Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Методическая разработка урока биологии 7 класс Общая характеристика паукообразных. Внешнее строение, место обитания, образ жизни и поведен
Методическая разработка урока биологии 7 класс
Общая характеристика паукообразных. Внешнее строение, место обитания, образ жизни и поведение паукообразных.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных.
Задачи:
1.Выполнение регламента технологической карты.
2. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетенции.
3.Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета как критерий успешного человека.
Ожидаемые результаты
Учащиеся будут знать:
- об особенностях внешнего строения пауков;
- о многообразии паукообразных;
- об условиях обитания пауков;
- об образе жизни паука-крестовика;
-0б особенностях поведения пака-крестовика.
Тип урока:
Технология БиС ( « Биоинформатика и синергетика»): устный урок.
Предварительно детям даётся домашнее задание:
- найти легенду о пауке,
-этимология слова «паук»,
-перевод слова паук на казахский и английский языки.
Ход урока

1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся и гостей урока, создаёт благоприятную психологическую атмосферу для включения учеников в процессе работы на уроке.
Тренинг « Австралийский дождь»
Участники встают в круг.
-Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! Учитель показывает движения, которые учащиеся передают по кругу.
- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трёт ладонями)
- Начинает капать дождь ( Щёлканье пальцами)
- Дождь усиливается (Поочерёдные хлопки ладонями по груди)
- Начинается настоящий ливень (Хлопки по бёдрам)
- А вот и град- настоящая буря (Топот ногами)
- Но что это? Буря стихает (Хлопки по бёдрам)
- Дождь утихает (хлопки ладонями по груди)
- Редкие капли падают на землю (Щёлканье пальцами)
- Тихий шелест ветра (Потирание ладонями)
- Солнце! (Руки вверх)
Деление на группы
-Деление на группы (перевёртыши)
Сенокосцы (кос-но-се-цы) желтая
Скорпионы (пи-скор-ны-о) зелёная
Клещи (щи-кле) красная
Пауки (у-ки-па) синяя
Ученики делятся на 4 группы по выбранному цвету карточки
2. Стадия вызова
Проверка домашнего задания: Графический диктант
Если утверждение верно, обозначают
Если не верно,
Выберите правильные утверждения:
1. Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух и воду (не правильно)
2. Тело речного рака делится на три отдела: голову, грудь и брюшко (не правильно)
3. У ракообразных пять пар ходильных ног ( правильно)
4. Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета (правильно)
5. Кровеносная система ракообразных замкнутая (не правильно)
6. Органы дыхания ракообразных - мальпигиевы сосуды (не правильно)
7. Сердце рака расположено на спинной стороне и имеет вид пятиугольного мешочка. ( правильно)
8. У десятиногих раков имеется жевательный желудок (правильно)
9. Нервная система ракообразных узлового типа (правильно)
10. Органы выделения у рака-зеленые железы (правильно)
11. У рака простые глаза (не правильно)
Оценивание
Взаимопроверка по критериям (0-3-«2»; 4-6-«3»; 7-9-«4»; 10-«5»)
Заполнение оценочной матрицы ОМ
Оценочная матрица

ФИ уч-ся «Верно-неверно» «Систематизируй сведения» «Щадящий опрос» Дополни-
тельные
баллы Итог

Анализ: подсчитывается количество учащихся справившихся с заданием, норма-63%.
Древнегреческая легенда (сообщение делают ученики)
Послушайте и подумайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд.
В те далёкие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной Солнцу.
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди,
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки,
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда!
- Как вы думаете, о чём эта легенда?
От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
- Как называется наука о пауках?- Арахнология!
Этимология слова «паук» (сообщение делают ученики)
А откуда произошло слово «паук»?
Заглянем в этимологический словарь.
« Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос»-крючок, латинскому «анкус»- имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати»-сгибает. Стало быть, паук-криворучка и кривоножка».
Итак, сегодня на уроке речь пойдёт о пауках и животных, сходных с ними по определённым признакам.
На английском языке - spider
На казахском языке - өрмекші
дополнительно добавляется 1 балл ученику, подготовившему материал)
«Систематизируй сведения»
Выпишите в красный квадрат цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к ракообразным, в зелёный - к паукообразным.
1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. (П и Р)
2.Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (Р)
3.Брюшко членистое (Р)
4.Брюшко нечленистое (Р)
5.Животные имеют 4 пары ног (П)
6.На голове есть усики (Р)
7.Усиков нет (П)
8.Усиков 2 пары - длинные и короткие (Р)
9.Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их (П)
10.У большинства животных по два сложных фасеточных глаза (Р)
11.Органы дыхания- жабры (Р)
12.Дыхание трахейно-лёгочное (П)
13.Кровеносная система незамкнутая (П иР)
14.Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки ( П и Р)
15.У животных есть мускулистый « сосательный» желудок (П)
16.Органы выделения-мальпигиевы сосуды (П)
17. Раздельнополые животные (Р и П)
Ответы:
Ракообразные: 1,2,3, 6,8,10,11,13,14,17
Паукообразные: 1,2,4,5,7,12,134,14,15,16,17.
Обмениваются и взаимопроверяют количество правильных ответов, которые на момент проверки открыты на слайде. В ОМ отмечают баллы (1 правильный ответ-1 балл).
Анализ: подсчитывается количество учащихся справившихся с заданием, норма-63%.
3. Стадия осмысления
Формулируется вместе с детьми тема урока и освещаются цели урока. Записывают тему урока.
Чтение с пометками
Учащиеся изучают материал параграфа 42 учебника о паукообразных. При этом учащиеся отмечают условными знаками, что они знали, что не знали, но узнали из текста, о чём хочется узнать более подробно.
«+ «- знал
«V» - не знал, теперь узнал
«?»- не понятно, хочется узнать подробнее.
Музыкальная физминутка .
«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников. Класс разбивается по парам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают (ответ правильный -1 балл)
Вопросы учителя.
1. Какими отличительными признаками обладают паукообразными?
2. Какие особенности строения и поведения паука связаны с его наземным образом жизни?
3. Перечислите известных вам представителей класса паукообразных, являющихся паразитами. Какие их признаки связаны с паразитическим образом жизни?
4. Перечислите известных вам представителей класса паукообразных, являющихся хищниками. Какие их признаки связаны с хищным образом жизни?
В МО выставляются баллы в зависимости от данного учеником ответа.
Анализ: подсчитывается количество учащихся справившихся с заданием, норма-63%.
Подсчитывается общее количество баллов, выставляются оценки.
4. Рефлексия
- Учитель предлагает провести самооценку
Возвращение к цели и теме урока
Исходя из темы и целей, сделайте вывод по сегодняшнему уроку.
1. И в завершении урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке используя подсказки:
2. - Сегодня я узнал(а)….
3. - Было интересно……
4. - Было трудно…
5. Я почувствовал(а), что…
6. -Я приобрел(а)….
7. - Я научился(лась)….
8. -Я попробую…..
Итог урока
Определяется уровень усвоения материала классом.
Выставление оценок по нормативу:
- 4 отметки в МПМ-5 баллов
- 3 отметки-4 балла
-2 отметки-3 балла
-1 отметка-2 балла
5. Домашнее задание «ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»
Учащиеся по группам кидают многоцветный кубик с номерами вопросов и выбирают домашнее задание. Разыгрываются в группах домашние задания
Всем: Прочитать параграф 42, раздел Класс паукообразные
1. Сочинить сказку « Путешествие на паутине»
2. Составить вопросы по теме, начинающихся» «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Зачем?», «Почему?»
3. Составить кластер « Многообразие паукообразных»
4. подготовить сообщения о пауках-ткачах и пауках-волках, скорпионах, клещах, пауках-сенокосцах.
5. Написать синквейн «паук»
6. Составить акростих «Паукообразные»
Категория: Биология | Добавил: Лена8958 (2015-12-29) | Автор: Голева Елена Михайловна E
Просмотров: 267 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru