Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Разработка урока на тему: "Тип моллюски"
. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"
________________________________________
Цели урока:
• Образовательные:
1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
• Воспитательные:
1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
• Развивающие:
1. Умение применять информационные технологии.
2. Умение сравнить биологические объекты.
3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Оборудование:
• Презентация “Тип Моллюски”
• Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
• Компьютеры, мультимедийный проектор.
• Экран.
• Карточки – задания (на каждую парту):
1. “Обозначь части тела моллюсков”
2. “Распредели моллюсков по классам”
3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков)
4. Конспекты для учащихся
• Раздаточный материал:
1. консервы моллюсков;
2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;
3. перламутровые пуговицы;
4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.
Этапы урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Общее закрепление знаний.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть.
• Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
• Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
Включается презентация.
III. Изучение нового материала.
1. Общие черты типа.
На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)
1.1 Среда обитания.
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)
1.2 Движение моллюсков.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)
1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)
!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.
Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:
1. Голова.
2. Туловище.
3. Нога.
4. Мантия (мантийная полость)
5. Раковина.
!Определите симметрию тела моллюсков.
Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.
На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.
1.4 Поэтапное закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”
На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11)
1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”
Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)
Задание:
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
• а) определите её форму, окраску;
• б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
• в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;
• г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;
• д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
• а) определите её форму, окраску;
• б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
• в) сосчитайте число оборотов раковины;
• г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
1. Форма.
2. Окраска.
3. Наличие годичных колец на раковине.
4. Наличие оборотов на раковине.
5. Прочность раковины.
6. Значение раковины.
1.6 Внутреннее строение.
1.6.1 Пищеварительная система.
Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.
Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.
Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)
1.6.2 Кровеносная система.
Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)
1.6.3 Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)
1.6.4 Выделительная система.
Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)
1.6.5 Нервная система.
Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)
1.6.6 Органы чувств.
Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)
1.6.7 Размножение.
Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)
Брюхоногие – гермафродиты.
Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)
1.7 Поэтапное закрепление знаний.
Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18)
Вопросы слайда:
1. Среда обитания моллюсков:
Моря, пресные водоёмы, суша.
2. Симметрия тела большинства моллюсков:
Двустронняя.
3. Тело большинства моллюсков защищено:
Раковиной.
4. Тело покрыто кожной складкой:
Мантией.
5. Между телом и мантией находится:
Мантийная полость.
6. Тело большинства моллюсков состоит из:
Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.
7. Кровеносная система:
Незамкнутая.
8. Органы дыхания:
Лёгкое или жабры.
9. В пищеварительной системе появляются органы:
Радула (тёрка), печень, слюнные железы.
10. Органы выделения:
Почки.
11. Нервная система:
Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
12. Органы чувств:
Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
13. По способу размножения моллюски:
Раздельнополые и гермафродиты.
1.8 Многообразие моллюсков.
1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19)
1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20)
1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21)
1.9 Поэтапное закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”
)
2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)
!Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции.
IV. Общее закрепление материала.
Тест – тренажёр. (слайды № 31-61)
Или тест “Выбери правильный ответ
V. Рефлексия. Итоги урока.
• Что нового сегодня узнали на уроке.
• Как оцениваете свою работу на уроке.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Категория: Биология | Добавил: Эля4599 (2015-03-03) | Автор: Имарова Санюра Губаровна E
Просмотров: 714 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-06-25, 6:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1522]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [184]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru