Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии «Характеристика природного сообщества растений»
Пән / Предмет: Биология
Сынып / Класс: 6
Тақырып / Тема: Характеристики природного сообщества растений
Мақсат / Цель: изучить особенности приспособлений растений к совместной жизни
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:
- формировать знания у учащихся о возникновении необходимых приспособлений для совместной жизни в природном сообществе;
- учить анализировать, выделить главное в тексте;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:
мультимедийный комплекс, видео «Взаимодействие растений в сообществе», карточки с разноуровневыми заданиями
Сабақ Түрі / Тип урока: комбинированный

Сабақ барысы / Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, школьных принадлежностей, доски. Опрос дежурных: фиксация отсутствующих, выяснение заданного д/з.

II. Опрос домашнего задания.
Выполнение разноуровневых заданий по карточкам
III. Изучение нового материала.
Просмотр видео «Взаимодействие растений в сообществе»
Задание: Учащиеся читая текст карточек изучают его, и отмечают важную информацию. Затем расходятся по группам в соответствии с цветом карточек, совместно определяют главную информацию. Являясь экспертами в своей области, возвращаются в исходные группы, и поочереди объясняют остальным учащимся группы материал, который они уже усвоили.
Текст 1. «Ярусное строение природного сообщества» В сложившемся за много лет природном сообществе виды приспособились к совместной жизни и к условиям среды обитания. Поэтому сюда могут входить только виды, обладающие приспособлениями, позволяющими жить в данных условиях.
Многочисленные и различные по форме растения распределяются в пространстве, занимаемом сообществом, в соответствии со своими потребностями и особенностями формы тела. Внешне это выражено строении природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В этих ярусах размещаются важнейшие органы растений, осуществляющие воздушное и почвенное питание, и органы размножения.
Например, в дубраве наиболее высокие растения — это деревья (дуб, липа, клен, ясень). Они образуют самый высокий — верхний, или первый, ярус. Во второй ярус входят низкорослые деревья (рябина, черемуха, яблоня, боярышник). Третий, более низкий ярус, создают кустарники (орешник, крушина, калина). Еще ниже — четвертый ярус, его образуют травы (медуница, купена, вороний глаз, ветреница), а у самой почвы — пятый ярус, занятый мхами. Названные ярусы отражают пространственную надземную ярусность леса.
Пространственное размещение органов растений по ярусам наблюдается также в подземной части природного сообщества. Ярусы выделяют по глубине расположения всасывающих частей корней. Больше всего корней находится в верхних, самых плодородных слоях почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных биогеоценозах умеренной зоны корней тоже много. Первым подземным ярусом называют самый глубокий ярус, а третьим подземным ярусом - самый близкий к поверхности почвы.
Количество ярусов (подземных и надземных) в разных растительных сообществах неодинаково. Чем более благоприятны условия, тем бывает больше ярусов. Если в дубраве можно выделить 5-6 надземных ярусов, то в ельнике их обычно 3, а в тропических лесах насчитывается 9-10.
Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустарников, трав), мхов, а также других обитателей (водорослей, бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное использование биогеоценозом природных условий на данной территории.
Текст 2. «Условия обитания в природном сообществе» В разных ярусах наблюдаются неодинаковые условия местообитания. Так, например, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и дуют сильные ветры. Поэтому верхний ярус занимает светолюбивые виды растений, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян.
В ярусах ближе к почве значительно меньше света, так как кроны деревьев поглощают его, но в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса могут нормально развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения, с насекомоопыляемыми цветками и с плодами или семенами, которые распространяются животными (птицами, зверями). Поэтому многие животные размещают здесь свои гнезда.
У самой поверхности почвы много перегноя, теплее, чем в других местах, много углекислого газа и влаги, но мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений. Для них характерны широкие темно-зеленые листья, белая окраска цветков, самоопыляемость, распространение семян с помощью муравьев или на ногах крупных животных. В подстилке - перегнойном слое почвы - поселяется много организмов с сапротрофным типом питания (грибы, бактерии, черви и др.).
Таким образом, растения, в большом количестве входящие в биогеоценоз, различны по своим биологическим и экологическим свойствам, размещаются в разных ярусах, и потому они не создают трудностей друг другу, обитая на одной и той же территории. Все виды организмов природного сообщества как бы дополняют друг друга в использовании условий окружающей среды.
Природное сообщество (биогеоценоз) - это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни в данных природно-климатических условиях.
Текст 3. «Приспособленность растений к совместному существованию» проявляется не только в размещении растений по ярусам и в требованиях к факторам среды, но и в неодинаковых темпах и сроках их развития. Во внешнем облике биогеоценоза это проявляется в виде чередования массового цветения то одних, то других видов растений. Так же "слоями", один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают "свою долю" ограниченных условий среды обитания.
Размещение живых организмов по ярусам в пространстве и их неодновременное развитие во времени обеспечивают возможность существования на небольшой территории земной поверхности большого количества видов из разных царств живой природы.
Приспособления организмов к совместной жизни проявляются также в различных типах взаимоотношений между отдельными видами природного сообщества. Среди них: создание микоризы между высшим растением и грибом, образование лишайников - симбиоз водорослей и грибов, взаимосвязь между цветковым растением-хозяином и его грибом-паразитом, размещение организмов по ярусам.
Все разнообразие типов взаимосвязей между организмами появилось в процессе эволюции как приспособление к совместной жизни видов в природном сообществе.
Таким образом, природное сообщество (биогеоценоз) - это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни в условиях своего обитания.
Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособлены к совместной жизни. Биогеоценоз – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни, а также к определенным условиям среды обитания.

IV. Закрепление.
1. Как объяснить, что у лесных растений - яблони, черемухи, боярышника - цветки имеют белый цвет?
2. Имеют ли значение для зеленых растений в биогеоценозе организмы, питающиеся гетеротрофно?
3. Почему в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов? Какие растения называются голосеменными?

V. Рефлексия.
Обсуждение:
1. Что я знал по новой теме до урока?
2. Что я узнал на уроке?
Что я дополнительно хочу узнать по данной теме?
Сабақты қорытындылау / Итоги урока
Үйге тапсырма беру / Задание на дом: Составить 10 тестовых заданий по материалу темы урока
Категория: Биология | Добавил: Бродяга (2015-05-27) | Автор: Урок биологии E
Просмотров: 323 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru