Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся
Автор - учитель химии и биологии КГУ "Березовская основная школа" Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Ширин Станислав Александрович.

Статья по теме: «Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».

1. Абстракт
Актуальность: актуальность темы «Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся » обусловлена целями и задачами современного образования

Объект изучения: применение стратегий активного обучения при изучении химии.

Цель: выявление роли стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследования PISA.

Гипотеза: если я буду целенаправленно работать, то в результате грамотно организованной активной познавательной деятельности у учащихся вырабатываются следующие качества:
 Способность к анализу информации и определению проблемы;
 Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
 Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия.
Задачи.
1.Повышение познавательной активности учащихся.
2. Побуждение к практической и мыслительной деятельности учащихся.

2. Введение

Современный период развития Казахстана обозначил новые приоритеты школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Ведущий из них - качество школьного образования - нашел отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы.
Интеграция страны в мировое образовательное пространство обуславливает необходимость в соответствии с требованиями государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни».
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества школьного образования Республики Казахстан. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Контекстом обновления цели и содержания отечественного школьного образования рассматриваются международные исследования PISA (Programmer for International Student Assessment), участником которых Казахстан являлся в 2009 и 2012 годах. [1]

3. Основная часть
Активные методы обучения - это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото¬рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. [2]
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель¬ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации и в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак¬тивности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци¬ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте¬рес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори-ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше¬нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин¬формацию, но и способы добывания знаний; критический под¬ход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих¬ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении высту¬пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы¬деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное. [3]
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу¬чения осуществляется через установление прямых и обратных свя¬зей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол¬лективной профессиональной деятельности). Особенность имита-ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето¬ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен¬ные роли, относятся к игровым.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате-риала, поскольку достигается существенное приближение учебно¬го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. [4]

3.1 Варианты методов, применяемых для подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек¬тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу¬тей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требовани¬ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз¬гового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
• планирование общего хода занятия, определение времени каж¬дого этапа занятия;
• подбор вопросов для разминки;
• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести ана¬лиз и обобщение итогов занятия. [5]

Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.
Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.
Метод «Займите позицию», целью которого является обсуждение спорного вопроса в аудитории. Используется для демонстрации различных подходов к обсуждаемой проблеме и ее решению, позволяет учащимся высказаться, ясно формулировать свою точку зрения, уметь выдвигать, определять аргументы и общаться.
Метод «Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание. (Перед ними ставится проблема. Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта.) Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Продвинутая лекция». Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.
Метод «Водоворот проблем и событий». Суть метода заключается в делении учащихся на группы по 4-6 человек. Учитель формулирует проблему. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения в течение 10 минут. Затем учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями. Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением). После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота. [6]
«Карусель». Организатор создает маленькие рабочие станции (четыре малые группы). Каждая из групп сидит за столом, во главе которого находится ученик-консультант. Он имеет заранее подготовленные карточки с заданиями и карточки-ключи. После выполнения работы учащимися консультант по «ключу» проверяет ее и проставляет баллы в карточку учета (за каждый правильный ответ – балл). Затем группы меняются столами и получают новое задание от ученика- консультанта.
В качестве примера использования стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследованию PISA, приведу этап урока "Оксиды в природе и жизни человека". На этом уроке возможна интеграция сразу 4 естественнонаучных дисциплин (химия, биология, география, физика). Так как учащиеся уже имеют достаточные знания по географии на тему «Атмосфера», физике «Плотность», «Плавление» химии «Оксиды», биологии «Роль воды в клетке живых организмов», «Дыхание», «Фотосинтез» то можно предложить им выполнить задания по типу теста PISA.
К примеру, класс объединяется в 3 микрогруппы («Стратегия картинки»)
Каждая микрогруппа получает 1 задачу PISA и работает над решением этой задачи. (Стратегия «Думай, общайся в паре делись») [6].
На данном этапе урока ученики думают о своем вопросе или проблеме. Они меняются идеями с партнером. Пара учеников делится идеями с
микрогруппой.
Далее следует защита микрогруппами своих решений задач.
Примеры возможных задач:
1) Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед. При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно. На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда»
Вопросы:
1) В какой науке наиболее часто применяется понятие «плотность»?
А) математика
Б) физика
В) Физика
Г) География
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – личностный

2) Какое значение для живых организмов, обитающих в воде имеет плотность воды при температуре ниже +40С
Тип вопроса – Открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – системы живой природы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – глобальный

3) Составьте график зависимости плотности воды от температуры.
Тип вопроса – закрытый конструируемый
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный

4) Какое значение для жителей планеты имеет постепенное таяние льда?
Тип вопроса – Открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – опасности и риски.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - глобальный

2) Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.
Вопросы?
1) Что общего между процессом горения и дыхания?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный

2) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание – физические системы
Область применения – естествознание и технология.
Контекст - личностный

3) Выберите особенности дыхания во время плача
А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом.
Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом.
В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох.
Тип вопроса – комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный

3) Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, « купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане. Четыре водяных океана широко – широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Получается, что поверхность планеты – его дно.

Вопросы:
1) Как экспериментально доказать существование воздуха?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – физические системы
Контекст - личностный

2) Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.
Тип вопроса – закрытый конструируемый
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – личностный

3) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный
Таким образом, решая данные задачи, учащиеся подготовятся к международному исследованию PISA. А роль стратегиям активного обучения отводится в следующем:
• Изучение является активным усилием (не пассивным)
• Ученики несут ответственность за свое собственное обучение
• Ученики учатся более эффективно, будучи активными участниками образовательного процесса, а не пассивными.

4. Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. [7]
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить задания, точно ответить, проявить сообразительность.

5. Литература

1. Типовая учебная программа курсов повышения квалификации педагогических работников на тему: «Развитие функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»

2. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/неграмотность как социально-педагогическое явление. – М., 2003 72 с.

3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие.- Астана: Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, 2013. – 53 с.

4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие / Под ред. Л.С.Цветковой. – М., 2001. 95 с.

5. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 ,28 с.

6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,
2001., 125 с.

7. Яковлев И.М. Методика и техника урока. – М., 2003., 14 с.
Категория: Химия | Добавил: St@S (2017-01-13) | Автор: Ширин Станислав Александрович E
Просмотров: 2516 | Теги: функциональная грамотность, химия | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 0:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru