Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Энергетическое обеспечение клетки за счет окисления органических веществ.
Тема урока : Энергетическое обеспечение клетки за счет окисления органических веществ.

Задачи:
Образовательные:
• Раскрытие особенностей 3-х этапов энергетического обмена.
• понимание закономерности и практической значимости обмена веществ и превращения энергии в жизни человека;
Развивающие:
• развитие умения анализировать и обобщать полученные знания
• продолжить формирование умений использовать свои предметные знания в повседневной жизни.

Воспитательные:
• способствовать формированию картины мира

ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
1. Какие ассоциации у вас возникают с этой фразой.
2. Тема состоит из трех слов: обмен, вещества и энергия. Если между ними связь?
3. Обмениваются чем?
4. Что за вещества, откуда они берутся?
5. Для чего нужна энергия, откуда она берется?
6. Что входит в состав пищи?
7. Между чем происходит обмен?
2. Изучение новой темы. Как мы уже отмечали, одним из свойств живого является обмен веществ между организмом и окружающей средой.
Вопросы к учащимся:
1. Как еще научно называется этот процесс? (метаболизм)
2. Дать, определение этому процессу (совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции)
3. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ? (реакции синтеза)
4. Что представляет собой процесс диссимиляции? (химическое расщепление – распад веществ до конечных продуктов)
Обмен веществ – совокупность химических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающие его рост, жизнедеятельность, воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Схема на доске.
Метаболизм

Пластический энергетический
/анаболизм/ /катаболизм/

Синтез органических в-в распад /окисление/ органических в-в
/ассимиляция/ /диссимиляция/

Поглощение энергии выделение энергии

Распад АТФ Синтез АТФ

Энергетические процессы связаны с освобождением энергии из сложных органических соединений, находящихся изначально в пищевых продуктах, поступающих в наш организм, и происходят во всех живых клетках.

3 этапа энергетического обмена. Класс поделен на 3 группы .
1 группа подготовительный этап – готовит кластер, 2 -2 этап. 3 – третий этап.

Каждая группа защищает свой кластер.

Итак, сейчас вам предстоит обобщить полученные знания и внести их таблицу в тетради .

Этапы Химические реакции Выход энергии Образование АТФ КПД
I этап - Подготовительный в пищеварительной системе (С6Н10О5)n —>С6Н12О6 Ф-ты: птиалин, амилаза, мальтоза
II этап (анаэробный) - Гликолиз или цикл пировиноградной кислоты. Идет без О2 в цитоплазме клетки С6Н2О —> 2ПВК —> 2С3Н6Оз
СбН2О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ —>
—> 2С3Н6О3 + 2 АТФ + 2Н2О
У растений анаэробный гликолиз идет по типу спиртового брожения. С6Н12Об + 2Н3РО4 + 2АДФ —> 2СО2 + 2С2Н5ОН (этиловый спирт) + 2АТФ + 2Н2О Брожение отличается тем, что образуется конечное органическое соединение. 50000 Ккал
200 КДж

Большая часть глюкозы > 2 АТФ
20000 Ккал
80 КДж
> поступает в мышечные органы, т.к. > 40%

> они совершают работу.
III этап (аэробный)
- идет в присутствии О2 в митохондриях (дыхание) Делится на 3 подэтапа:
1.Окислительное декарбоксилирование ПВК с отщеплением СО2 на наружной мембране
2. Цикл Кребса (англ. ученый Ганс Кребс, открыл цикл в З0-е годы 1953 г. Нобелевская премия)
З. а) цепь переноса на внутрен. мембр. электронов
б) окислительное фосфорилирование
в) дыхательная цепь открыл в 1931 г. выдающийся русский биохимик В.А.Энгельгард
2ПВК + 6О2 + 36АДФ + 36Ф —>
—> 6СО2 + 42Н2О + 36АТФ

650000 Ккал

2600КДЖ

2АТФ

34АТФ
36 АТФ
360000 Ккал
или 1440
КДж

55%
Итоговое суммарное уравнение: 1 .Упрощенный вариант:
С6Н12О6 + 6О2 —> 6СО2 + 6Н2О
2. C6H206 + 6О2 + 38АДФ + 38Н3РО4 —> 6СО2 + 44Н2О + 38 АТФ 700000 ~
2800 КДж 38 г-м АТФ
~ 1520КДж Т.е. 55%

Несмотря на то, что синтез АТФ энергетически невыгодный процесс, кпд его достаточно высок. Обратите внимание на следующие данные:
КПД парового двигателя – 12-15 %, турбины ГЭС – 20-25 %, двигателя внутреннего сгорания – 35 %.

По эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит многие технические преобразователи.

3. Практикум:
Задача1. В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:
а) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;
б) сколько молей АТФ при этом синтезировано;
в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ;
г) Сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.

Задача 2. В результате диссимиляции в клетках образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа. Определите:
а) сколько всего молей глюкозы израсходовано;
б) сколько из них подверглось только неполному и сколько полному расщеплению;
в) сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано;
г) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся молочной кислоты.

4. Закрепление: Проверь себя….
Задание №1. Заполните пропуски в тексте:
Органические вещества образуются в растительных клетках из __________ и ________ в процессе ______________.
Животные получают эти вещества в __________________________.
В клетках гетеротрофных организмов при _______________________ органических веществ их энергия переходит в энергию _______________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ .

Задание №2. Укажите пункт, в котором правильно записан процесс расщепления органических веществ в организме животного:
А) белки —> нуклеотиды —> углекислый газ и вода
Б) жиры —> глицерин + жирные кислоты —> углекислый газ и вода
В) углеводы —> моносахариды —> дисахариды —> углекислый газ и вода
Г) белки —> аминокислоты —> вода и аммиак.

Задание №3. На первом этапе своего расщепления глюкоза:
А) окисляется до углекислого газа и воды
Б) не изменяется
В) подвергается брожению
Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.

Задание №4. Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. Митохондриях

Задание №5. Ступенчатость окисления глюкозы позволяет:
A. Получить больше энергии
B. Предохранить клетку от перегрева
C. Экономнее расходовать кислород
D. Сократить количество получаемой энергии

Задание №6. Где протекает синтез АТФ:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. митохондриях
Задание №7. Анаэробный гликолиз происходит в:
А) клетках мышц при накоплении молочной кислоты
Б) митохондриях при образовании АТФ
В) эритроцитах человека
Г) хлоропластах в световой фазе
Задание №8. Получают энергию за счёт анаэробного гликолиза:
А) камбала
Б) бычий цепень
В) глюкоза
Г) воробей
Задание №9. Если сравнить АТФ с аккумулятором, то в каком случае “аккумулятор” заряжается, а каком разряжается.

5.Домашнее задание.
6.Рефлексия. Подведение итогов.
Какие знания и умения, которые вы получили на уроке, потребуются вам в жизни?
Категория: Биология | Добавил: tanya_nazarova_72 (2016-03-17) | Автор: Назарова Татьяна Николаевна E
Просмотров: 508 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru