Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок в 8 классе: "Обмен веществ и энергии в организме человека"
Валентина Николаевна Щёголева,
Северо-Казахстанская область
Мамлютский район
Новомихайловская средняя школа
учитель биологии

Урок в 8 классе по теме:

«Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования»

Цель урока: познакомиться с обменом веществ и энергии, его значением для организма человека
Задачи:
- Познакомиться с понятием обмена веществ и энергии.
- Узнать о биологических особенностях превращения в организме белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей.
- Ввести определения: обмен веществ, энергетический и пластический обмен.
- Выяснить значения обмена веществ для организма человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и методические приемы: стратегии «ЗХУ», «Мозговой штурм», «Кару-сель», «Мы».
Форма работы: работа в группе.
Оборудование: презентация «Обмен веществ и энергии в организме человека», фломастеры, лист бумаги А1, оценочные листы, карточки с заданиями
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие.
2.Активизация познавательной деятельности.
Определение темы урока.
/ просмотр фрагмента фильма/
Что мы будем сегодня делать на уроке?
Цель: познакомиться с обменом веществ и энергии в организме человека.
Задачи:
- Познакомиться с понятием обмена веществ.
- Узнать о биологических особенностях превращения в организме белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей.
- Выяснить значения обмена веществ для организма человека.

Перед вами на столах лежат высказывания. Давайте по ним разделимся на группы.
1. «Белки – основа жизни клетки».
2. «Углеводы - это основной источник энергии»
3. «Жиры как строительный материал»
4. «Вода и минеральные соли»
( выбор в группе спикера, тайм спикера, секретаря, презентирующего)
Стратегия «ЗХУ»
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ


Каждый учащийся ведет на протяжении всего урока лист оценивания.
«Лист самоконтроля»
Фамилия, имя ученика---------------------------------------------------

№ задания оценка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
итоговая
II. Новый материал
Задание 1: объясните, как вы понимаете, что такое обмен веществ и энергии (используя стратегию мозгового штурма, работая в группах)?
- Каждой группе раздаются маркеры определенного цвета и листы бумаги. Каждая группа генерирует или собирает идеи, что такое «Обмен веществ и энергии» и записывает их на своем постере в течение 5 минут.
- Теперь по часовой стрелке одна группа передает другой группе лист бумаги со своими идеями. Группа получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта ( идеи) + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов), либо дополняет идеи других групп (стратегия карусель). Каждой группе отводится по 3 минуты для работы с листом других групп и так до тех пор пока лист не вернется к своей команде.
- Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп, проанализируйте их ответы (согласны/ не согласны), подготовьтесь к презентации своей позиции (3 минут).
( Затем проходит презентация своей позиции ). На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 3 минуты.
(Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами).
Обобщение: Обмен веществ - совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой.
(Оценить свою работу в группе)

В состоянии покоя и на голодный желудок чело-веческое тело вырабатывает за сутки энергии столько, что ее хватило бы для нагревания 20 л. во-ды до кипения; при работе дровосека за 8 часов - чтобы нагреть 100 л. воды до кипения.

Регуляция обмена веществ:
- нервная (гипоталамус)
- гуморальная (эндокринные железы)
- Мы выяснили с вами что такое обмен веществ и что он состоит из 2-х процессов. Что еще мы должны узнать?
- Задание 2. выяснить сущность пластического обмена.
- Групповая работа( МЕТОД «Делегат»): Используя учебник и дополнительный материал, изучите биологические особенности пластического обмена и составьте кластер по изучаемой теме. (Каждая группа по названию изучает свой обмен веществ, а через7 минут по часовой стрелки идёт объяснять один учащийся свою тему другой группе -по 3 мин).

Обмен белков:

Обмен углеводов:

Обмен жиров:

Обмен воды:
Значение воды:
1. растворитель
2. терморегулятор
3. определяет физические свойства клетки
4. участие в химических реакциях

Обмен минеральных солей:
Макроэлементы: Ca, K, Na, P, Cl
Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, J

III. Рефлексия
Задание 3. Закончите фразу: "Неживые тела природы участвуют в обмене веществ и энергии с окружающей средой. В результате этого процесса происходит изменение их формы и внутренней структуры. Организмам обмен веществ и Е необходим для …" Докажите это.

IV. Д/з *47.
Повторить статью «Питательные вещества» из *40 учебника (стр.177-180).
Раздаточный материал для микрогрупп:
Обмен белков
Белки - это высокомолекулярные полимерные азотсодержащие вещества, мономерами которых являются аминокислоты. Белки занимают ведущее место среди органических элементов, на их долю приходится более 50 % сухой массы клетки.
Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков — актина и миозина. Белки в обмене веществ занимают особое место. Они входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками.
Аминокислоты, идущие на построение белков организма, неравноценны. Некоторые аминокислоты (лейцин, метионин, фенилаланин и др.) незаменимы для организма. Если в пище отсутствует незаменимая аминокислота, то синтез белков в организме резко нарушается.
При расщеплении 1г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. Организму нужны не белки пищи сами по себе, а аминокислоты, которые всываются в кровь и из крови поступают в каждую клетку организма.
Аминокислоты, которые могут быть заменены другими или синтезированы в самом организме в процессе обмена веществ, называются заменимыми.
Белки пищи, содержащие весь необходимый набор аминокислот для нормаль-ного синтеза белка организма, называют полноценными. К ним относят преимущественно животные белки.
Особенно важно поступление всех незаменимых аминокислот для растущего организма. Например, отсутствие в пище аминокислоты лизина приводит к задержке роста ребенка, к истощению его мышечной системы. Недостаток валина вызывает расстройство вестибулярного аппарата у детей.
Конечные продукты распада белков в организме – это не только мочевина, но и мочевая кислота и другие азотистые вещества. Они выводятся из организма с мочой и потом.
При переваривании пищи съеденные белки распадаются на аминокислоты, которые поступают в кровь и разносятся во все клетки организма. Здесь они частично идут на строительство собственных белков, а частично сжигаются для получения АТФ. Уровень содержания аминокислот в крови регулирует печень. В печени происходит дезаминация излишка аминокислот. Из образовавшегося аммиака синтезируется мочевина, которая затем выводится почками и кожей.

Обмен жиров и липидов
Липиды являются сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот.
Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (например, почек), а также в печени и мышцах. Жиры входят в состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), там их количество постоянно. Скоп-ления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почку от ушибов и т. д.
Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше (38,9 кДж ), чем при распаде такого же количества белков или углеводов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям.
С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение.
Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. Через лимфатическую и кровеносную системы жиры поступают в жировую ткань. Окончательными продуктами окисления жиров являются диоксид углерода и вода. В гуморальной регуляции уровня жиров участвуют железы внутренней секреции и их гормоны.

Обмен углеводов
Углеводы – главный источник энергии, особенно при усиленной мышечной работе. У взрослых людей больше половины энергии организм получает за счет углеводов. Распад углеводов с освобождением энергии может идти как в бескислородных условиях, так и в присутствии кислорода. Конечные продукты обмена углеводов – углекислый газ и вода. Углеводы обладают способностью быстро распадаться и окисляться. При сильном утомлении, при больших физических нагрузках прием нескольких граммов сахара улучшает состояние организма.
Углеводы, входящие в состав продуктов растительного происхождения, в ор-ганизме человека расщепляются до глюкозы, которая поступает в кровь и разносится по всему телу. Содержание глюкозы в крови относительно постоянно и не превышает 0,08-0,12%. Если глюкоза поступает в кровь в большем коли-честве, то этот избыток в печени превращается в животный крахмал - гликоген, который накапливается, а затем при необходимости снова распадается до глюкозы. При расщеплении 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии. Ее потребление увеличивается с возрастанием нагрузки при физической работе. Часть энергии используется для механической работы и служит источником тепла, другая часть идет на синтез молекул АТФ. При избытке углеводов в организме они превращаются в жиры. Суточная потребность углеводов состав-ляет 450-500 г.

Обмен воды и минеральных веществ
В клетках организма человека около 72% воды, 28% из них входит в состав крови, лимфы и внеклеточной жидкости. Вода выполняет транспортную, выделительную , теплорегуляционную функции. Она является средой для протекания химических реакций и определяет физические свойства клетки. Потребность в воде у человека 2-3л в сутки. Нормальный водный обмен предполагает равновесие между количеством поглащённой и выделенной воды.
Вода поступает в организм с пищей , жидкостями (вода, соки). В клетках обра-зуется метаболическая вода как продукт окисления органических соединений.
Вода выводится из организма с потом, мочой, в виде водяного пара, через кишечник.
Потребность в воде (жажда) вызывает возбуждение питьевого центра в гипоталамусе. Удовлетворение жажды тормозит этот центр.
Солевой обмен – необходимая составная часть общего об мена веществ. Еже-дневно организм нуждается в солях кальция, натрия, калия, хлора, железа и других элементов. Соли участвуют в поддержании рН внутренней среды организма, процессах возбудимости нервной и мышечной тканей.
Минеральные вещества наряду с белками, углеводами и витаминами являются жизненно важными компонентами пищи человека и необходимы для построения химических структур живых тканей и осуществления биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма.
Подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) обнаружены в организме человека. 12 элементов называют структурными, т.к. они составляют 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). Основным строительным материалом являются четыре элемента: азот, водород, кислород и углерод. Остальные элементы, находясь в организме в незначительных по объему количествах, играют важную роль, влияя на здоровье и состояние нашего организма.

Источник: http://биология
Категория: Биология | Добавил: виола9382 (2015-01-20) | Автор: Валентина Николаевна Щёголева E
Просмотров: 1457 | Комментарии: 3 | Теги: липидный обмен, водный обмен, обмен веществ, белковый обмен, углеводный обмен | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru