Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Слуховой аппарат
Учитель биологии Фарбей Оксана Витальевна
Тема: Орган слуха и равновесия
Класс 8
Цель: научиться определять значение слухового анализатора в жизни человека, его строение и особенности
Задачи:
Образовательные – создание условий для самореализации учащихся, обеспечение системности обучения;
Воспитательные – воспитание готовности делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья, бережного отношения к слуховому анализатору через усвоение понятий о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха
Развивающие – развитие научно- познавательной компетенции через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека; развитие мышления, самостоятельности,

Методы, приемы, стратегии: мозговой штурм, думай- общайся в паре- делись, верные- неверные утверждения, толстые- тонкие вопросы, верите ли вы, взаимооопрос, ящик вопросов
Ресурсы:
• Таблица “Орган слуха”.
• Ватман, фломастеры, скотч.

Ход урока:

Вызов 1. Организационный момент урока. Стратегия «Снежный ком»
Проверка домашнего задания. Заполните ячейки.
1. Чем покрыт глаз с передней стороны?
2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида?
3. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?
4. Где находится зрительная зона?
5. Двояковыпуклая линза.

(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик)
Изучение нового материала.
Отгадывание загадок.
Распустился цветок,
Лепесток на лепесток,
Без стебля и без корня
Растёт на склоне.
(Ухо)
Самый лучший на свете слушатель. (Ухо)
В маленьком домике –
Круглое окно,
Никого не видно,
В домике темно.
Там живёт сова:
Глаз не смыкает,
Ловит слова.
(Ухо)
Слушаем классическую музыку.
Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.
Закрыв глаза, мы все воспринимаем
Чредой прекрасных звуков в голове
И звонким эхом душу обвиваем,
Прислушиваясь к небу в тишине.
Журчат ручьи, струятся водопады,
цветут цветы иль строятся дома
А наше ухо создает каскады
Предметов образы- прекраснейшая тьма!
-Какой орган чувств сейчас работал?
Орган слуха.
“Бабушка, зачем тебе такие большие уши?” – спрашивала Красная шапочка.
“Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое”. В чем-то волк был близок к истине. (Старые люди, чтобы лучше слышать, прикладывают ладонь к уху, как бы увеличивая его)
Ушную раковину часто считали рудиментом (от травм она не защищает, двигать ушами человек не может)
- каковы функции уха?
Различие источника звука, на ухе более 100 биологически активных точек.
В течение урока мы должны решить несколько проблем.
Первая из них: Послушайте отрывок из произведения Шекспира “Гамлет”, сцена, где призрак отца Гамлета рассказывает, как он был отравлен. Прав ли был Шекспир, описывая эту цену.? Зачитывается отрывок.
…Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…
Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?
Организуется работа с материалом учебника.

ОСМЫСЛЕНИЕ: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику.
Толщина барабанной перепонки 1–10 мм, но она достаточно прочная и гибкая, служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, и микроорганизмов.
Выходит, Шекспир ошибался? Не будем торопиться с выводами и совершим небольшой экскурс в историю. “В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт.
В чем же дело? (Обсуждение с классом.)
Делаем выводы. Могла иметь место сцена у Шекспира, если допустить, что в барабанной перепонке было отверстие (В результате перенесенного заболевания, травмы перепонка могла стать проницаемой.)
Приведем еще один пример: “Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох.”
В чем причина наступившей глухоты?
Делаем выводы. От сильного удара звуковые колебания передались непосредственно на лабиринт, минуя среднее ухо, вследствие этого погибли звуковоспринимающие клетки (рецепторы), в результате наступила глухота.
Глухота – ужасный недуг человека. Великий композитор Людвиг Ван Бетховен был человеком титанической воли, могучего духа. К 30 годам понял,что его неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. В трудную пору своей жизни, Бетховен создает “Лунную сонату”. У поэта Владимира Павлинова есть одноименное стихотворение, послушайте стихотворение в сочетании с музыкальной композицией.
Звучит “Лунная соната”
Как удалось Бетховену написать гениальное произведение, ведь он практически не слышал? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – звуковые волны он чувствовал)
Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз.
Работа в группах. Заполнение схемы Фишбоун (Fish bourn- рыбьи косточки).


Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета- проблема, которая рассматривается на уроке (Почему мы слышим?). На самом скелете есть верхние косточки и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются отделы слухового анализатора, на нижних косточках их функции. (благодаря этой схеме информацию можно систематизировать и конкретизировать)




Ушная раковина Молоточек Система каналов
Слуховой проход Наковальня
Стремя

Барабанная перепонка
РЕФЛЕКСИЯ: Представители групп выступают у доски, выводы на ватманах.
Закрепление: игра “Верю – не верю”.
1. Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит? (Нет: человек может слышать до глубокой старости)
2. Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка? (Да: мощная звуковая волна с силой ударяет в барабанную перепонку и может порвать ее. И чтобы уравнять давление с внешней и внутренней стороны рекомендуется открывать рот. В самолетах предлагают леденцы, чтобы чаще сглатывать слюну, также для выравнивания давления.)
3. Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве? (Нет: два уха помогают установить, с какой стороны от нас находится источник звука, т. к. в одно ухо звук поступает раньше на долю секунды.)
4. Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уши родителей, бабушек и дедушек? (Нет: дискотека и подростковые уши не совместимы. Формирование слуховых рецепторов завершается к 18 годам, а вот смесь звуков тяжелого рока прекрасно может выдержать ухо взрослого человека.)
5. Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья? (Да: деревья поглощают шум.)
Итоги урока: самооценка по рейтинговой системе.
Я могу ответить на вопросы в конце параграфа учебника 1 2 3 4 5
Активность на уроке 1 2 3 4 5
Поведение на уроке 1 2 3 4 5
Сообщения, выступления, ответы на уроке 1 2 3 4 5
Мне можно поставить за урок оценку 1 2 3 4 5
Оценки активным выставляются в журнал.
Категория: Биология | Добавил: Aushka (2015-01-27) | Автор: Фарбей Оксана Витальевна E
Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru