Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

борьба за существование
9 класс Борьба за существование

Цель урока: ; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора

Задачи урока:
1. Изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции;
2. Раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции
3. Осуществить межпредметную связь.

Тип урока: урок комплексного изучения материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: таблицы по общей биологии.

Ход урока
I. Проверка знаний изученного материала
1. Назовите 3 главные движущие силы эволюции.
2. Что такое избыточная численность? Приведите примеры.
3. К чему ведёт явление избыточная численность?

Изучение нового материала
Эволюция в природе, по Ч.Дарвину, обуславливается факторами, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиям среды.
Термин "борьба за существование" Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью.
Различают несколько форм борьбы за существование.
Внутривидовая борьба, или соревнование, возникает между особями одного вида в популяции или между популяциями. Представители одного вида имеют очень похожие жизненные потребности, потому между ними возникает конкуренция за территорию, пищевые ресурсы, самку или самца. Эта форма борьбы очень напряжена. Она приводит к выживанию наиболее приспособленных, а следовательно, сохранение их генотипа в популяции. Наиболее жестко она проходит среди растений одного вида, которые населяют одну территорию. Более сильные особи затеняют более слабые, их корни глубже проникают в почву, лучше используют влагу и питательные вещества. Среди животных может наблюдаться истребление молодняка при избыточной численности, борьба за господство в стае.
Однако существует и взаимопомощь, которая способствует выживанию отдельных особей, например, у пингвинов. Но в этом случае отмечается пассивная конкуренция и острее становятся другие формы борьбы.
Межвидовая борьба проходит между особями разных видов. Например, один вид использует другой в качестве источника еды (хищник — жертва, паразит — хозяин). Острая конкуренция наблюдается между видами, которые занимают одну экологическую нишу. Иногда это может привести к вытеснению одного вида другим из данной территории. Например, конкуренция разных хищников в одном лесу, притеснение сорняками культурных растений, борьба, за еду между двумя видами крыс — серыми и черными.
Борьба с неблагоприятными условиями среды — негативное влияние на организм со стороны неживой природы (засуха, высокая или низкая температура, наводнение, и т. д.). При таких условиях выживают более приспособленные особи, а также те, которые лучше и быстрее адаптируются к условиям, которые изменяются. Спячка, анабиоз, ноябрь, изменение расцветки шерсти, образования колючек, вместо листьев — все эти приспособления направлены на выживание особей и вида вообще. Борьба с абиотичными факторами заостряет межвидовую и внутривидовую борьбу.

Закрепление: заполнить таблицу
Формы борьбы за существование.
Форма борьбы за существование Характеристика Примеры

Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы и осмыслить ценность приобретённого

Подведение итогов: выставление оценок
Категория: Биология | Добавил: АйгульЕсмуратовна (2015-01-30) | Автор: Айгуль Есмуратовна E
Просмотров: 620 | Теги: биология, дарвин, борьба за существование | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru