Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии «Характеристика природного сообщества растений»
Пән / Предмет: Биология
Сынып / Класс: 6
Тақырып / Тема: Характеристики природного сообщества растений
Мақсат / Цель: изучить особенности приспособлений растений к совместной жизни
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:
- формировать знания у учащихся о возникновении необходимых приспособлений для совместной жизни в природном сообществе;
- учить анализировать, выделить главное в тексте;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:
мультимедийный комплекс, видео «Взаимодействие растений в сообществе», карточки с разноуровневыми заданиями
Сабақ Түрі / Тип урока: комбинированный

Сабақ барысы / Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, школьных принадлежностей, доски. Опрос дежурных: фиксация отсутствующих, выяснение заданного д/з.

II. Опрос домашнего задания.
Выполнение разноуровневых заданий по карточкам
III. Изучение нового материала.
Просмотр видео «Взаимодействие растений в сообществе»
Задание: Учащиеся читая текст карточек изучают его, и отмечают важную информацию. Затем расходятся по группам в соответствии с цветом карточек, совместно определяют главную информацию. Являясь экспертами в своей области, возвращаются в исходные группы, и поочереди объясняют остальным учащимся группы материал, который они уже усвоили.
Текст 1. «Ярусное строение природного сообщества» В сложившемся за много лет природном сообществе виды приспособились к совместной жизни и к условиям среды обитания. Поэтому сюда могут входить только виды, обладающие приспособлениями, позволяющими жить в данных условиях.
Многочисленные и различные по форме растения распределяются в пространстве, занимаемом сообществом, в соответствии со своими потребностями и особенностями формы тела. Внешне это выражено строении природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В этих ярусах размещаются важнейшие органы растений, осуществляющие воздушное и почвенное питание, и органы размножения.
Например, в дубраве наиболее высокие растения — это деревья (дуб, липа, клен, ясень). Они образуют самый высокий — верхний, или первый, ярус. Во второй ярус входят низкорослые деревья (рябина, черемуха, яблоня, боярышник). Третий, более низкий ярус, создают кустарники (орешник, крушина, калина). Еще ниже — четвертый ярус, его образуют травы (медуница, купена, вороний глаз, ветреница), а у самой почвы — пятый ярус, занятый мхами. Названные ярусы отражают пространственную надземную ярусность леса.
Пространственное размещение органов растений по ярусам наблюдается также в подземной части природного сообщества. Ярусы выделяют по глубине расположения всасывающих частей корней. Больше всего корней находится в верхних, самых плодородных слоях почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных биогеоценозах умеренной зоны корней тоже много. Первым подземным ярусом называют самый глубокий ярус, а третьим подземным ярусом - самый близкий к поверхности почвы.
Количество ярусов (подземных и надземных) в разных растительных сообществах неодинаково. Чем более благоприятны условия, тем бывает больше ярусов. Если в дубраве можно выделить 5-6 надземных ярусов, то в ельнике их обычно 3, а в тропических лесах насчитывается 9-10.
Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустарников, трав), мхов, а также других обитателей (водорослей, бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное использование биогеоценозом природных условий на данной территории.
Текст 2. «Условия обитания в природном сообществе» В разных ярусах наблюдаются неодинаковые условия местообитания. Так, например, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и дуют сильные ветры. Поэтому верхний ярус занимает светолюбивые виды растений, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян.
В ярусах ближе к почве значительно меньше света, так как кроны деревьев поглощают его, но в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса могут нормально развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения, с насекомоопыляемыми цветками и с плодами или семенами, которые распространяются животными (птицами, зверями). Поэтому многие животные размещают здесь свои гнезда.
У самой поверхности почвы много перегноя, теплее, чем в других местах, много углекислого газа и влаги, но мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений. Для них характерны широкие темно-зеленые листья, белая окраска цветков, самоопыляемость, распространение семян с помощью муравьев или на ногах крупных животных. В подстилке - перегнойном слое почвы - поселяется много организмов с сапротрофным типом питания (грибы, бактерии, черви и др.).
Таким образом, растения, в большом количестве входящие в биогеоценоз, различны по своим биологическим и экологическим свойствам, размещаются в разных ярусах, и потому они не создают трудностей друг другу, обитая на одной и той же территории. Все виды организмов природного сообщества как бы дополняют друг друга в использовании условий окружающей среды.
Природное сообщество (биогеоценоз) - это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни в данных природно-климатических условиях.
Текст 3. «Приспособленность растений к совместному существованию» проявляется не только в размещении растений по ярусам и в требованиях к факторам среды, но и в неодинаковых темпах и сроках их развития. Во внешнем облике биогеоценоза это проявляется в виде чередования массового цветения то одних, то других видов растений. Так же "слоями", один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают "свою долю" ограниченных условий среды обитания.
Размещение живых организмов по ярусам в пространстве и их неодновременное развитие во времени обеспечивают возможность существования на небольшой территории земной поверхности большого количества видов из разных царств живой природы.
Приспособления организмов к совместной жизни проявляются также в различных типах взаимоотношений между отдельными видами природного сообщества. Среди них: создание микоризы между высшим растением и грибом, образование лишайников - симбиоз водорослей и грибов, взаимосвязь между цветковым растением-хозяином и его грибом-паразитом, размещение организмов по ярусам.
Все разнообразие типов взаимосвязей между организмами появилось в процессе эволюции как приспособление к совместной жизни видов в природном сообществе.
Таким образом, природное сообщество (биогеоценоз) - это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни в условиях своего обитания.
Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособлены к совместной жизни. Биогеоценоз – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни, а также к определенным условиям среды обитания.

IV. Закрепление.
1. Как объяснить, что у лесных растений - яблони, черемухи, боярышника - цветки имеют белый цвет?
2. Имеют ли значение для зеленых растений в биогеоценозе организмы, питающиеся гетеротрофно?
3. Почему в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов? Какие растения называются голосеменными?

V. Рефлексия.
Обсуждение:
1. Что я знал по новой теме до урока?
2. Что я узнал на уроке?
Что я дополнительно хочу узнать по данной теме?
Сабақты қорытындылау / Итоги урока
Үйге тапсырма беру / Задание на дом: Составить 10 тестовых заданий по материалу темы урока
Категория: Биология | Добавил: Бродяга (2015-05-27) | Автор: Урок биологии E
Просмотров: 1753 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru