Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок по биологии в 6 классе Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад»
Тимирязевская ОШГ им. С.Муканова Тимирязевского р-на Северо-Казахстанской области
Учитель химии и биологии первой категории Попова Ирина Николаевна

Урок по биологии в 6 классе
Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад»
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
Задачи урока:
1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.
Оборудование: лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, листы с заданием для практической работы, листы с кроссвордами, учебник.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.
План урока:
1. Организационный момент (0,5)
2. Проверка домашнего задания (7)
3. Изучение нового материала (20)
4. Физкультминутка (0,5)
5. Закрепление (10)
6. Подведение итогов (3)
7. Домашнее задание (0,5)
8. Выставление оценок (0,5)
9. Рефлексия (3)
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
2. Проверка домашнего задания
Учитель:
- Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на прошлом уроке?
- Что такое фотосинтез?
- В каких условиях происходит фотосинтез?
- Что выделяется в процессе фотосинтеза?
- Каково его значение?
- Чем дышат растения?
- Что выделяется при дыхании? (учащиеся дают ответы)
- А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания.
(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки).
Вывод: эти процессы противоположны друг другу.
3. Изучение нового материала:
Учитель:
- Сегодня мы рассмотрим еще одну функцию растений. Какую, вы сами попробуете назвать.
Что мы делали на прошлом уроке? Правильно, опыты. Расскажите о них.
Учитель совместно с учащимися проводят демонстрацию проведенных опытов и анализ результатов:
1. Опыт 1: в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим?
Вывод: воды в первой и третьей пробирках стало меньше, вода в третьей пробирке испарилась растением.
2. Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
Обращаемся ко 2 опыту: мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода?
Вывод: вода испаряется с растения.
- Через что испаряется вода? (устьица). Где они расположены?
Учащиеся подводятся к основной мысли: идет процесс испарения.
- Итак, какова же тема урока? Запишем:
«Испарение воды растениями. Листопад»
Учащиеся сами формулируют задачу: получить представление об этих интересных явлениях в жизни растений.
- Что же такое испарение? (учащиеся пытаются сформулировать определение) Запишем:
Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.
Пар – это вода в газообразном состоянии.
- Растения на 80% состоят из воды. Как же она туда попадает? Чем растение всасывает воду? (учащиеся дают ответы)Проследите весь путь? (корни – с помощью корневого давления в другие части растения – испарение). Испарение еще называют транспирацией.
- Обратите внимание на комнатные растения: что вы видите? Какие растения? Чем отличаются? Они испаряют одинаковое количество воды? Почему? Какие будут меньше испарять? Почему? (учащиеся отвечают)
Вывод: разные растения испаряют разное количество воды.
- Что же влияет на испарение? (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа)
А теперь выполните практическую работу «Определение площади поверхности одного листа» . Учащиеся под руководством учителя выполняют работу на заранее приготовленных листах с вырезанными из специальной бумаги и приклеенными листочками яблони, черемухи и тополя, затем сравнивают и делают вывод, какой из листочков будет больше испарять воду.


Значение испарения:
- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ
- охлаждает лист, предохраняет от перегрева (учащиеся трогают листья растений, рассуждая о том, почему они прохладные на ощупь)
4. Физкультминутка
Встали, встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Руки в бок, один прыжок, а потом присели,
Встали, ручками встряхнули и за парты сели.

- А теперь давайте послушаем Машу (зачитывается стих И. Бунина «Листопад»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой
- Спасибо Маше. О чем стих? В какой сезон года происходит листопад? Что происходят с листьями перед листопадом? Почему меняется окраска? (учащиеся дают предположения)
- Послушаем сообщение Нины (сообщение о хлорофилле): «Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными»

- Спасибо. А каким образом отпадают листья?
Прослушаем сообщение Оли (образование пробкового слоя): «Дело в том, что у основания черешка образуется специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец). При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает.Листопаду предшествует старение листа: уменьшение интенсивности жизнедеятельности, уменьшение количества поступающей воды, накопление в листьях ненужных и вредных веществ»
- Что становится с погодой осенью? (холоднее, день короче, заморозки). Корни не могут добывать достаточное количество воды и для меньшей испаряемости сбрасывают листву.
Вывод: Листопад – приспособление к перенесению неблагоприятных условий
Значение листопада: уменьшение испарения, удаление вредных веществ, уменьшение веса ветвей (учащиеся сами формулируют значение)
5. Закрепление: проблемные вопросы
1.Вы знаете, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрыты воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? (ответы)
2.У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки?
3.Сбрасывают ли хвою хвойные растения?
4.А знаете ли вы: как практически применить знания об испарении?
Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.
5. Подведение итогов:
- С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение? Листопад для растений – это…? Помните, какая была задача? Достигли мы ее?
7. Домашнее задание: параграф 36, провести дома опыт по инструкции на странице 161, кроссворд
8. Выставление оценок.
9. Рефлексия: выразите свое отношение к уроку

- Спасибо всем за урок!
Использованная литература:
1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002
2. Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7класс: учеб. для образоват.
учреждений - 6-е изд. – М.:Просвещение, 2012

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/42-0-0-0-1
Категория: Биология | Добавил: Eng-teacher (2017-03-15) | Автор: Попова Ирина Николаевна E W
Просмотров: 123 | Теги: испарение воды растениями, биология | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-11-19, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru