Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

Современный учитель Казахстана. (Размышления по поводу...)
Современный учитель Казахстана.
(Размышления по поводу...)
План:
I" За окном уже давно стемнело..."
II Мое представление о том, каким должен быть современный
учитель.
1. Модель современного учителя.
2. Моральное право работать учителем.
3. Судьба учителя- учиться всю жизнь.
4. Современная школа в идеале.
5. Когнитивно- аффективная модель Уильямса.
6. Взаимоотношения «учитель- ученик».
7. Акмеология и педагогическое творчество.
III "Завтра снова будет школьный день..."
За окном уже давно стемнело,
Сын и дочь спокойно спят в кроватках,
Все уже проверены тетрадки,
Но за планами сидеть не надоело.
Каким он будет, завтрашний урок? Что завтра я смогу поведать детям? Какие знания они усвоят впрок? Как на вопросы на мои ответят?
Проблемам на работе нет числа, Но главная встает передо мною: Свою ли ношу столько лет несла? Я- педагог? Сомнения не скрою:
Я многое могу, я многого хочу,
А еще больше, к сожаленью, не умею.
Но твердо знаю- их уча, учу
Себя. И представление имею.
О том, каким должен быть Педагог.
... А за окном уже ночь. Поэтические мысли покидают голову. И осталась педагогическая проза: а действительно ли я имею представление о том, каким должен быть учитель суверенного Казахстана? Нет- нет, что современный учитель должен, я знаю: БЫТЬ ( и далее 12 тезисов), ЗНАТЬ ( 14 тезисов) , ВЛАДЕТЬ (13 тезисов), ИМЕТЬ ЯСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ( 7 тезисов), БЫТЬ ЗНАКОМЫМ( 9 тезисов), УМЕТЬ ( 16 тезисов) и ИМЕТЬ ( еще 4).

Таким учитель должен быть в идеале, то есть в теории, такова модель современного учителя, предложенная Алматинским институтом профессионального развития кадров.
А вот на практике... Как стать настоящим Учителем? Ведь можно приобрести профессиональную компетентность, изучить инновационные технологии, выучить Концепцию о переходе на 12-летнее обучение. Но нельзя научиться внутренней свободе, нельзя по команде стать " фанатом своего дела; психологом, тонко чувствующим душу, добро, красоту, истину ребенка" ( Модель современного учителя).
Мне кажется, главное, что должен иметь современный учитель суверенного Казахстана- моральное право работать над собой, должен...
" Мама, а ты что, все еще уроки делаешь?" Я вздрогнула. Моя дочь первоклассница стояла в пижаме на пороге комнаты.
"Ой, мама, я никогда не буду учителем, лучше я врачом стану. А то вон когда уже школу закончила, а учишься и учишься каждый день. Даже в субботу".
"Спи, маленькая, мама еще чуть- чуть поработает".
Дочурка пошла досыпать. А я снова задумалась - теперь уже о том, что учитель действительно всю свою жизнь должен учиться. Чему? Всему.
Мы много сегодня говорим и спорим о том, как надо перестраивать школу. Вот и проект новой Концепции появился, и обсудили мы его, и будет он дорабатываться и внедряться.
Но ведь лет десять назад уже сформулировано, какой должна быть современная школа. Не казахстанская, не российская, не американская - а школа общемировая.
В идеале, она должна готовить Т- специалистов: узких специалистов (вертикальная палочка буквы Т- знающих очень много об очень малом) и дилетантов (горизонтальная палочка - знающих очень мало об очень многом) одновременно. Школа должна воспитывать вкус к широкому взгляду на вещи и любознательность. Сегодня каждый выпускник школы должен быть морально и психологически подготовлен к переквалификации, потому что многие и не раз в своей жизни переквалифицируются. В современной школе должна быть априорная настройка учащихся: предмет и урок должны чем- то привлекать- актуальной темой, известными фамилиями. Перспективой получения недоступных ранее сведений, оригинальной формулировкой темы.
Я порылась в стопке книг на столе. Вот она "Работа с одаренными детьми". Уже месяц читаю, но не потому ,что непонятно, а потому, что интересно. Действительно, что я знаю о концептуальной модели Гилфррда "Структура интеллекта" ? Ничего. А о когнитивно- аффективной модели Уильямса? Чуть - чуть. Ну- ка, попробую воспроизвести.
Автор ставит целью развить 8 интеллектуальных способностей, имеющих отношение к творчеству: раскованность, гибкость, оригинальность, скрупулезность, любознательность, интеллектуальную смелость, чувство комфорта среди сложного и неопределенного, воображение. Для этого разработаны 18 обучающих "стратегий".
Например:
1 .Выработка умения задавать "провоцирующие" вопросы, ставящие в тупик, оспаривающие каноны, обнаруживающие скрытый недостаток, делающие серьезное смешным.
2. Выработка навыков организованного и случайного поиска.
Творческое мышление- враг формальной логики. Та требует: два смысла свести к одному. Творческая мысль направлена на другое: продуктивно выявить третий смысл или, по крайней мере, вскрыть отношения между двумя смыслами.
"Ты думаешь так, а я думаю иначе. Кто из нас прав? А может быть, мы оба правы? Смотря с какой стороны подойти!" .
Еще три стратегии: научиться творчески писать, творчески слушать, творчески видеть ( читать). Что вам бы больше понравилось на уроке русского языка: вписывать пропущенные слова или для одного слова сочинить фразу так, чтобы учительница только покачала головой.
Вот так бы работать! А что? Может, попробовать? Так, вот бумага, ручка. Хотя бы вчерне надо набросать, зафиксировать то, что пытаюсь сформулировать.
... Как увлечь учебой учеников?
Чтобы ученик действовал и действовал успешно, надо, чтобы он этого хотел: заинтересовался, увидел цель, заставил себя достигнуть ее, то есть чтобы у него была априорная настройка: первичная- желание учиться, и вторичная- интерес к данному предмету, желание идти на данный урок. От кого, от чего это зависит? От учителя. И... от умения хвалить. Да- да. Учитель обязан хвалить, причем не только заслуженно, но и авансом. Что это дает? Психологи утверждают: в 75% случаев ученик принимает незаслуженную похвалу и начинает срочно ее отрабатывать, в 25% случаев учащиеся возражают и сознаются в том, что похвала поступила не по адресу. Как гласит правило, сформулированное американским педагогом Надлером: самооценка ученика и его успехи самые высокие, когда учитель хвалит и не помогает, менее высокие, когда он хвалит и помогает, низкие, когда он ругает и не помогает, очень низкие- когда ругает и помогает.
И все? Маловато. Но что-то больше ничего пока в голову не приходит. Может, еще что полистать?
О, вспомнила. Я выпросила у подруги на несколько дней журнал "Творческая педагогика", но так закрутилась, что не нашла времени, чтобы хотя бы пролистать его. Что ж, посмотрю сейчас. Все равно не спится.
Так, современные образовательные технологии. Надо завтра прочитать на свежую голову. Давно хотела познакомиться со Школой Завтрашнего Дня Д. Ховарда. А вот это здорово: "Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь." Запишу- ка я это высказывание.
А это что? "Акмеология и педагогическое творчество". Помню еще из институтских лекций по литературе: акме- высшая точка, расцвет. Но какое отношение это имеет к педагогике?
.. За окном уже брезжил рассвет. А я разбиралась в дебрях науки акмеологии. Вот он, толчок к дальнейшему совершенствованию!
Я поняла: не только расскажу об акмеологии своим коллегам, не только найду все публикации о ней, но попробую руководствоваться этой наукой в своей педагогической деятельности.
Акмеологический подход к образованию построен на творчестве, на необходимости решения обучающих и воспитательных задач на собственной практике. Он позволяет учитывать познавательные способности каждого ученика- и каждого учителя. Он позволяет воспитывать и образовывать Человека в себе и ученике. Он дает возможность определить Потребности, развивать Способности, усвоить общечеловеческие Ценности: Здоровье, Душа, Истина, Добро, Красота, Слово, Гуманизм.
А потом я стала диагностировать себя как учителя по тестам, предложенным в статье...
... За окном совсем рассвело. Утро. С сожалением я отложила журнал в сторону и пошла, заниматься семейными делами.
Но:
Завтра снова будет школьный день.
Я приду к нему чуть- чуть другая.
В моей жизни - новая ступень,
Вниз иль вверх- пока еще не знаю.
Но зато другое знаю я,
твердо, как таблицу умноженья:
Будут в нашей жизни достиженья,
Если будут в ней Учителя.

Категория: Классному руководителю | Добавил: Нафисочка (2010-01-20) | Автор: Нафиса E
Просмотров: 5735 | Комментарии: 6 | Теги: современный мир., учитель | Рейтинг: 2.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru