Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

"Процесс горения". Урок химии для 7 класса по обновленной программе
План урока Раздел долгосрочного планирования: Воздух. Реакция горения. Школа: КГУ «Чистопольская СШ» ФИО учителя: Ткачев Сергей Петрович класс: 7 Тема урока: Процесс горения. Учебные цели, достигаемые на этом уроке: 7.3.1.3. Описывать горение вещества и называть продукты реакции горения. 7.3.1.4. Знать и объяснять "треугольник огня", в который входит топливо, кислород, источник возгорания. Цель урока: - описывать процесс горения вещества; - называть продукты реакции горения; - знать компоненты "треугольника огня"; - объяснять значение трех составляющих "треугольника огня" (топлива, кислорода, источника возгорания). Критерии оценки: 1. Описывает процесс горения вещества. 2. Называет продукты реакции горения. 3. Знает "треугольник огня". 4. Объясняет сущность "треугольника огня". Уровни мыслительных действий: знание, понимание, применение Языковые цели: Обучающиеся овладеют терминами "оксид", "топливо", "возгорание", "треугольник огня", "возгорание", "источник возгорания" "легко воспламеняющиеся материалы", "горючие материалы"; смогут использовать их в устной и письменной речи для объяснения процессов и явлений, составления и пояснения схем. Привитие ценностей Осуществляется путем воспитания основ безопасности жизнедеятельности, навыков соблюдения правил противопожарной безопасности, здорового образа жизни. Межпредметная связь Связь с биологией (ожоги), физикой (свечение, теплота, ведение энергии, агрегатное состояние вещества) осуществляется через содержание темы и деятельность обучающихся. Предшествующие знания Физические и химические явления, агрегатное состояние вещества, признаки химических реакций, простые и сложные вещества, нагревание, состав воздуха. Ход урока Запланированные этапы урока Виды упражнений, запланированных на урок: Ресурсы Начало урока 1. Организационный момент. Упражнение "Вперед и вместе". Учитель вместе с обучающимися произносит речевку: Учебник - есть, Тетрадь - есть, Ручка - здесь, Дневник - на месте. К новым знаниям и умениям - только вперёд и только все вместе. 2. Интеллектуальная разминка (актуализация знаний изученного материала). Упражнение "Те, кто не согласен...". Ход упражнения: ученики садятся на места. Учитель предлагает встать тем ученикам, которые не согласны с высказыванием: - воздух это газ без цвета и запаха; - больше всего в воздухе содержится газа азота; - содержание кислорода в воздухе составляет 78%; - деревья очищают воздух от загрязнений; - главными загрязнителями воздуха являются растения; - чтобы не загрязнять окружающую среду, нужно сжигать бытовой мусор (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и т.д.); - загрязненный воздух не подлежит очистке; - самый чистый воздух - высоко в горах; - каждый человек может внести свой вклад в защиту атмосферного воздуха от загрязнения. ФО – ОС, реализованная через устные комментарии учителя. 3. Деление класса на группы. Деление класса на группы производится с помощью жетонов 3 цветов. Ученики, вытянувшие жетоны одного цвета, объединяются в группу из 4 человек, таким образом, получается 3 группы по 4 обучающихся в каждой. Жетоны оранжевого, малинового и фиолетового цветов. 4. Формулирование темы и целей урока. Обучающимся предлагается посмотреть видеофрагмент "Костер на берегу реки". Задание для обучающихся: посмотрите видеосюжет и постарайтесь догадаться, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Предполагаемые ответы: огонь, костер, пламя, сгорание, горение). Окончательно тема урока формируется в результате выполнения упражнения "Арабская грамота" (на доске представлена следующая запись: . . О . Е . . . О . Е . И Я Обучающимся предлагается дополнить слова так, чтобы получилась тема урока). Учитель: А теперь, когда мы знаем тему урока, давайте определим цель нашего урока. И сделаем мы это с помощью стратегии "Мозговой штурм". Вам даётся 2 минуты для того, чтобы обсудить возможные цели урока. Затем мы запишем их на постере. Затем вам будет дано ещё 2 минуты, чтобы выбрать наиболее правильные цели. Так мы с формируем цели нашего урока. Постер до конца урока останется висеть на доске, чтобы вы не забывали, к какой цели мы сегодня стремимся (в результате мозгового штурма оформляется постер, на котором красным маркером подчеркнуть цели урока). Видеофрагмент "Костер на берегу реки ". Лист бумаги А2 и маркеры для мозгового штурма. Середина урока 1. Признаки реакции горения. Демонстрация опыта "Горение веществ" – «Кейс-метод». 5 мин. Стратегия "Кейс-метод". Задание: наблюдайте опыты, проводимые учителем. 1. Горение серы в воздухе. 2. Горение фосфора в воздухе. 3. Горение железа в воздухе. Обсудите в группе и ответьте на вопрос: горение это процесс физический или химический? Почему вы так думаете? (Поочередно заслуживаются ответы всех групп, учитель предоставляет ОС в виде устного комментария). Составьте на выданном вам плакате постер: "Признаки реакции горения". На выполнение задания даётся 5 минут. По прошествии этого времени классу демонстрируется слайд, на котором представлены признаки реакции горения. ФО с помощью приема "поднятый палец" по следующим дескрипторам: Указали все признаки горения - палец вверх, не указали 1 признак - палец горизонтально, не указали более одного признака - палец вниз. Демонстрация опыта. Лист бумаги формата А3, маркеры. Слайд с правильным ответом. 2. Роль кислорода в процессе горения, "треугольник огня", продукты реакции горения – «Обучающие карточки». 10 мин. Демонстрируются опыты: 4. Горение серы в кислороде. 5. Горение фосфора в кислороде. 6. Горение железа в кислороде. Обучающимся предлагается наблюдать опыт и найти отличие первой серии опытов от второй (горения в воздухе от горения в кислороде). Предполагаемые ответы: во второй серии опытов горение происходило быстрее, больше выделялось энергии в виде света, в кислороде горело железо, которое в воздухе не сгорало. ОС - устный комментарий учителя. По результатам наблюдений ученикам предлагается выполнить задание по обучающим карточкам для ИР, состоящую их 2 заданий: Задание 1. Заполните таблицу: Исходные вещества Продукты 1 Натрий + кислород ......................... 2 Углерод + ................... ......................... 3 ................. + ................ Оксид свинца Дескрипторы: 1. Указал оксид натрия (1 хим). 2. Указал кислород и оксид углерода (2 хима). 3.Указал свинец и кислород (2 хима). Задание 2. Впишите в стороны треугольника три объекта, без которых невозможно появление огня. Укажите их значение. Дескрипторы: 1. Указал кислород (1 хим). 2. Указал топливо (1 хим). 3. Указал источник возгорания (1 хим). 4. Объяснил значение кислорода (1 хим). 5. Объяснил, для чего нужен источник возгорания (1 хим). 6. Объяснил, для чего нужно топливо (1 хим). ФО с помощью химов. Учитель наблюдает за ходом выполнения задания, выдавая смайлики согласно дескрипторам. Демонстрация опыта. Карточки с заданиями на каждого обучающегося. "Химы" для ФО. 3. Обобщение и закрепление знаний – «Обгоревший лист». 10 мин. Учитель: Прежде, чем перейти к следующему этапу урока, давайте вспомним цели нашего урока и каждый из вас подумает, в какой степени ему удалось достигнуть этих целей (заслушиваются ответы нескольких обучающихся). А теперь переходим к следующему заданию. Упражнение «Обгоревший лист». (Учитель раздаёт листы с заданием для ГР). Задание: Предлагаемый вам для изучения документ пострадал от огня. Некоторые слова и даже целые строки утрачены. Постарайтесь восстановить недостающие части текста, чтобы он снова обрел смысл. ____________________ Уже много тысячелетий ______________ верно служит людям. С его помощью человек может ________________, _________________ и ____________________. Но при неосторожном или неумелом обращении огонь немедленно становится ______________ и беспощадным врагом. При соприкосновении с __________ или ____________ предметами возникают болезненные и опасные повреждения кожи, называемые _____________. Огонь, вышедший из-под контроля человека, превращается в страшное бедствие - _______________. Чтобы не случилось этого несчастья, надо знать и выполнять несложные правила: 1) ___________________________________; 2) ___________________________________; 3) ___________________________________; 4) ___________________________________. Особенно большой вред природе наносят __________ пожары, в результате которых ___________, ____________, ____________. Соблюдайте осторожность при хранении и обращении с легковоспламеняющимися и горючими материалами, к которым относятся ____________. Будьте осторожны с огнём! По завершении работы выступают спикеры групп, представляя восстановленный текст. ФО класса "Поднятый палец". Листы с заданиями по числу групп. Конец урока Рефлексия. 1. «Химический поезд». 1 мин. «Химический поезд». Заранее заготавливаются вагончики с номерами, соответствующими номерам заданий (1, 2, 3), обучающиеся помещают смайлики в вагончики с теми номерами, где при выполнении задания они были успешны. На смайликах обязательно указывают свое имя. Модель поезда с тремя вагончиками, смайлики по 3 на каждого обучающегося. 2. «Рефлексивный кубик». 6 мин «Рефлексивный кубик». На группы выдаётся по одному кубику, на гранях которых написаны следующие незаконченные предложения: 1. Самое важное, что я узнал сегодня... 2. Самым интересным для меня сегодня было... 3. Из того, что я узнал сегодня, мне обязательно пригодится в жизни... 4. Целей урока я ... 5. Мне пока ещё не ясно ... 6. Я хотел бы ещё узнать о ... После броска кубика все члены группы отвечают на вопрос, оказавшийся на верхней грани, вносят ответы в лист рефлексии: Фамилия, имя ... Самое важное, что я узнал на этом уроке ... Самым интересным для меня сегодня было ... Из того, что я узнал сегодня, мне обязательно пригодится в жизни ... Целей урока я … Мне пока ещё не ясно ... Я бы хотел(а) побольше узнать о ... После заполнения листы рефлексии сдаются учителю. Кубики Блума по числу групп (3 штуки). Рефлексивные листы. 3. Оценивание. 3 мин. Подсчитывается количество "Химов", заработанных учениками и деятельность каждого оценивается по следующей шкале: Количество "Химов" Уровень 10 - 11 Эксперт 8 - 9 Хорошая работа 6 - 7 Истина где-то рядом 5 и менее Старайся, и все получится Домашнее задание. Учитель раздает карточки с дифференцированным домашними заданием. 1. Составьте список известных вам пожароопасных веществ. Составьте правила, которые нужно соблюдать при их хранении и использовании. 2.* В последнее время нередки случаи, когда при эксплуатации загораются различные бытовые приборы (мобильные телефоны, планшетные компьютеры, телевизоры и т.п.). Главное для человека, попавшего в подобную ситуацию – не растеряться и приложить все усилия, чтобы предотвратить пожар. Составьте памятку под названием «Что делать, если загорелся телевизор». Карточки с домашним заданием. Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности Направлена на удовлетворение потребностей каждого обучающегося и способствует достижению цели всеми. Поддержка оказывается ученикам при работе в группе, при предоставления заданий различных уровней сложности. 1 задание - знание. 2 задание - понимание. 3 задание - применение. ФО при выполнении заданий будет проводится с помощью следующих приемов: 1 задание: устный комментарий учителя в первой части задания; во второй части задания самооценка работы групп с помощью приема "Поднятый палец" исходя из следующих дескрипторов: правильно указаны все признаки реакции горения - палец вверх; не указан/неправильно указан один из признаков реакции - палец горизонтально; не указаны/неправильно указаны более одного признака реакции - палец вниз. 2 задание: "химы" в соответствии с дескрипторами. Для первой части задания: 1. Указал оксид натрия (1 хим). 2. Указал кислород и оксид углерода (2 хима). 3.Указал свинец и кислород (2 хима). Для второй части задания: 1. Указал кислород (1 хим). 2. Указал топливо (1 хим). 3. Указал источник возгорания (1 хим). 4.Объяснил значение кислорода (1 хим). 5. Объяснил, для чего нужен источник возгорания (1 хим). 6. Объяснил, для чего нужно топливо (1 хим). 3 задание: класс оценивает выступление групп по методике "Поднятый палец". Повторение правил техники безопасности при демонстрации опыта. Соблюдение норм гигиены при просмотре видео материала. Смена видов деятельности обучающихся в ходе выполнения заданий. Динамическая пауза "Займи позицию". В классе заготовлены 2 постера: "миф" и "факт". Учитель читает утверждения, обучающиеся занимают позицию под постером в зависимости от того, считают они данное утверждение истинным или ложным: 1. Бензин, керосин, спирт и ацетон – легко воспламеняющиеся жидкости. 2. Железо относится к горючим материалам. 3. Воздух - газ, участвующий в горении. 4. В кислороде сгорают почти все металлы и неметаллы. 5. Чтобы остановить горение, достаточно прекратить доступ кислорода. 6. Горение - процесс физический. 7. Вещества, вступающие в реакцию горения, называются оксидами. Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему? Общая оценка Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)? 1: 2: Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?1: 2: Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке? Глоссарий: ФО - формативное оценивание ОС - обратная связь ГР - групповая работа ИР - индивидуальная работа ПР - парная работа Приложение 1 Обучающая карточка для индивидуальной работы. Задание 1. Заполните таблицу: Исходные вещества Продукты 1 Натрий + кислород ......................... 2 Углерод + ................... ......................... 3 ................. + ................ Оксид свинца Задание 2. Впишите в стороны треугольника три объекта, без которых невозможно появление огня. Укажите их значение. Приложение 2 Задание для групповой работы Обгоревший лист. Предлагаемый вам для изучения документ пострадал от огня. Некоторые слова и даже целые строки утрачены. Постарайтесь восстановить недостающие части текста, чтобы он снова обрел смысл. ____________________ Уже много тысячелетий ______________ верно служит людям. С его помощью человек может ________________, _________________ и ____________________. Но при неосторожном или неумелом обращении огонь немедленно становится ______________ и беспощадным врагом. При соприкосновении с __________ или ____________ предметами возникают болезненные и опасные повреждения кожи, называемые _____________. Огонь, вышедший из-под контроля человека, превращается в страшное бедствие - _______________. Чтобы не случилось этого несчастья, надо знать и выполнять несложные правила: 1) ___________________________________; 2) ___________________________________; 3) ___________________________________; 4) ___________________________________. Особенно большой вред природе наносят __________ пожары, в результате которых ___________, ____________, ____________. Соблюдайте осторожность при хранении и обращении с легковоспламеняющимися и горючими материалами, к которым относятся ____________. Будьте осторожны с огнём!
Категория: Химия | Добавил: serg11-12 (2018-01-30) | Автор: Ткачев Сергей Петрович E
Просмотров: 1921 | Комментарии: 1 | Теги: Кислород, химия, обновление содержания образования, процесс горения, план урока, 7 класс | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 8:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru