Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся
Автор - учитель химии и биологии КГУ "Березовская основная школа" Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Ширин Станислав Александрович.

Статья по теме: «Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».

1. Абстракт
Актуальность: актуальность темы «Применение на уроках химии активных методов обучения в целях развития функциональной естественнонаучной грамотности учащихся » обусловлена целями и задачами современного образования

Объект изучения: применение стратегий активного обучения при изучении химии.

Цель: выявление роли стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследования PISA.

Гипотеза: если я буду целенаправленно работать, то в результате грамотно организованной активной познавательной деятельности у учащихся вырабатываются следующие качества:
 Способность к анализу информации и определению проблемы;
 Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
 Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия.
Задачи.
1.Повышение познавательной активности учащихся.
2. Побуждение к практической и мыслительной деятельности учащихся.

2. Введение

Современный период развития Казахстана обозначил новые приоритеты школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Ведущий из них - качество школьного образования - нашел отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы.
Интеграция страны в мировое образовательное пространство обуславливает необходимость в соответствии с требованиями государства и общества ориентировать обучение подрастающего поколения на развитие компетенций, способствующих реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни».
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества школьного образования Республики Казахстан. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Контекстом обновления цели и содержания отечественного школьного образования рассматриваются международные исследования PISA (Programmer for International Student Assessment), участником которых Казахстан являлся в 2009 и 2012 годах. [1]

3. Основная часть
Активные методы обучения - это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото¬рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. [2]
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель¬ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации и в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак¬тивности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци¬ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте¬рес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори-ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше¬нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин¬формацию, но и способы добывания знаний; критический под¬ход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих¬ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении высту¬пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы¬деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное. [3]
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу¬чения осуществляется через установление прямых и обратных свя¬зей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол¬лективной профессиональной деятельности). Особенность имита-ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето¬ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен¬ные роли, относятся к игровым.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате-риала, поскольку достигается существенное приближение учебно¬го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. [4]

3.1 Варианты методов, применяемых для подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек¬тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу¬тей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требовани¬ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз¬гового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
• планирование общего хода занятия, определение времени каж¬дого этапа занятия;
• подбор вопросов для разминки;
• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести ана¬лиз и обобщение итогов занятия. [5]

Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников.
Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.
Метод «Займите позицию», целью которого является обсуждение спорного вопроса в аудитории. Используется для демонстрации различных подходов к обсуждаемой проблеме и ее решению, позволяет учащимся высказаться, ясно формулировать свою точку зрения, уметь выдвигать, определять аргументы и общаться.
Метод «Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание. (Перед ними ставится проблема. Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта.) Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Продвинутая лекция». Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.
Метод «Водоворот проблем и событий». Суть метода заключается в делении учащихся на группы по 4-6 человек. Учитель формулирует проблему. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения в течение 10 минут. Затем учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями. Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением). После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп. Затем проходит презентация своей позиции участниками водоворота. [6]
«Карусель». Организатор создает маленькие рабочие станции (четыре малые группы). Каждая из групп сидит за столом, во главе которого находится ученик-консультант. Он имеет заранее подготовленные карточки с заданиями и карточки-ключи. После выполнения работы учащимися консультант по «ключу» проверяет ее и проставляет баллы в карточку учета (за каждый правильный ответ – балл). Затем группы меняются столами и получают новое задание от ученика- консультанта.
В качестве примера использования стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследованию PISA, приведу этап урока "Оксиды в природе и жизни человека". На этом уроке возможна интеграция сразу 4 естественнонаучных дисциплин (химия, биология, география, физика). Так как учащиеся уже имеют достаточные знания по географии на тему «Атмосфера», физике «Плотность», «Плавление» химии «Оксиды», биологии «Роль воды в клетке живых организмов», «Дыхание», «Фотосинтез» то можно предложить им выполнить задания по типу теста PISA.
К примеру, класс объединяется в 3 микрогруппы («Стратегия картинки»)
Каждая микрогруппа получает 1 задачу PISA и работает над решением этой задачи. (Стратегия «Думай, общайся в паре делись») [6].
На данном этапе урока ученики думают о своем вопросе или проблеме. Они меняются идеями с партнером. Пара учеников делится идеями с
микрогруппой.
Далее следует защита микрогруппами своих решений задач.
Примеры возможных задач:
1) Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед. При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно. На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда»
Вопросы:
1) В какой науке наиболее часто применяется понятие «плотность»?
А) математика
Б) физика
В) Физика
Г) География
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – личностный

2) Какое значение для живых организмов, обитающих в воде имеет плотность воды при температуре ниже +40С
Тип вопроса – Открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – системы живой природы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – глобальный

3) Составьте график зависимости плотности воды от температуры.
Тип вопроса – закрытый конструируемый
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный

4) Какое значение для жителей планеты имеет постепенное таяние льда?
Тип вопроса – Открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – опасности и риски.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - глобальный

2) Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.
Вопросы?
1) Что общего между процессом горения и дыхания?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный

2) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание – физические системы
Область применения – естествознание и технология.
Контекст - личностный

3) Выберите особенности дыхания во время плача
А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом.
Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом.
В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох.
Тип вопроса – комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный

3) Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, « купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане. Четыре водяных океана широко – широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Получается, что поверхность планеты – его дно.

Вопросы:
1) Как экспериментально доказать существование воздуха?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – физические системы
Контекст - личностный

2) Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.
Тип вопроса – закрытый конструируемый
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – личностный

3) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный
Таким образом, решая данные задачи, учащиеся подготовятся к международному исследованию PISA. А роль стратегиям активного обучения отводится в следующем:
• Изучение является активным усилием (не пассивным)
• Ученики несут ответственность за свое собственное обучение
• Ученики учатся более эффективно, будучи активными участниками образовательного процесса, а не пассивными.

4. Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. [7]
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить задания, точно ответить, проявить сообразительность.

5. Литература

1. Типовая учебная программа курсов повышения квалификации педагогических работников на тему: «Развитие функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»

2. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/неграмотность как социально-педагогическое явление. – М., 2003 72 с.

3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие.- Астана: Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, 2013. – 53 с.

4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие / Под ред. Л.С.Цветковой. – М., 2001. 95 с.

5. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 ,28 с.

6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,
2001., 125 с.

7. Яковлев И.М. Методика и техника урока. – М., 2003., 14 с.
Категория: Химия | Добавил: St@S (2017-01-13) | Автор: Ширин Станислав Александрович E
Просмотров: 262 | Теги: функциональная грамотность, химия | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-10-24, 10:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [642]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1202]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru