихся к активной работе на уроке и дома. Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся: - получают новую информацию; осмысливают её; - соотносят с уже имеющимися знаниями. Третий этап - рефлексия. Он направлен на: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учащимися; - формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития. На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера». 1) «Корзина идей, понятий, имён...» Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме. Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты». Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта? Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин). Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации. 2) Список идей по теме «Спирты» Спирты -органические вещества. Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт. Спирты содержат гидроксильную группу. И т.д 3) «Составление кластера» Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины. Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося. Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома. На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос». 4) «Пометки на полях» Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста: ? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения. + -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом; информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе; ? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше. При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии. Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала. Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос». 5) «Взаимоопрос» Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу. Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения. Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов» Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту: От чего зависят химические свойства спиртов? Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала? Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства? На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе». Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Категория: Химия | Добавил: svetacimerman (2015-11-10) | Автор: Цимерман Светлана Радиковна E
Просмотров: 851 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 9:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru