Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Классному руководителю

« От «культуры войны» к культуре мира и согласия». Классный час-интерактивная сессия
Клара Игликова
Учитель истории и обществознания
С/ш № 29
Г.Актобе
Тема: « От «культуры войны» к культуре мира и согласия»

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся по проблеме насилия
в конфликтах
Задачи: 1) актуализировать и активизировать знания учащихся по теме,
Закрепить понятия «насилие», «культура мира», «ненасилие»;
2) продолжить работу по формированию критического мышления и
развитию навыков работы в группах, креативности;
3) способствовать распространению культуры мира как
неотъемлемой части общечеловеческого бытия в 21 веке;

План
1. Разминка «Австралийский дождь»
2. Фокус
Упражнение «Вернисаж»
1-й этап. Учитель предлагает учащимся нарисовать мир, в котором они хотели бы жить.
2-й этап. Учащиеся приклеивают рисунки к стенду и получается выставка рисунков.
3-й этап. Учитель: А теперь представьте, что произошла война. Что стало?
(раздает рисунки)
4-й этап. Смятые, порванные рисунки возвращаются в группы.
Учитель: Вспомните свои эмоции, когда вы создавали. А когда рвали, комкали? Ваши эмоции, когда получили свои рисунки обратно?
Какой вывод или, если хотите, урок, вы извлекли из этого эпизода?
3. Эвристическая беседа.
О чем мы будем говорить сегодня?
Учитель называет тему классного часа и обращает внимание на плакаты с надписями о резолюциях ООН.
Назовите новое для вас понятие, которое встречается в названиях. (культура мира). Как вы думаете, что оно означает?
Сегодня мы попробуем дать более широкое толкование этого понятия даже выработать хартию мира.
Почему ООН уделяет такое большое внимание проблеме формирования и пропаганды культуры мира? Ваши одноклассники подготовили репортаж. Давайте посмотрим этот сюжет.
4. Репортаж. Демонстрируется видео ролик, в котором молодые репортеры говорят о распространении насилия и агрессии в обществе, приводят статистику и знакомят с результатами телефонного соц. опроса.
5. Обзор мнений методом ротации.
Пронумерованные и записанные на листах бумаги вопросы развешены на стене:

1. Военное насилие – само собой разумеющееся средство политики ?
2. Насилие в семье : частное дело или социальная проблема ?
3. Насилие в масс-медиа и агрессивное поведение детей и подростков.
4. От насилия в кино к насилию как в кино ?
Класс делится на группы, каждая группа выбирает вопрос. В течение 4-5 минут происходит обсуждение вопроса, ведется запись ответа на бумаге.
Ротация по сигналу учителя: группы меняются местами, то есть вопросами. Читают вопрос и ответ, который был записан предыдущей группой, добавляют свои идеи. Учитель просит группы передвигаться далее, повторяя данное упражнение до тех пор, пока не вернуться к своему изначальному листу.
Обсуждение предложенных мнений в малой группе, подготовка презентации.
Презентация ответов на вопросы.
6. Антология ненасилия. Презентация.
(опережающее задание :
группа учащихся собрала и подготовила материал по теории и теоретикам ненасилия ( М.Ганди, Дж.Шарп, Л.Толстой, М.Л.Кинг, Дж.Фейхи) и представляет результаты своей работы с опорой на тематический стенд)
Активное ненасилие представляет собой философию, образ жизни, которые предполагают личные, социальные и межнациональные изменения ради преодоления несправедливости, в достижении мира и примирения. Цель насилия – не достижение победы над противником или врагом, но в преодолении несправедливости, в решении конфликтов и посредством этого создании условий справедливой жизни для всех, ненасилие разворачивает борьбу за преодоление несправедливости на уровне совести.
В определении понятия «насилие» существует два подхода: абсолютисткий и прагматичный. Согласно первому, насилие отождествляется со злом вообще. Но жизнь часто преподносит нам ситуации, которые никак не укладываются в рамках одного подхода или теории. Предлагаю обсудить дилемму, условно названную «Террорист».
7. Обсуждение дилеммы «Террорист»
Террорист.
Что вы должны предпринять?
*Идентифицируйте ценности( интересы конфликта, составляющие дилемму).
*Какие из них влияют на принятие вашего решения?
*Каковы возможные последствия вашего решения?
Безумец намеревался взорвать несколько бомб в местах скопления народа, но был пойман. К сожалению, он успел подложить бомбы, которые должны взорваться с минуты на минуту. В результате, возможны многочисленные жертвы. Власти не могут заставить его сообщить о местонахождении бомб путем мирных переговоров. Он отказывается что-либо сообщить и требует адвоката в защиту 5-й поправки против самоинкриминации. Высшие эшелоны власти предлагают применить пытку. Конечно, это нелегально, но власти предполагают, что это самое разумное решение, учитывая всю серьезность положения.
Вы с этим согласны? Если да, то распространяется ли данное оправдание на пытку его жены, в случае если это единственный путь заставить безумца говорить? Почему?
Данная дилемма показывает, насколько сложна проблема: возможен ли мир без насилия? Оправдано ли насилие в ситуациях, подобных той, которую мы рассматривали выше?
Мы видим, что, наряду с пониманием насилия как зла, присутствует также тезис, допускающий случаи его нравственно оправданного применения. Считается, что иногда насилие может быть использовано во благо. Тем самым оно получает этическую санкцию. В оправдание приводятся аргументы: насилие как справедливое возмездие, насилие ради блага тех, против кого оно было направлено, малое насилие ради предотвращения большого.
Но не существует единицы измерения насилия, поэтому будет очень сложно определить количество насилия, которое необходимо применить, чтобы предотвратить большее насилие. Насилие, запланированное или локальное, легко перехлестывает через любые заранее определенные барьеры.
8. Упражнение «Займи позицию»
Учащимся предлагают определить свое отношение к проблеме «Ненасильственный мир : утопия или реальность?»
9. Работа в группах.
1-й вариант.Учитель дает задание разработать и написать «Хартию мира». Учащиеся работают в группах, а затем каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. В конечном итоге класс вырабатывает итоговый вариант.
2-й вариант. Учитель предлагает обсудить проблему и выработать проект решения проблемы «Как утвердить в нашем обществе культуру мира?»
Далее следует обсуждение результатов.
Заключение.
Мы вынуждены констатировать, что нашему обществу идеи ненасилия сегодня чужды, кажутся неприемлемыми. И все же я хотела бы закончить наш классный час словами мудрого Ганди:
«Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушений, и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее. И если это закон жизни, то мы должны применять его в каждодневной жизни. Где бы ни возникла ссора, какой бы ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью. В таком виде я применил это в своей жизни. Это не означает, что все мои проблемы были решены, но я обнаружил, что этот закон любви действует так, как некогда действовал закон разрушения.»
наш сегодняшний урок – маленькая лепта в дело распространения культуры мира. Будем считать, что сегодня мы сделали маленький шаг от «культуры войны» к культуре мира. Пройдет несколько месяцев и вы покинете стены этой школы и я бы очень хотела, чтобы те нравственные ценности, которые
прививали вам ваши учителя, стали нормой вашей жизни. От вас зависит будущее страны, от вас зависит то, в каком мире мы будем жить. Дерзайте и мечтайте о великом.
Рефлексия.
Учащимся предлагается дать оценку классному часу:
1) Как вы оцениваете содержание классного часа? Все ли вопросы, предложенные для обсуждения, были интересны и познавательны?
2) Насколько оптимальны и эффективны, на ваш взгляд, были использованные приемы и методы?
3) Какие идеи, этапы классного часа произвели на вас особенное впечатление?
Учащиеся представляют подготовленные ранее буклеты по проблеме и дарят их гостям. (Опережающее творческое задание)

ПАМЯТКА.
Чтобы добиться решения конфликта на основе подхода «выйграть-выйграть»
Следует:
· Быть жестким по отношению к проблеме;
· Быть мягким по отношению к людям;
· Сосредоточиться на потребностях, а не на позициях;
· Подчеркивать общее;
· Быть изобретательным при поиске решений;
· Прийти к ясному недвусмысленному соглашению.

Категория: Классному руководителю | Добавил: klara (2010-03-14) | Автор: Игликова Клара Сарсенбаевна E
Просмотров: 2714 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 10:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru