Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок в 11 классе по теме "Многоатомные спирты"
Химия- 11 класс
Тема: Многоатомные спирты.
Цель: дать общую характеристику многоатомным спиртам
Задачи: 1. Рассмотреть строение молекул, получение, физические, химические свойства многоатомных спиртов, их применение 2. Совершенствовать умение учащихся анализировать, переносить имеющиеся данные на новые вещества 3. Воспитание самостоятельности учащихся
Лабораторный опыт: растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди.
Оборудование: глицерин, сульфат меди, гидроксид натрия, пробирки, компьютер, интерактивная доска, презентация
Тип урока: комбинированный
Вид урока: самостоятельная работа, лекция
Метод урока: объяснительно-иллюстративный
Ход урока
1 Организационная часть
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Закрепление пройденного материала.
1.Устный опрос
А).Какие вещества называются спиртами?)
Б).Классификация спиртов
В).Номенклатура спиртов?
2.Работа на местах – индивидуальная работа по карточкам
3. Работа с доской.
А) Написать формулы:
2-метил пропанол-1
2-метилбутанол-2
Б) Осуществить превращение:
С2Н6→С2Н4→С2Н5ОН→С2Н5Cl

C2H4
В) Дать название следующим веществам:

СН3-СН-СН2-СН2-ОН
|
СH3
CH3
|
ОН-СН2-С-CH3
|
CH3

Характерные химические свойства спиртов?
Где используются спирты?
Учебный проект “О вреде алкоголя на организм человека” – 2 ученика

4. Объяснение нового материала
Учитель: Оказывается, существуют ещё и другие спирты – многоатомные, спирты, которые имеют две, три, шесть гидроксильных групп. Представители многоатомных спиртов: Этиленгликоль, Глицерин ,Ксилит, Сорбит
СН2ОН – СНОН – СНОН – СНОН – СНОН – СН2ОН.
сорбит

ОН – СН2 – (СНОН)3 – СН2 – ОН
ксилит
Учитель: По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты.
Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных, можно вывести из формул соответствующих углеводородов, заменяя в них атомы водорода гидроксильными группами.
Если, например, в формуле молекулы этана гидроксильными группами заместить два атома водорода (у каждого атома углерода по одному), то получится формула молекулы двухатомного спирта:
СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.
В названиях многоатомных спиртов перед суффиксом – ОЛ ставят числительное, указывающее количество гидроксильных групп.
Задание: Из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре.
Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в тетрадях.

СН3 – СН2 – СН3 ––> СН2 ОН – СНОН – СН2 ОН глицерин или пропантриол – 1, 2, 3.

Вывод: К названиям предельных углеводородов добавляем суффикс – триол, цифрами указываем положение гидроксильных групп.
Строение и физические свойства многоатомных спиртов
Учитель. Перед вами пробирка с глицерином. Рассмотрите, что представляет собой это вещество.
Лабораторный опыт: Растворимость глицерина в воде.
К 1 мл воды в пробирке прилили равный объем глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.
Учитель. Добавлю, что эти физические свойства присущи и другим многоатомным спиртам, в том числе и этиленгликолю. Надо помнить! Этиленгликоль очень ядовитое вещество!
Задание 4: Сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов. На интерактивной доске проецируем эти сведения:
Учитель: Каковы причины резкого различия температуры кипения?
Ответы учащихся.
Резкие изменения температуры кипения спиртов объясняются числом гидроксильных групп.
Вывод: Число гидроксильных групп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей).
Химические свойства многоатомных спиртов
а) взаимодействие с натрием
б) с галогеноводородами
Вывод: Многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами.
в) качественная реакция на многоатомные спирты.
Видеоролик, выполнение учащимися лабораторного опыта
г) реакция глицерина с азотной кислотой.
Применение многоатомных спиртов.
Глицерин применяется для получения смазочных материалов, как умягчитель кожи и тканей, в парфюмерной фармацевтической и пищевой промышленности.
Водные растворы этиленгликоля и глицерина замерзают при низких температурах, поэтому их используют в качестве антифризов – жидкостей с низкой температурой замерзания, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Учитель демонстрирует лекарственный препарат – нитроглицерин и задает следующие вопросы:
1. За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)
2. Как объяснить следующее четверостишье
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
Ученик делает сообщение о нитроглицерине
Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара. Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель пи промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России. Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом. В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем.-рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле.
Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира. За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. “Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству”
Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит:
1% раствор сосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатыми свойствами.
Человечество вспоминает с благодарностью о Нобеле как и об основателе знаменитой премии.
III. Закрепление
IV. Рефлексия. Выставление оценок.
Домашнее задание: № 8.4 устно упражнения 1,3, 4 письменно составить круги Эйлера для одноатомных и двухатомных спиртов. Опережающее задание: подготовить учебные проекты по темам « Муравьиная кислота», « Уксусная кислота».
Категория: Химия | Добавил: svetllana_burmina (2016-03-16) | Автор: Светлана E
Просмотров: 171 | Комментарии: 1 | Теги: Bra Zil | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru