Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок химии в 10 классе по теме: «Электролиз»
Тимирязевская ОШГ им. С.Муканова Тимирязевского р-на Северо-Казахстанской области
Учитель химии и биологии первой категории Попова Ирина Николаевна

Урок химии в 10 классе по теме: «Электролиз»

Цель: раскрыть понятие процесса электролиза; сформировать умение определять процессы, происходящие на электродах; составлять суммарное уравнение реакции электролиза.
Задачи:
• образовательные: сформировать у учащихся представление о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза;
• развивающие: развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение применять теоретические знания на практике;
• воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, формировать коммуникативные умения, навыки самостоятельной работы.

Ход урока:
I. Организационная часть.
1. Приветствие учащихся:
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2. Оформление тетрадей.
- Откройте тетради и запишите число: … .
II. Подготовка к восприятию нового материала:
Сегодня на урок к нам пришел Петя вот с такой историей:
«Петя снял аккумулятор с «Жигуля»:
Напряжение упало до нуля,
Пете посоветовал Андрей:
«Ты электролит туда залей!»
Петя взял на кухне соли
Он учил когда-то в школе
Что любой электролит
Если он водой залит
Распадается на ионы.
Этих ионов миллионы!
Соль всегда электролит.
Вот готов раствора литр.
Петя взял аккумулятор…
Тут пришел его отец,
Догадайтесь – ка, ребята
Что сказал ему отец?»
-Конечно, ничего хорошего отец сказать ему не мог: ведь Петя спутал химическое понятие «электролит» с сернокислотным электролитом для автомобилей. Хорошо еще, что он не успел залить раствор поваренной соли внутрь аккумулятора, иначе пришлось бы покупать новый. А что же происходит внутри аккумулятора и вообще с солями под действием электрического тока. Это мы с вами сегодня и узнаем. Но вначале вам нужно разгадать ребус и вы узнаете, как называется этот процесс в химии и это и будет темой нашего урока:

e
Al
Be
K
SO4
Br
Li
Au
1
2
2
1
7
2,3
1,2
1

-Правильно ребята, это «Электролиз».

«Электролиз» - это процесс разложения вещества под действием электрического тока.

III. Объяснение нового материала.
Этот процесс проводится в U-образной трубке или специальном аппарате – электролизере.
Вначале мы с вами познакомимся с процессом, проводимым в U-образной трубке. В нее наливают раствор соли, например CuCl2, и опускают в каждое из отверстий трубки электропроводящий стержень – металлический электрод. В водном растворе эта соль диссоциирует:
CuCl2 = Cu2+ + 2Cl-
к а
Таких катионов и анионов в растворе соли очень много. Опускаем электроды и подключаем катод к отрицательному, а анод к положительному полюсу выпрямителя электрического тока. Начинается электрохимическая реакция: катионы, частицы с положительным зарядом (Сu2+) движутся к отрицательному электроду катоду. Там они получают недостающий электрический заряд и превращаются в атомы и осаждаются на катоде в виде металлической меди:

Cu2+ - 2е = Cu0
Катод покрывается слоем меди.
Хлоридные ионы заряжены отрицательно и движутся к положительному электроду – аноду. Там они лишаются своего заряда и превращаются в атомы хлора, а потом объединяются в молекулы Cl2
2Cl- + 2е = Cl20

На аноде выделяется газообразный хлор, который впоследствии улетучивается или собирается в специальные резервуары.
Суммарное уравнение электролиза:
CuCl2 = Cu + Cl2

(схемы электролиза СuCI2 и FeSO4 выводятся на доску и объясняются)
Что такое электролиз,
Рассказать я не боюсь.
Значит так: берется полюс,
Этот полюс будет «плюс»
Нужен нам и полюс «минус»
Это тоже электрод.
Если, соль в раствор закинув
Цепь замкнуть, то ток пойдет
У катода всем подряд
Выдаются электроны.
Металлический отряд
Получается из ионов.
А анод, наоборот
Электроны отберет.
В этом месте всякий раз
Выделятся будет газ.
Результат всего процесса
Очень даже интересен:
Если ток включается
Соли разлагаются.
Но не всегда катионы металлов восстанавливаются на катоде, а на аноде анионы вступивших веществ, чтобы это понять нужно знать пять правил:
1. Группа металлов, стоящая после водорода:
при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на
катоде.
2. Группа металлов, стоящая от начала ряда напряжений до алюминия включительно:
при электролизе катионы этих металлов сами не восстанавливаются на катоде вместо них восстанавливаются молекулы воды до водорода.
3. Группа металлов, стоящая от алюминия до водорода:
при электролизе катионы этих металлов сами восстанавливаются на катоде параллельно с молекулами воды. На катоде идет восстановление металла и водорода.
4. Анионы бескислородных кислот:
сами окисляются на аноде.
5. Анионы кислородосодержащих кислот:
на аноде не окисляются, а вместо них окисляются молекулы воды до
кислорода.
(таблицы)

IV. Активизация учащихся:
1. А теперь давайте разберемся с тем, что происходит в аккумуляторе:
Pb + 2H2SO4 = PbSO4 + SO2 + 2H2O
PbSO4 = Pb2+ + SO42-

K A
Pb O2

H2
2. Какие вещества рассказывают нам о себе? Давайте узнаем их и подвергнем их гидролизу:
1. «Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде –
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив говорит:
Это - … (натрия хлорид)
2 NaCl = 2Na2+ + Cl20
K A

H2 Cl2

2. «Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (мелом СаСО3)
СаСО3 = Са2+ + СО32-

K A

H2 О2

3. Какие продукты будут находиться в растворе в результате электролизаCu(NO3)2 в двух случаях: а) соль полностью подвергнута электролизу, и после этого электроды сразу вынуты из раствора; б) соль полностью подвергнута электролизу, но после этого некоторое время электроды остаются в растворе, но ток отключен.
а) на катоде Cu2+ , на аноде О2 , в растворе HNO3
б) медь постепенно будет растворятся в разбавленной HNO3
3Cu0 + 8H+ N+5 O3-2 = 3Cu+2(N+5 O3-2)2 + 2N+2 O-2 + 4H2+O-2
4. А теперь самое время для химической сказки-загадки:
« Жил был когда-то на свете храбрый богатырь Диоксид Кремниевич. У него была сестрица по имени Кремниевая кислота – толстушка-хохотушка, но большая умница.
Стала однажды сестрица брата в гости звать на пироги с черникой. А тот кричит:
- Вольно же тебе меня в гости звать! Твой дом за рекой, а переправы нет!
- Проще нет ничего, чем переправу поставить. Запомни 2 волшебных слова: «Щелочь. Кислота». Как их скажешь, через реку мост встанет. – учит сестрица брата.
- Ты, сестра, колдовать да заговаривать научена, а я человек простой все забуду – отвечает Диоксид Кремниевич.
Рассердилась Кремниевая кислота и говорит:
- Эти слова забудешь, так другие два запомни: «Фтороводород. Вода». Да поторапливайся, а то пироги остынут.
Есть ли химический смысл у «волшебных» слов? Почему Диоксид кремниевич не может прейти реку без этих слов?

1. SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O
Na2SiO3 + HCI = 2NaCI + H2SiO3
2. SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2
SiF4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HF

V. Итог урока:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с процессом электролиза. А теперь я проверю, как Вы его усвоили:
1. Скажите, ребята, всегда л электролиз происходит одинаково или отличается?
2. Какие вещества участвуют в электролизе раствора?
3. Какие вещества участвуют в электролизе расплава?

VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание
Параграф 5.5. стр. 142 зад.3-5

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/40-0-0-0-1
Категория: Химия | Добавил: Eng-teacher (2017-03-14) | Автор: Попова Ирина Николаевна E W
Просмотров: 112 | Теги: Электролиз, химия | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-10-23, 3:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [512]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [812]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1813]
Краеведение [93]
Начальная школа [4022]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [384]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1587]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [466]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [407]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru