Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Интерактивный урок по биологии в 9 кл.«Приматы и основные этапы эволюции человека»
Тема «Приматы и основные этапы эволюции человека»

Задачи урока:
-Познакомимся с основными этапами эволюции человека;
-узнаем о происхождении человека;
-рассмотрим сходства и различия человека и человекообразных обезьян;
-проанализируем, какие изменения происходили на различных этапах эволюции человека.

Учитель:
У вас на партах лежат листы самооценки работы на уроке, карточки с заданиями. Лист самооценки заполняется по ходу урока после выполнения заданий
Вопрос о происхождении человека сегодня практически решен. Ученые считают нашими предками древних вымерших высших приматов.
Какая наука изучает происхождение человека и его развитие
Ученик:
Происхождение человека и его развитие изучает наука антропогенез.
Эволюция приматов началась намного миллионов лет раньше, чем эволюция самого человека. Ведь люди- это самые последние «приматы», если рассматривать их в эволюционной последовательности.
Учитель:
Откуда мы узнали о существовании приматов и основных этапах эволюции человека? Из археологических находок. Вы видите, что первая находка черепа австралопитека обнаружена в Центральной Африке около 3-х млн. лет назад.
Слайд «Карта археологических находок»
Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека имеются в трудах К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина.
Слайд «Портрет ученого Ж.Б.Ламарка», «Портрет ученого Ч. Дарвина»
В строении человека и животных есть много сходных и отличительных признаков. Давайте попытаемся установить сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
На парте у вас лежат листы с утверждениями.
Задание: определите сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
1 ряд –определите сходство
2 ряд –определите отличия
Слайд «Найдите сходства и отличия человека и человекообразны обезьян»
Сходство и отличия человека от человекообразных обезьян

1. Обладают пятипалой хватательной конечностью –
-это сходство так как человек и обезьяна имеют пять пальцев на руке.

2. Способность изготовления орудий труда для сознательного влияния на окружающую среду
- это различие потому, что только разумные существа способны влиять на окружающую среду.

3. Перестройка этапов онтогенеза – увеличение длительности внутриутробного периода.
-это отличие так как внутриутробный период развития человека длиннее чем у обезьян.

4. Пальцы снабжены плоскими ногтями, а не когтями
- это сходство так, как у человека и обезьяны на пальцах ногти.

5. Прямохождение связано с преобразованием в опорно-двигательном аппарате.
-это отличие потому, что центр тяжести у человека приходится на тазовые кости, а у обезьян на локтевой сустав.

6. Хорошо различают цвета и объемы предметов –
- это сходство так, как у обезьян как и у человека имеется объемное и цветное зрение.

7.Приспособление руки и особенно кисти к трудовой деятельности
-это отличие потому, что в связи с трудовой деятельностью человека произошло противопоставление большого пальца.

8.Изменение зубочелюстного аппарата и формирование членораздельной речи
-это отличие так, как членораздельная речь характерна только для человека.

9.Наличие диафрагмы-
- это сходство потому, что у человека и обезьяны грудную и брюшную полость разделяет диафрагма.

10.Сохранение остаточного волосяного покрова на определенных участках тела
-это отличие, так как у обезьян сплошной волосяной покров.

11.Диплоидный набор хромосом
- это сходство потому, что у человека 46 хромосом, а у обезьян 48.

12.Обладают хорошим слухом и зрением
- это сходство так как обезьяны обладают хорошим зрением и слухом, как и человек.

13.Интенсивное развитие головного мозга, особенности коры больших полушарий-
- это отличие потому, что мозговой отдел человека преобладает над лицевым.

Проверяем, ребята, как вы выполнили задание.
Вызываю по одному ученику от группы.

Слайд таблица ответов
«Найдите сходства и отличия человека и человекообразных обезьян»
1 группа- записывает сходство
2 группа -записывает различия

Ответы:
1 сходства: 1, 4, 6, 9, 11, 12,
Правильно.
Сверим ответы на доске и в тетрадях.
2. различия: 2, 3, 5, 7, 8, 10, 13
Правильно.
Сверим ответы на доске и в тетрадях.
Хорошо! Спасибо!
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, но необходимо доказать свой выбор.
( встают с листочками и отвечают)
При ответах идет возвращение к слайдам.
Учитель:
Пожалуйста, раскройте кратко вопросы сходства и отличия человека и человекообразны обезьян

Учитель:
Все живые организмы по родственным признакам классифицируются в систематические группы. Самый высшей единицей является царство.
Не вызывает сомнений, что человек относится к царству животных. А классификация имеет следующую логическую цепочку.
Задание
Установите соответствие систематических единиц.
Слайд «»Установите соответствие систематических единиц»
Класс работает в тетрадях, потом сверяют с выполнением на доске

Тип Позвоночные
Подтип Хордовые
Надкласс Четвероногие
Класс Приматы
Отряд Млекопитающие
Подотряд ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ
Семейство ГОМИНИДЫ
Род ЧЕЛОВЕК Разумный
Вид Человек
_________________________________________________________
Слайд «Проверка заданий»

Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Надкласс Четвероногие
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Подотряд ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ
Семейство ГОМИНИДЫ
Род ЧЕЛОВЕК
Вид Человек разумный

ВОПРОС: Ребята, как вы считаете, верно, ли Дария выполнила задание?

Учитель: А сейчас мы просмотрим видеофрагмент «Этапы эволюции человека».

Задание: после просмотра назовите основные этапы эволюции.
Просмотр

Учитель: Какие этапы развития человека вы можете назвать.
Ученик:
1.Предшественники человека - АВСТРАЛОПИТЕКИ

2.Древнейшие люди - ПИТЕКАНТРОПЫ

3. Древние люди - НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

4. Человек современного типа - КРОМАНЬОНЕЦ

Слайд . «Этапы эволюции человека»
Учитель:
В процессе становления человека выделяются 3 стадии
1. Древнейшие люди
2. Древние люди
3. Современные люди

Слайд . «Питекантропы »
1.Древнейшие люди возникли около 1-го миллиона лет назад
Слайд «Неандертальцы»
2. Древние люди появились 200 тыс. лет назад. Обитали в Европе, Африке, в Южной Америке.
Слайд . «Кроманьонец»
3. Современные люди жили 40 тыс лет назад. Их останки были найдены в Европе, Азии, Африке, Австралии ив Казахстане.

Учитель:
Ребята, давайте установим, какие происходили изменения в процессе эволюции человека?

Слайд «Эволюция осанки»
Учитель:
Посмотрите, как изменилась осанка человека.
А почему это произошло расскажет нам ученик (опережающее задание)
Рассказ идет по слайду «Эволюция осанки»
-На первом этапе эволюции своего развития человекообразная обезьяна передвигалась на 4 конечностях, т. к они лазали по деревьям. Но это не спасало их от врага.
В естественном отборе сохранялись те, кто первым мог заметить враг. Это было легче делать, если стоять на задних конечностях.
Таким образом, выживали те, кто мог не только изредка стоять, но и как можно дольше ходить вертикально.
Так стимулировалось прямохождение. Поэтому пришли к вертикальному положению тела.

Слайд «Объем мозга и строение черепа»
Учитель:
Изменилось и строение мозга?
Как взаимосвязаны развития мозга и быта человека расскажет нам ученик (опережающее задание)
На первом этапе объем мозга австралопитека и питекантропа составлял 500 – 900 куб.см.. Мозг был неразвитым, речь нечленораздельная, они могли изготавливать только примитивные орудия труда, охотились в одиночку.

На втором этапе неандертальцы охотились группами, умели добывать огонь и создавать жилище, могли быстро и правильно реагировать на похолодание климата (ледниковый период), использовали загонную охоту, у них появились элементы членораздельной речи, коллективная работа.

На последнем этапе объем мозга увеличился до 1700 куб.см., речь стала членораздельной, появились абстрактное и логическое мышление, точная координация зрения и движения. Техника изготовления орудий труда и предметов быта усовершенствовались, они овладели шлифованием, сверлением, овладели гончарным делом. Были заложены основы земледелия и животноводства. Появились зачатки религии. В развитии стали играть основы воспитания, обучения и передачи опыта.

Ребята, а в строение черепа вы видите изменения?
Кто нам расскажет об этом?
Ученик (опережающее задание)
С развитием головного мозга меняется и строение черепа. В черепе изменяется соотношение мозговой и лицевой частей. На слайде видно, что самое большое развитие головного мозга имеет человек, поэтому в скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

Слайд «Средний рост»
Учитель:
И рост человека изменяется.
А расскажет об изменение роста ученик (опережающее задание)
По этапам развития меняется рост древнейшего человека. Если Австралопитек и питекантроп были небольшого роста, в среднем от120 до 140 см. Их передние конечности были удлиненные, они передвигались, главным образом цепляясь, за ветви.
Неандертальцы ходили на двух ногах, слегка наклоняясь, их рост достигал 160 см.
Кроманьонцы достигали роста 180 см.
В связи с изменением образа жизни и условий обитания изменяется средний рост, в сторону увеличения.

Учитель:

Мы увидели биологические изменения в развитии человека, а за счет чего происходили эти изменения?
На развитие человека влияли биологические и социальные факторы.
Мозг, осанка, рост, череп- все это изменилось, потому что изменились среда обитания и хозяйственная деятельность. А они являются социальными факторами.

Вывод: С развитием эволюции уменьшается роль биологических факторов и возрастает роль социальных, что приводит к формированию нового типа – человека разумного.

Закрепление.

Слайд «Закрепление»
Учитель:

Ребята, давайте обобщим полученные знания на уроке.
1.Назовите тему нашего урока.
( Приматы и основные этапы эволюции человека)

2.С какими основными этапами эволюции вы познакомились на уроке?

3.Какие изменениями произошли в процессе эволюции?
(Изменились осанка, строение черепа, объем мозга, рост)

4. Как изменяется эти признаки? (по возрастанию)
___________________________________________________
Учитель рисует ручкой на интерактивной доске по ходу ответов учеников.

Этапы эволюции человека

1 2 3

древнейшие люди древние люди современные люди

изменение общих биологических признаков:
- Осанка-
- Мозг
- Череп
- Рост

На всех этапах происходили общие изменения

ЗАДАНИЯ КРОССВОРДА

1.самый высокоорганизованный отряд среди высших млекопитающих (приматы)
2. его добывали трением палочек (огонь)
3.один из основоположников эволюционной теории (Ламарк)
4.наука о происхождении человека
(антропогенез)
5. создатель эволюционной теории (Дарвин)
6. историческое развитие живой природы (эволюция)
7.тип животные, к которому относится человек (хордовые)
И получилось в центре кроссворда, что мы молодцы!

Слайд «Итог урока»

Учитель:
Давайте подведем итог урока

Итоги урока
1.В начале урока перед вами была поставлена задача: Познакомиться с этапами эволюции человека.
2. Что непонятно?
3. Что вызвало затруднения?
4. Заполните и сдайте лист самооценки знаний.

Слайд «Домашние задание»
Д/З ( на выбор)
1. Заполнить таблицу к § 30 на стр. 92.
2. Написать эссе «Путешествие во времени»
3. Составить тестовые задания к §30 (15 вопросов)

Всем спасибо! До свидания.

Категория: Биология | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-17) | Автор: Кротова Елена Евгеньевна
Просмотров: 12988 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 3:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru