Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.
Райляну И.Н.,
учитель химии КГУ «Узункольская средняя школа №1»

Современный мир – это постиндустриальное общество, которому соответствует экономика знаний с новыми ценностями: информация и интеллект, производящий и обрабатывающий данную информацию. Именно развитие национальной системы образования в аспекте подготовки молодых людей с высокими интеллектуальными и иными качествами, способными создавать информацию и инновационные технологии, позволит любому государству стать конкурентоспособным среди развитых стран мира. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, рассматриваемое явление определяется «...как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде». Согласно данному определению функциональная грамотность – это способность личности осуществлять свою деятельность в обществе, используя полученные знания, умения, навыки. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения явлений, а также формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Отсюда, можно сделать следующее заключение, что естественнонаучная грамотность - это не только образовательная, но и гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Так же можно утверждать, что для осуществления технологической модернизации РК естественнонаучная грамотность населения необходима в той же мере, в какой нужны и сами профессионалы - учёные, конструкторы, инженеры. К сожалению, как показывают результаты международного исследования PISA, именно с формированием естественнонаучной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. По данным анализа работ, казахстанские школьники недостаточно готовы эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций.
Ученик должен понимать основные особенности естествознания - как формы человеческого познания. Демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием и экологией. Как же все-таки можно решить данную проблему.
На мой взгляд, во-первых, установление межпредметных связей в школьном курсе. Это способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное и развивающее значение. В результате педагогических наблюдений за учащимися, было выявлено ряд проблем:
 учащиеся не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для описания природного явления в целом;
 учащиеся не видят взаимосвязи, многомерности природных явлений и не могут перенести знания на пласт повседневной жизни;
 учащиеся не умеют использовать знания по химии при описании природных объектов живой и неживой природы при изучении физики, биологии и географии.
И самая главная проблема - знания формализованы и в отрыве от жизненных целей! Естественнонаучная грамотность и межпредметные образовательные результаты характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому достижение хороших результатов можно ожидать лишь при использовании каких-то общих подходов в преподавании естественнонаучных дисциплин. Давно назрел вопрос об изучении тех или иных тем по предметам естественного цикла в одной параллели. Например, темы «Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты», «Роль микро и макроэлементов в жизнедеятельности организмов» нужно изучать одновременно, как уроках биологии, так и на уроках химии и проводить интегрированные занятия. Если в каждом предмете на эти темы даются два часа, а при интеграции получается в сумме эффективных и драгоценных 4 часа! Учителя физики и химии смогли бы организовать совместные уроки при изучении тем «Строение атома», «Электролиз», «Радиация», «Периодическая система химических элементов». «Промышленные комплексы», «Полезные ископаемые Казахстана и их переработка», «Химическая промышленность Казахстана и основные химические производства» на уроках географии и химии позволили бы расширить академический спектр познавательных возможностей обучения. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной естественнонаучной грамотности учащихся, педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:
 проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
 технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
 технология проектной деятельности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);
 уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение;
 информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
 технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологи¬ческой компетентности, включаю¬щей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для эффективного формирования функциональной естественнонаучной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания. В качестве ведущего метода оценки коммуникативной сферы функциональной грамотности предложена самооценка учащимися успешности личностного опыта общения и работы с информацией, а также оценка учителем знаний и умений, составляющих когнитивную основу функциональной грамотности. Чтобы помочь учителю добиться успехов в обучении химии, рекомендуются семь простых правил.
Правило 1. Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.
Правило 2. Прежде вещество, а затем его строение - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...»
Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория.
Правило 4. Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия.
Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный - и мыслить, используя эти стили.
Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.
Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.
В процессе организации практико-ориентированного интегрированного
обучения, учащиеся приходят к выводу, что умение интеллектуально мыслить, учиться и работать творчески, ответственно относиться к своей жизненной цели – уникальные способности, присущие человеку труда, а наличие функциональной грамотности – фактор успешности в жизни.

Литература:
1. Алдер Г. «Техника развития интеллекта» - СПб.: Питер, 2001.
2. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004, 296 с.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986. – С. 25-31.
4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла
Методическое пособие. Астана.2013.
Категория: Химия | Добавил: irinarailyanu (2015-12-14) | Автор: Райляну Ирина Николаевна E
Просмотров: 1394 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 1:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru