Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

урок биологии, 8 класс "Щитовидная железа"
УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

Нагибаева Фатима Гапаровна,
учитель биологии КГУ
«Школа-Лицей города Зыряновска»

ТЕМА: «Щитовидная железа и функции ее гормонов». Болезни, при нарушении функции щитовидной железы. Меры профилактики.
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с особенностями строения щитовидной железы, ее функциями, показать роль гормонов щитовидной железы в обменных процессах организма человека, рассмотреть заболевания, связанные с нарушением деятельности щитовидной железы, с мерами профилактики заболеваний щитовидной железы в РК.
Развивающая:
Развивать умения учащихся распознавать местоположение желез в организме, делать сравнения, обобщения, выводы, развивать познавательные интересы учащихся, навыки самостоятельности и самоконтроля.
Воспитательная:
Способствовать гигиеническому воспитанию учащихся, формированию ЗОЖ

Методы организации научно-познавательной деятельности:
словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельной учебной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (ролевая игра)
Методы контроля за эффективностью УПД.
Принципы обучения:
научности, системности, последовательности, доступности, стимулирования, прочности.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы.
Оборудование:
презентация, таблицы, карточки

Ход урока:
1 Вводно-разъяснительная часть
Психологический настрой учащихся, создание комфортной обстановки. Обращение учителя к ученикам: «Я очень хочу, чтобы этот урок прошел в хорошей и теплой обстановке. Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу только теплые слова и здоровья. (Учитель обращается к рядом стоящему ученику, ученик к другому ученику…). Я надеюсь, что то тепло, которое каждый отдал и получил мы сможем пронести через весь урок"
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Познакомились с ролью эндокринной регуляции. Мы узнали, какие железы относятся к железам внешней, внутренней и смешанной секреции. Узнали особенности такого подразделения желёз, а также о свойствах гормонов.
Сегодня мы продолжим изучать железы нашего организма, познакомимся более подробно с железами внутренней секреции.
Перед вами, ребята, стоит задача узнать, какие железы регулируют рост и развитие организма, как они влияют на обмен веществ.
Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала давайте повторим пройденный материал.
Некоторые из учащихся получают задания для индивидуальной работы.
Задание №1
1.Дайте характеристику слюнным железам по плану:
расположение в организме
значение
выделяемые биологически активные вещества

Задание №2
1. Дайте характеристику потовым железам по плану :
расположение в организме
значение
выделяемые вещества
2.Какое значение имеют гормоны?

Задание №3
1.Опишите поджелудочную железу по плану:
расположение в организме
значение
выделяемые вещества
2.Чем отличаются железы внешней секреции от желёз внутренней секреции?

Фронтальный опрос.
1 Какие органы образуют эндокринную систему?
2Дайте характеристику железам внутренней секреции, внешней секреции.
3 В чем отличие желез внутренней секреции от внешней?
4 Дайте характеристику гормонам.

Работа у доски.
Распределите железы по группам и объясните принцип их распределения.
(на доске записаны железы: гипофиз, поджелудочная железа, сальные железы, эпифиз, щитовидная железа, половые железы, потовые железы, надпочечники, слюнные железы).

Учитель: «Среди данных названий есть название железы внутренней секреции, расположенная в области щитовидного хряща, которую мы сегодня на уроке будем изучать»
Итак, тема нашего урока «Щитовидная железа».
Откройте тетради и запишите тему урока.
(На экране проектора появляется название темы урока.)

2 Обучающе-развивающая часть урока

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА.
На экране проектора изображение щитовидной железы: внешнее и внутреннее строение. По рисунку на слайде определите ее местонахождение, происхождение ее названия. Прочитав текст учебника дополните: ее размеры, форма, выделяемые гормоны, их значение.
Работа в группах. Составление кластера «Болезни связанные с нарушениями функции щитовидной железы». Учащиеся используют текст учебника, на экране проектора появляется изображение больного зобом, микседемой, базедовой болезнью. Учащиеся должны определить причину болезни, ее симптомы, меры профилактики.
Далее идет обсуждение.
3 Закрепительно-коррекционная часть
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Поиграем в ролевую игру «На приеме у эндокринолога». Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Я – врач, а вы – студенты медицинского института. Врач советуется с вами о выставлении диагноза и назначении лечения. Вы записываете свое решение в таблицу, а затем сверяем с назначениями врача.
ИГРА.
Врач:
- Вчера листал книгу репродукций картин художников времен Рубенса. Поразило то, что в его времена было пиком красоты женщины с признаками болезни: худощавость, бледность, выпуклые глаза. (ПОКАЗЫВАЕТ РЕПРОДУКЦИИ на слайде). Да, здоровая она была бы красивее. Как определить признаки заболеваний щитовидной железы? В чем их причина? Как от них излечиться? (по внешнему виду. Большое поступление гормона тироксина. Назначить препарат, подавляющий выработку гормона).
Следующий слайд – ребенок, больной кретинизмом. Врач: осмотрите этого ребенка, поставьте ему диагноз.
Следующий слайд - женщина с эндемическим зобом. Назовите причину увеличения железы, как можно вылечить женщину.
Врач:В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту… Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка?
Врач:Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем)
Врач: Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ… Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается… В заключение хочется привести древнее китайское изречение: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».
2.Решение творческих задач.
Задача №1.
По поведению больных определите, у кого щитовидная железа вырабатывает мало гормона, у кого – избыток.
А. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально не уравновешен.
(ответ: Базедова болезнь, вызванная гиперфункцией щитовидной железы)

Б.Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устаёт.
(ответ: Микседема (слизистый отёк), вызванная гипофункцией щитовидной железы).

3.Ещё по одной задаче команды получают с карточкой-заданием

- Теперь попробуйте сделать выводы о работе и значении желез внутренней секреции.
1.Действие гормонов на органы
2.Действие гормонов на клетки-мишени
3.Активность гормонов
4.Роль гормонов в гомеостазе

4 контрольно-оценивающая часть:
Подведение итогов урока, выставление оценок
Рефлексия: метод «пяти пальцев»
Домашнее задание.
Для мотивированных учащихся провести мини исследование «Почему в ВКО в пищу необходимо использовать йодированную соль?», остальным параграф учебника.
Категория: Биология | Добавил: fatimahamraeva (2015-01-14) E
Просмотров: 1412 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru