Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

урок химии в восьмом классе по теме "Атмосферный воздух"
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Леонидовская СШ»
Учитель: Закревская
Ирина Владимировна
План урока № 1.
Предмет: химия
Класс: 8
Дата:
Тема: «Атмосферный воздух – смесь газов. Горение веществ в воздухе»
Цель: Знать состав воздуха и его биохимическое значение
Задачи:
1. Знать газовый состав воздуха.
2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между составом воздуха и его практическим значением.
3. Применять теоретические знания, полученные на уроке при решении различных жизненных ситуаций.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, аудиторская доска, флипчарт, музыкальное сопровождение. Видеоролики: «Состав воздуха», «Применение инертных газов». Воздушные шары, полиэтиленовые прозрачные пакеты, газета, линейки (30 см). Реактивы и лабораторное оборудование: раствор ортофосфорной кислоты, цинк; мыльный раствор, пробка с газоотводной трубкой. Газовая горелка, спички, лабораторная посуда, спиртовка.
Ход урока.
Создание коллаборативной среды.
- приветствие учителя;
- выявление отсутствующих;
- Игра «Молекулы»
Повторение
1.Приём «Поймай вопрос».
На листах формата А-4 написаны вопросы: один лист – один вопрос. Листы скомканы в ком – «снежок». Учитель произвольно раскидывает «снежки» учащиеся ловят, но открывают не сразу. После того, как все вопросы «словлены» учащимися учитель предлагает по очереди раскрывать свой «снежок» и отвечать на вопрос.
Вопросы:
1. Каким газом заполнен кабинет? (воздухом)
2.Почему мы в кабинете видем друг друга? (воздух бесцветный)
3.В стакане есть что-нибудь? (да, воздух)
Стадия вызова. «Мозговой штурм»
Работа в группе.
На слайде изображение: атмосферы, аквалангиста, аэростата, самолёта, космонавта.
Вопросы:
1.Что общего объеденяет эти изображения? (Воздух)
Запишите все идеи на листе бумаги. Выберите лучшие и поделитесь ими с присутствующими.
2.Какова тема урока? (Атмосферный воздух)
Учитель: вы правы. Тема нашего урока «Атмосферный воздух и его состав». Но сначала немного истории.
Историческая справка.
Долгое время ученые-естествоиспытатели считали, что воздух вещество. Любой газ, который выделялся при химических реакциях, называли «воздухом». Если выделялся водород –его называли «горючим воздухом», если выделялся углекислый газ – его называли «лесным воздухом».
Но в конце восемнадцатого века было доказано, что воздух – это смесь газов.
Давайте прочитаем заметки шведского химика Карла Шееле.
(на слайде)
«Я, Карл Шееле, склонен думать, что воздух состоит главным образом из двух видов воздуха – «огненного», поддерживающего дыхание и горение и «Испорченного воздуха», не поддерживающего горение и не пригодного для жизни». (1772 год).
1.Как вы думаете, о каких газах идёт речь в данной заметке? (кислород и азот)
Учитель: вы правы, это действительно кислород и азот – эти названия были даны данным газам Антуаном Лавуазье, который в 1774 году, после своего знаменитого 12-ти дневного опыта установил, что весь воздух на 1/5 состоит из кислорода и на 4/5 – из азота.
Ученый предложил « жизненный воздух» переименовать в «кислород», потому что при сгорании большинства веществ в кислороде образуются кислоты., а «удушливый воздух» переименовать в «азот», так как он не поддерживает жизнь».
(Демонстрация видеоролика «Состав воздуха»)
Позже Г.Кавендиш установил, что в воздухе есть и другие газы, на долю который приходится 1/120 от всего объёма воздуха. Но какие это газы он не смог определить. И лишь спустя более ста лет после открытия состава воздуха Уильям Рамзай и Г.Реле установили, что в воздухе содержатся и инертные газы.
(Видеоролик «Применение инертных газов»)
Учитель:
- Почему воздух имеет более менее постоянный состав?
( Все живые организмы дышат кислородом, поглощая его из воздуха. Растения тоже дышат кислородом. Но в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ, а побочным продуктом фотосинтеза является кислород, который выделяется в атмосферу. Азот и инертные газы в процессе дыхания и фотосинтеза не участвуют. Поэтому воздух имеет постоянный газовый состав».
- Могут ли в воздухе содержаться другие соединения? Если да, то какие? (Водяной пар, сернистый газ, угарный газ, аммиак).
(слайд «Состав воздуха»
Практическая деятельность учащихся.
Метод «Практичность теорий».
Физические свойства воздуха.
Каждой группе выдаются: полиэтиленовый прозрачный пакет, воздушный шарик (не надутый), газетный лист, линейка длиной 25-30 см.
Задание: Какие физические характеристики воздуха можно доказать, используя данные предметы?
Полиэтиленовый пакет – воздух бесцветный.
Воздушный шарик (надуть) – воздух может занимать определённый объём.
Газета и линейка – воздух имеет вес (на край стола положить линейку и на неё положить газетный лист, затем ударить по свободному концу линейки. Газета не упадёт).
Ученными подсчитано, что молярная масса воздуха М=29г/моль.
Учитель:
- Зачем нужен воздух? (для дыхания, горения и т.п.)
-Почему многие вещества горят в воздухе? (в воздухе есть кислород, который поддерживает горение).
- Какие условия необходимы для возникновения горения? (нагревание до температуры воспламенения).
Учитель: При горении простых и сложных веществ в кислороде образуются сложные вещества, которые называют оксидами.
Молекулы оксидов состоят из атомов 2-х элементов, один из которых кислород (СО, СО2, СаО).
Демонстрация опыта «Горение водорода».
Работа у доски:
Записать уравнение реакции горения водорода
2Н2+О2=2Н2О
Многие сложные вещества тоже горят в кислороде, при этом образуются оксиды всех элементов, образующих сложное вещество.
Демонстрация горения газовой горелки, заправленной пропаном.
Учитель:
Все мы дома пользуемся газовыми плитами, для работы которых используется пропано-бутановая смесь.
Я продемонстрировала вам горение пропана в газовой горелке. Пропан – это сложное вещество, состоящее из атомов трёх атомов углерода и восьми атомов водорода.
Задание (работа в паре):
Составить уравнение горения пропана в кислороде, если в результате реакции образуется вода и углекислый газ СО2.
(После выполнения задания проводится самооценивание. Запись уравнения выводиться на интерактивную доску).
Стадия осмысления.
-Назовите положительные и отрицательные стороны процесса горения. (Положительные: горение топлива, приготовление пищи и т.п. Отрицательные: пожары, взрывы и т.п.).
Учитель:
Послушайте стихотворение Б.Гуртуева «Огонь и вода».
Огонь смеялся над котлом с водой
Грозя неслыханной бедой.
«С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!»
Вода вздохнула: «Уважаю власть!»
Вскипела и на пламя пролилась.
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.
-Почему потух огонь? (горящие дрова и уголь можно потушить водой).
Формирование функциональной грамотности.
Ситуации.
1 ситуация.
В результате утечки газа произошло возгорание газового баллона.
Ваши действия.

2 ситуация.
При заправке автомобиля бензином, некоторое количество бензина пролилось на землю. Случайно брошенный окурок сигареты попал на бензиновое пятно. Произошло воспламенение.
Ваши действия.

3 ситуация.
В кабинете химии произошло короткое замыкание, в результате которого воспламенились электропровода.
Ваши действия.
Стадия рефлексии.
Учитель: наш урок подходит к концу. И сейчас я хочу взять у вас интервью . (Интервью у ученика А, В, С)
Комментарий оценок учащихся.
Домашнее задание
Решить задачу. (Раздается на карточках всем ученикам)
Сколько килограмм воздуха потребуется для 24 кг угля, если в воздухе содержится 21% кислорода?
После решения задачи в тетради нарисуйте кружочек.
Зелёный – решил легко.
Желтый – были трудности.
Красный – задача сложная.
Категория: Химия | Добавил: zakrevskayairina71 (2016-02-17) | Автор: Закревская Ирина Владимировна E
Просмотров: 1180 | Комментарии: 1 | Теги: урок, третий уровень, химия, воздух | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru