Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

"Экологические проблемы Казахстана".
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Основной школы № 134 г. Караганды»,
Эко-Школы.
Деловая игра
«Экологические проблемы Казахстана»
проектной работы 8 – 9 классов с русским языком обучения
экологического кружка «Молодой эколог».

Составила:
Цафт Татьяна Викторовна,
зам.директора по ВР, учитель биологии, химии и экологии,
научный руководитель НОУ«Хранители ноосферы».

Караганда 2014 г.

Деловая игра

«Экологические проблемы Казахстана»
проектной работы 8 – 9 классов с русским языком обучения
экологического кружка «Молодой эколог».

Цель:
Образовательные задачи - сформировать представления:
1) об особенностях строения различных типов клеток и их изменении при парниковом эффекте;
2) об особенностях строения и функционирования различных типов органоидов при изменении климата в мире и в Казахстане;
3) об этапах, особенностях и биологической роли разных типов размножения.
Развивающие задачи – развить умение:
1) работать с учебным текстом, выделяя главное: энергетические решения против изменения климата;
2) обобщать полученные знания, выделяя и выстраивая их в логической последовательности;
3) сообщать полученную информацию кратко, в доступной форме.
Воспитательные задачи:
1) формировать естественно - научное мировоззрение на основе знаний о естественном происхождении жизни ( единство химического состава живого и неживого);
2) формировать бережное отношение к жизни вообще на основе знаний о невозможности искусственного создания живых систем, с учётом решения проблем глобального изменения климата.

Оборудование: 2.
доска, интерактивное оборудование, иллюстрации ,наглядные пособия, таблицы с изображением животной клетки, тканей, систем органов и их строение, таблицы и схемы дидактического материала рабочих тетрадей, методического руководства, учебных пособий, название команд и бейджики, микроскоп с оборудованием , аудиовизуальные средства, специальные рабочие тетради по биологии и экологии, расчёты по энергосберегающим технологиям в школе.
Задачи:
- сформировать у обучающихся убеждение в необходимости выработки новой стратегии развития общества в Казахстане, с учётом примеров разрушения экологии во всём мире;
- показать вредное влияние радиационного загрязнения на здоровье человека;
- показать возможные пути природоохранной деятельности в Казахстане.
Учитель:
- Я – житель планеты Земля. Я – землянин. Я – обитатель биосферы. Именно той биосферы, в пределах которой протекает жизнь человечества в целом и каждого из нас.
- С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы особенно в последнее время.
- Все великолепие современной цивилизации – обилие товаров, транспорт, космические полеты, техника – все это следствие того, что мы используем не только энергию солнца, но и искусственную энергию.
- Если завтра не будет источника этой энергии или прекратится ее подача, все на Земле остановится. Энергетика – это не только основа экономического благополучия человечества, но и один из мощнейших загрязнителей природной среды и истощения ее запасов.
- Сжигание органического топлива в энергетических установках чревато огромным выбросом различных вредных веществ в окружающую среду.
- В настоящее время энергию в основном получают на гидроэлектростанциях, тепловых и атомных станциях.
- Гидроэлектростанции на первый взгляд являются экологически чистыми предприятиями, не наносящими вреда природе. Так считали многие десятилетия. В нашей стране построили много крупнейших ГЭС на великих реках. Теперь стало ясно, что этим строительством нанесен большой урон и природе, и людям.
- Основой основ технического прогресса справедливо называют теплоэнергетику. Но с не меньшим основанием эту отрасль ставят на первое место по масштабам воздействия на окружающую среду.
- Это: во-первых – истощение запасов угля, нефти, газа; во-вторых – выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, азота и золы.
- Последствия – “парниковый эффект”, “кислотные дожди” и многое другое.
- XX век – атомный век. Появились атомные электростанции. “АЭС – это дневные звезды! Мы усеем ими всю нашу землю. Совершенно безопасны!” – так восклицали ученые.
- Атомная энергетика имеет много преимуществ по сравнению с классическими – дешевое сырье, нет загрязнения окружающей среды. У атомной энергетики блестящее будущее.
- Год 1986, 26 апреля. Что же произошло? Что изменило мнение людей в пользу АЭС? Почему породилась массовая радиофобия? (Уходят со сцены)
Учитель.
Урок открываем с высказывания о природе великих людей:
Природу побеждают только повинуясь ее законам.
Ф. БЭКОН
Природа - творец всех творцов.
И. ГЕТЕ
Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
А. ЛАМАРТИН
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Творениия природы совершеннее творений искусства.
ЦИЦЕРОН
Основой основ технического прогресса справедливо называют теплоэнергетику. Но с не меньшим основанием эту отрасль ставят на первое место по масштабам воздействия на окружающую среду. Это: во-первых – истощение запасов угля, нефти, газа; во-вторых – выбросы в атмосферу окислов углерода, серы, азота и золы.
Последствия – “парниковый эффект”, “кислотные дожди” и многое другое.
XX век – атомный век. Появились атомные электростанции. “АЭС – это дневные звезды! Мы усеем ими всю нашу землю. Совершенно безопасны!” – так восклицали ученые.
Атомная энергетика имеет много преимуществ по сравнению с классическими – дешевое сырье, нет загрязнения окружающей среды. У атомной энергетики блестящее будущее.
Год 1986, 26 апреля. Что же произошло? Что изменило мнение людей в пользу АЭС? Почему возникла массовая радиофобия?
Следовательно 21 и 22 сентября 2012 учебного года педагоги-организаторы НОУ «Хранители ноосферы» и лаб.интерактивного оборудования участвовали в рамках мастер-класс Центр ОБСЕ в Астане и Международный центр журналистики MediaNet «Экологическая журналистика. Практические советы».
На нашей деловой игре, которое будет заниматься решением экологических проблем территории Казахстана и Карагандинской области присутствуют: СМИ Казахстана и «5 Канала»,общественное объединение «ЭкоОбраз», «ЭкоМузей »Караганды, Управление по экологии Караганды и прокуроры природоохранной прокуратуры, педагоги и учащиеся, члены Попечительского совета КГУ ОШ № 134 г. Караганды. Перед началом игры хотелось бы, чтобы каждое объединение предложила свои решения проблемы улучшения экологической обстанеовке в Казахстане, следовательно предварительно называя, с какими проблемами они сталкивались.

Ученик:
«Экология»
Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого, Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.
Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.
Новый Чернобыль нам Дума готовит,
Если общественность не остановит!
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!
Наша планета пока, что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены!
Учитель.
Пока наши группы готовятся к выступлению своего спикера предлагаем посмотреть видеофильм: «Территория опасной зоны» и слаиды, связанные с проблемами экологии Казахстана, с просмотром фотоматериалов.

Учитель предоставляет слово группам, которые будут решать экопроблемы региона. Каждый из избранных спикеров групп выбирает время для своего выступления по жетонам.


Объяснение новой темы урока проводят ассистенты учителя: Гориной Т., 9 кл. .Ассистент педагога показывает уч-ся схемы, конструкции клеток и их органоидов, учитывая ухудшения здоровья при гипертонии от изменениях климата. Задаёт вопросы по ходу объяснения нового материала. Проверяется хронометраж рабочего времени по специальной таблице.1.Для закрепления заданной темы урока учитель ставит сложную задачу с решением проблематичного задания каждой группе игроков.( За каждой из команд закреплён ассистент учителя).1 команда получает задание из рабочей тетради: ставится проблема в сравнении животной и растительной клетках с помощью микроскопа доказать, какие органоиды присутствуют и какие отсутствуют по причине.
Предложение уч-ся по энергосберегающим технологиям: что может быть лучше экологичной солнечной панели, чем зелёное растение? Солнечные батареи можно изготовить дома из травы, учитывая строение органоидов клеток растений. Так что изготовление солнечных панелей из зелёных растений – это не бином Ньютона. Сегодня учёные надеются достичь хотя бы этого. В настоящее время солнечные панели изготавливаются на фабриках из довольно дорогих материалов, а процесс производства не всегда безопасен для окружающей среды. иной клетке и по какой причине? Садово-парниковое отопление в поселковой степной зоне станции Кокпекты(посёлка «Солоничка»), с учётом огромного количества растительных форм: кустраников,деревьев и полу-кустраников.
2 команда получает задание из рабочей тетради: ставится проблема по видеоматериалу доказать, какие элементы Периодической системы Д.И.Менделеева необходимы клеткам для организации работы органоидов, что такое макро- и микроэлементы клетки? Предложения по простым энергетическим решениям: Мы предлагаем весь спектр возможных автономных энерго систем как на базе солнечных батарей так и с использованием различных источников энергии. Наш опыт в реализации проектировании и монтаже подобных систем огромен и разнообразен. А месторасположение гарантирует своевременное выполнение всех гарантийных и технических обязательств, если у вас возникает потребность в монтаже автономных систем энергообеспечения мы будем рады использовать весь наш накопленный опыт для решения вашей задачи. Ветрогенераторы:


3 команда /экспертов, ассистентов учителя/ получает задание повышенной сложности: доказать необходимость изучения стволовых клеток эмбриона для дальнейшего лечения тех или иных заболеваний, с последующим решением проблемы изменения климата. Энергосберегающее отопление.
Тепловые станции с роторными теплонагревателями:
4 команда «Учёный совет» при консультации эксперта( Сманов К.Б.)работают по предложенным схемам. Они должны выработать теорию ремиссии, медицинские показатели при лечении сердечно-сосудистой системы и НС на клеточном уровне, с использованием конструктора-антистресса, т.е. «катапульта Леонардо да Винчи».
Солнечные водонагреватели (СВ) являются, по сути, солнечными коллекторами — концентраторами, которые преимущественно применяются для нагрева воды в системе отопления и в разных резервуарах. В быту подобные системы называют солнечный накопитель или солнечный тепловой коллектор. Смонтированный водонагреватель на крыше здания По подсчету ученых солнечная энергия, поступающая на Землю, превышает энергопотребление населения планеты за год на 30000. Следовательно, учитывая отопление в частном секторе можно не употреблять печное отопление, которое выделяет в атмосферу огромное количество углекислого газа, влияющего на парниковый эффект с изменением климатических условий, что усугубляет артериальное давление в клетках.(Проблема ЗОЖ, связанная с работой органоидов клетки при изменениях климатических условий).( Проверить и записать хронометраж рабочего времени).
Выступление спикеров команд, если есть затруднения, отвечают
и дополняют соперники.

Этапы урока
Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Хронометраж раб.времени.
1.Организационный
Постановка цели. Знакомство с
этапами урока. 3-4мин.
2.Повторение пройденного материала.
Работа ассистентов учителя.
Экспресс-викторина. 5-6 мин.
3.Усвоение новых знаний.
Работа ассистентов учителя.
Экспресс-викторина. 5-6 мин.
4.Первичное и вторичное закрепление
Усвоение пройденных тем. Работа над решением поставленной проблемы. Совместный ответ и задания в рабочих тетрадях. Экспресс-викторина: в рабочих тетрадях.
Работа в группах с оказанием помощи слабомотивированным уч-ся. Выполнение заданий повышенной сложности с использованием знаний экспертной группы. 5 мин.

17 мин.
5.Итоги урока
Выставление оценок, выдача жетонов. Запись дом.задания в рабочих тетрадях, учебниках. 4 мин.
6. Обсуждение урока-игры. Дополнительная информация. Рекомендации. 10 мин.

Будь милосерден, человек!
У всех людей - одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.
Леса свою теряют силу.
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
Дидактические материалы по теме: "Простые энергетические решения против изменения климата, при которых учитывается сложная система живого организма на клеточном уровне».( Материалы к факультативному уроку-игре по данной тематике методике активной формы обучения)
1.Раздаточные материалы.
Альтернативные источники энергии. Солнечные батареи, солнечные модули, солнечные панели, зарядные устройства и приборы с автономным питанием.

Солнечные батареи MSW

Автономные фонари уличного освещения.

Ветрогенераторы (ветряки).

.
Дизельные электростанции.

Светодиодные лампы с цоколем Е27 и Е 40

Светодиодные LED типа Армстронг

Высокоэффективное освещение с натриевыми арго лампами высокого давления ДНАЗ250 в теплицах, оранжереях, зимних садах и гроу-боксах.


2. Фото-материалы альтернативных энергосберегающих технологий.
Сведения из интернета.
а). Био-установка «Роо- Gloos», очищающая сточные воды.
Очистительная компания представила свое новое детище — био-установку Poo-Gloo, которая является на сегодняшний день новейшим и наиболее экологически чистым приспособлением для очистки сточных вод. Био-устройства в форме эскимосских жилищ, официально носят названия Био-купола. Такие био-купола также эффективны в очистке сточных вод от самых распространенных и вредных примесей как многомиллионные очистные сооружения. Разработал био-купол Крейг Джонсов (Kraig Johnson). Очистительная био-установка представляет собой систему куполов шесть футов шириной и пять футов высотой, которые покрыты бактериальными биопленками.


Для обеспечения максимальной площади поглощения и, соответственно максимального результата, очищающие пластиковые купола складываются по принципу русской матрешки. Далее такую конструкцию полностью погружают в воду уже существующего, но неэффективного, отстойника. Гетеротрофные бактерии поедают большую часть углеродсодержащих материалов, тем временем как автотрофные бактерии поедают аммиак- и азотсодержащие материалы. Для поддержания жизни бактерий и циркуляции сточных вод через купола внутри предусмотрена система трубок.

б). Технология ближайшего будущего: прозрачные солнечные панели – в каждый дом.
Многие компании задумываются об использовании солнечных панелей в своих офисах, а граждане — в своих домах как способ сэкономить на счетах за электроэнергию. Еще нас привлекает неистощимость и экологическая чистота данного вида электроэнергии. На данный момент большинство солнечных панелей устанавливаются на крышах высоток, но уже есть сведения, что в скором будущем наше представление о солнечных панелях может резко измениться. На фото ниже вы можете увидеть первый образец PVGU или прозрачное фотоэлектрическое стекло. Благодаря такому изобретению каждый из нас сможет превратить свое обычное окно в источник экологически чистой электроэнергии.
в). Летающая ветротурбина компания Altaeros Energies способна вырабатывать электроэнергию поднимаясь на высоту от 350 футов до 1000 футов. В качестве первых изображений конструкции ветротурбины были использованы фото пончиков, чтобы дать понимание как будет выглядеть ветротурбина.
Сейчас же мы рады сообщить, что компания-производитель выложила в общем доступе видео, которое наглядно показывает ее работу.

г). Энергоэффективные технологии.

В данном обзоре мы разберем основные приемы и технологии, позволяющие экономить энергию при эксплуатации индивидуального дома, коттеджа. Зная весь спектр современных энергосберегающих систем, на много удобнее подобрать вариант для своего дома. Итак, на чем можно сэкономить энергию в век дефицита.
Тепловой насос

Наиболее прогрессивной системой энергосбережения на сегодняшний день является Тепловой насос. Об устройстве, принципе действия тепловых насосов, а также об их основных достоинствах, пойдет речь в данном обзоре. Энергия солнца постепенно накапливается в почве, воде, атмосфере. Эта энергия очень долго удерживается.
Солнечные коллекторы

Установка солнечных батарей (коллекторов) достаточно популярная мера для экономии энергии. И если полностью отопить дом одними солнечными коллекторами весьма проблематично, то обеспечить горячее водоснабжение можно в полнее, и еще оказать поддержку основной системе отопления в зимний период.
Энергоэффективный дом

Сегодня очень горячая тема – строительство не просто домов, а т.н. пассивных домов с «нулевым» энергопотреблением. Слово «нулевым» взято в кавычки, так как совсем уж не потребляющий энергию дом – это утопия.


3. Вопросы «Экспресс-викторины» («мгновенный вопрос» и «мгновенный ответ») урока-игры "Простые энергетические решения против изменения климата, при которых учитывается сложная система живого организма на клеточном уровне».
1. Заметен ли результат повышения оздоровительных мероприятий на клеточном уровне с использованием энергоэффективности при массовом внедрении альтернативных энергосберегающих технологий?
2. Возможно ли провести мониторинг и прогноз эффективности технологий, по каким параметрам?
3. Существует ли необходимость проведения дополнительных исследований для расширения перечня объектов для внедрения данных технологий?
4. Объяснить существенную необходимость внедрения на клеточном уровне организма человека препарата «Маски-фильтра» СО2 для выработки электричества? Чем связана причина в лечении из-за необходимости работы по сотовой связи? ( Ответ:
Маска нейтрализует углекислый газ в воздухе, затем хранит и преобразовывает его в электричество. Сохраненный в приложенном картиридже, углекислый газ преобразовывается в энергию как только Вы включаете сотовый телефон или портативный аудиоплеер. Надо признать, это полезное и забавное изобретение.)


4. Влияние на здоровье человека вредных выбросов в атмосферу и меры борьбы с таким вредным явлением. (На разных этапах урока предоставить возможность уч-ся работать в группах, которыми руководят уч-ся-ассистенты учителя)
а).Выброс в атмосферу вредных в-в на ТЭЦ-3. Чем опасен такой выброс растениям, животным и человеку на клеточном уровне. Объяснить данную ситуацию со своим предложением разрешения с использования энергосберегающих безопасных технологических процессов.

б). Доказать необходимость использование чистого воздуха, солнечного спектрального излучения (ультрафиолетового излучения) на организм живых существ, растений.
в). Дать объяснение практического внедрения данной технологии по энергосберегающей технологии при воздействии на организм человека.(Материалы Централь-Азиатской конференции в г. Баян-ауле)
г). Практическое задание каждой группе. Приступив к созданию солнечной электростанции, нужно учитывать, что при ручной сборке солнечных батарей нет нужды сразу собирать полнофункциональную солнечную электростанцию, её в будущем можно будет наращивать. Если первый эксперимент ручной сборки оказался положительным, то после имеет смысл увеличить функциональность солнечной электростанции. Прежде всего нужно знать что такое солнечная батарея, солнечная батарея — это прежде всего генератор, который работает на основе фотоэлектрического эффекта и преобразует солнечную тепловую энергию в электрическую энергию. Кванты света, которые вырабатывает солнце, попадают на кремниевую пластину и выбивает электрон с последней атомной орбиты кремния. Данный эффект создает большое количество свободных электронов, которые образуют поток электрического тока. Объяснить влияние на клетки и ткани организма человека максимального внедрения солнечных лучей по данной схеме. Составить свои схемы и мониторинг по решению проблемы. .
д). Предложения группы «Экспертов» по проблеме решения парникового эффекта для улучшения самочувствия людей, страдающих повышением или понижением артериального давления. Основные парниковые газы атмосферы:
водяной пар H2O 36 – 72 %, диоксид углерода CO2 9 – 26 % ,метан CH4 4 – 9 %,
озон O3 5– 7 %
Прозрачность атмосферы Земли в видимом и инфракрасном диапазонах (поглощение и рассеяние):
1. Интенсивность солнечной радиации (слева) и инфракрасного излучения поверхности Земли (справа) — даны спектральные интенсивности без учёта и с учётом поглощения
2. Суммарное поглощение и рассеяние в атмосфере в зависимости от длины волны. Спектры поглощения различных парниковых газо

Ученик:
Мы жители хрупкой планеты Земля
Хотим, чтоб она цветущей была.
Нам черные пятна на ней не нужны
И бережно к ней относиться должны.
(Длительность игры 50 минут, с учётом свободной формы проведения урока.)
Категория: Биология | Добавил: tatyana_tsaft (2014-02-04)
Просмотров: 1701 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 10:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru