Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

урок химии в восьмом классе по теме "Атмосферный воздух"
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Леонидовская СШ»
Учитель: Закревская
Ирина Владимировна
План урока № 1.
Предмет: химия
Класс: 8
Дата:
Тема: «Атмосферный воздух – смесь газов. Горение веществ в воздухе»
Цель: Знать состав воздуха и его биохимическое значение
Задачи:
1. Знать газовый состав воздуха.
2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между составом воздуха и его практическим значением.
3. Применять теоретические знания, полученные на уроке при решении различных жизненных ситуаций.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, аудиторская доска, флипчарт, музыкальное сопровождение. Видеоролики: «Состав воздуха», «Применение инертных газов». Воздушные шары, полиэтиленовые прозрачные пакеты, газета, линейки (30 см). Реактивы и лабораторное оборудование: раствор ортофосфорной кислоты, цинк; мыльный раствор, пробка с газоотводной трубкой. Газовая горелка, спички, лабораторная посуда, спиртовка.
Ход урока.
Создание коллаборативной среды.
- приветствие учителя;
- выявление отсутствующих;
- Игра «Молекулы»
Повторение
1.Приём «Поймай вопрос».
На листах формата А-4 написаны вопросы: один лист – один вопрос. Листы скомканы в ком – «снежок». Учитель произвольно раскидывает «снежки» учащиеся ловят, но открывают не сразу. После того, как все вопросы «словлены» учащимися учитель предлагает по очереди раскрывать свой «снежок» и отвечать на вопрос.
Вопросы:
1. Каким газом заполнен кабинет? (воздухом)
2.Почему мы в кабинете видем друг друга? (воздух бесцветный)
3.В стакане есть что-нибудь? (да, воздух)
Стадия вызова. «Мозговой штурм»
Работа в группе.
На слайде изображение: атмосферы, аквалангиста, аэростата, самолёта, космонавта.
Вопросы:
1.Что общего объеденяет эти изображения? (Воздух)
Запишите все идеи на листе бумаги. Выберите лучшие и поделитесь ими с присутствующими.
2.Какова тема урока? (Атмосферный воздух)
Учитель: вы правы. Тема нашего урока «Атмосферный воздух и его состав». Но сначала немного истории.
Историческая справка.
Долгое время ученые-естествоиспытатели считали, что воздух вещество. Любой газ, который выделялся при химических реакциях, называли «воздухом». Если выделялся водород –его называли «горючим воздухом», если выделялся углекислый газ – его называли «лесным воздухом».
Но в конце восемнадцатого века было доказано, что воздух – это смесь газов.
Давайте прочитаем заметки шведского химика Карла Шееле.
(на слайде)
«Я, Карл Шееле, склонен думать, что воздух состоит главным образом из двух видов воздуха – «огненного», поддерживающего дыхание и горение и «Испорченного воздуха», не поддерживающего горение и не пригодного для жизни». (1772 год).
1.Как вы думаете, о каких газах идёт речь в данной заметке? (кислород и азот)
Учитель: вы правы, это действительно кислород и азот – эти названия были даны данным газам Антуаном Лавуазье, который в 1774 году, после своего знаменитого 12-ти дневного опыта установил, что весь воздух на 1/5 состоит из кислорода и на 4/5 – из азота.
Ученый предложил « жизненный воздух» переименовать в «кислород», потому что при сгорании большинства веществ в кислороде образуются кислоты., а «удушливый воздух» переименовать в «азот», так как он не поддерживает жизнь».
(Демонстрация видеоролика «Состав воздуха»)
Позже Г.Кавендиш установил, что в воздухе есть и другие газы, на долю который приходится 1/120 от всего объёма воздуха. Но какие это газы он не смог определить. И лишь спустя более ста лет после открытия состава воздуха Уильям Рамзай и Г.Реле установили, что в воздухе содержатся и инертные газы.
(Видеоролик «Применение инертных газов»)
Учитель:
- Почему воздух имеет более менее постоянный состав?
( Все живые организмы дышат кислородом, поглощая его из воздуха. Растения тоже дышат кислородом. Но в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ, а побочным продуктом фотосинтеза является кислород, который выделяется в атмосферу. Азот и инертные газы в процессе дыхания и фотосинтеза не участвуют. Поэтому воздух имеет постоянный газовый состав».
- Могут ли в воздухе содержаться другие соединения? Если да, то какие? (Водяной пар, сернистый газ, угарный газ, аммиак).
(слайд «Состав воздуха»
Практическая деятельность учащихся.
Метод «Практичность теорий».
Физические свойства воздуха.
Каждой группе выдаются: полиэтиленовый прозрачный пакет, воздушный шарик (не надутый), газетный лист, линейка длиной 25-30 см.
Задание: Какие физические характеристики воздуха можно доказать, используя данные предметы?
Полиэтиленовый пакет – воздух бесцветный.
Воздушный шарик (надуть) – воздух может занимать определённый объём.
Газета и линейка – воздух имеет вес (на край стола положить линейку и на неё положить газетный лист, затем ударить по свободному концу линейки. Газета не упадёт).
Ученными подсчитано, что молярная масса воздуха М=29г/моль.
Учитель:
- Зачем нужен воздух? (для дыхания, горения и т.п.)
-Почему многие вещества горят в воздухе? (в воздухе есть кислород, который поддерживает горение).
- Какие условия необходимы для возникновения горения? (нагревание до температуры воспламенения).
Учитель: При горении простых и сложных веществ в кислороде образуются сложные вещества, которые называют оксидами.
Молекулы оксидов состоят из атомов 2-х элементов, один из которых кислород (СО, СО2, СаО).
Демонстрация опыта «Горение водорода».
Работа у доски:
Записать уравнение реакции горения водорода
2Н2+О2=2Н2О
Многие сложные вещества тоже горят в кислороде, при этом образуются оксиды всех элементов, образующих сложное вещество.
Демонстрация горения газовой горелки, заправленной пропаном.
Учитель:
Все мы дома пользуемся газовыми плитами, для работы которых используется пропано-бутановая смесь.
Я продемонстрировала вам горение пропана в газовой горелке. Пропан – это сложное вещество, состоящее из атомов трёх атомов углерода и восьми атомов водорода.
Задание (работа в паре):
Составить уравнение горения пропана в кислороде, если в результате реакции образуется вода и углекислый газ СО2.
(После выполнения задания проводится самооценивание. Запись уравнения выводиться на интерактивную доску).
Стадия осмысления.
-Назовите положительные и отрицательные стороны процесса горения. (Положительные: горение топлива, приготовление пищи и т.п. Отрицательные: пожары, взрывы и т.п.).
Учитель:
Послушайте стихотворение Б.Гуртуева «Огонь и вода».
Огонь смеялся над котлом с водой
Грозя неслыханной бедой.
«С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!»
Вода вздохнула: «Уважаю власть!»
Вскипела и на пламя пролилась.
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.
-Почему потух огонь? (горящие дрова и уголь можно потушить водой).
Формирование функциональной грамотности.
Ситуации.
1 ситуация.
В результате утечки газа произошло возгорание газового баллона.
Ваши действия.

2 ситуация.
При заправке автомобиля бензином, некоторое количество бензина пролилось на землю. Случайно брошенный окурок сигареты попал на бензиновое пятно. Произошло воспламенение.
Ваши действия.

3 ситуация.
В кабинете химии произошло короткое замыкание, в результате которого воспламенились электропровода.
Ваши действия.
Стадия рефлексии.
Учитель: наш урок подходит к концу. И сейчас я хочу взять у вас интервью . (Интервью у ученика А, В, С)
Комментарий оценок учащихся.
Домашнее задание
Решить задачу. (Раздается на карточках всем ученикам)
Сколько килограмм воздуха потребуется для 24 кг угля, если в воздухе содержится 21% кислорода?
После решения задачи в тетради нарисуйте кружочек.
Зелёный – решил легко.
Желтый – были трудности.
Красный – задача сложная.
Категория: Химия | Добавил: zakrevskayairina71 (2016-02-17) | Автор: Закревская Ирина Владимировна E
Просмотров: 177 | Теги: урок, третий уровень, химия, воздух | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 2:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru