Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Абиотические факторысреды и их влияние на живые организмы
ЦЕЛЬ: выяснить влияние абиотических факторов на живые организмы
Задачи: рассмотреть классификацию факторов среды; расширить знания учащихся о влиянии абиотического факторах на живые организмы; углубить и расширить знания об экологических группах организмов по отношениям к абиотическим факторам; продолжить формирование умений и навыков работы в группе, в паре.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация, задания по группам с картинками растений и животных, практическое задание.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 45 мин
УРОК нового материала.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Плакаты с эпиграфами:
«Солнышко красно, гори – гори ясно!
В небо пташкой залети, нашу землю освети,
чтоб садам и огородам, зеленеть, цвести, расти!»
«Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита,
А в ней такою негой веет от каждой ветки и листа»
«Человек, запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни»

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
Проверка знаний производится по теме: “Предмет экология. Экологические факторы ”
Составьте кластер по теме
Что изучает экология?
Назовите задачи экологии?
Фронтальный опрос –проверим вашу интуиции и сообразительность
1. Считается ли свет ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров? (да);
2. Правильно ли звучит закон ограничивающего фактора – из всех факторов, действующий на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняет от оптимального. (да);
3. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора? (полностью никогда);
4. Хищничество относится к абиотическому или биотическому фактору?(биотическому);
5. Для скворца зимой в Бишкульском лесу, можно ли считать пища ограничивающим фактором? (да);
6. Является ли соленость воды ограничивающим фактором для речной обыкновенной щуки в черном море? (да);
7. К какому фактору, можно отнести вырубку леса? (антропогенный фактор);
8. Для кабана зимой в северной тайге, какой фактор будет ограничивающим высота снежного покрова или температура? (высота снежного покрова);
9. Как называют условия близкие к критическим точкам и особенно тяжелы для выживания? (Такие условия называются экстремальными);
10. Может ли глубина снежного покрова является ограничивающим фактором в распространении оленей? (да);
3. Задание: Соедините линиями вопрос и правильный ответ. Подчеркните новые для Вас термины.
1.Наука, изучающая взаимоотношения организмов и сообществ с окружающей средой. 1.Биосфера

2.Отдельные элементы среды, оказывающие воздействие на живой организм. 2.Экология
3.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. 3.Экологические факторы
4.Часть природы, окружающая живой организм и влияющая на него. 4.Абиотические факторы
5.Факторы неживой природы, оказывающие влияние на организм. 5.Среда обитания

ΙΙΙ. Изучение нового материала
Сообщение учащегося «Тополь отличается от других пород деревьев наибольшей по сравнению с ними интенсивностью поглощения двуокиси углерода. Например, за лето, взрослое дерево поглощает из воздуха 44 кг углекислого газа (дуб – 28 кг, липа – 16 кг, ель – 6 кг). Велика роль тополя в задержании пыли, в среднем он задерживает взвешенных частиц примерно на 20 % больше, чем древесные растения, типичные для смешанного леса. Тополь заметно влияет на микроклимат, так как зимой он способствует повышению температуры воздуха, а летом ее понижению, а также снижает действие ветра и шума. Одно из главных достоинств тополя состоит в том, что он выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Тополь используется для озеленения городов и сел Республики Казахстан».
Учитель предлагает учащимся предлагается прослушать стихотворение Р. Гамзатова «Смерть тополя» и определить условия, которые привели к гибели тополя (на партах)
Тополь был незыблем, как скала,
Был он гордостью родного края,
А теперь, как руки, вдоль ствола,
Опустились ветки, увядая.
Было добрым дерево всегда,
Всем дарило тень свою, как милость.
Объясни же мне, что за беда
И с тобой, столетним приключилась?
Распушив зеленый свой покров,
Ты стояло и шумело, словно
Ствол твой не сгибало сто ветров,
Сто метелей, сто громов и молний.
Ты не сникло под огнем врага,
Ты перед рекою устояло,
Хоть она, смывая берега,
С корнем вырвать ствол твой угрожала.
Даже в час, когда земля тряслась,
Не ломалось ты, хоть и скрипело.
Чья же воля, чья же злая власть
Крепкое твое согнуло тело?
И, собрав остаток прежних сил,
Мне ответил тополь: «Я страдаю
Оттого, что грудь мне источил
Червь, которого я сам взрастил,-
Я, подобно людям, умираю!
Ребята, что случилось с тополем? (Учащиеся: Биотический, антропогенный и абиотический факторы. Все это экологические факторы.)
Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами.
Слайд 1 Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении. (Смотрим на экран, на котором демонстрируется схема экологических факторов) Слайд 2.

3. Новый материал
Сегодня на уроке мы с вами подробнее разберем и рассмотрим абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Слайд
С детства знакомо: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!”. Можно сюда добавить концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений.
Цель нашего урока выяснить: Каково же влияние каждого абиотического фактора на живые организмы?
И в конце урока мы с вами ответим на такой вопрос: Зависит ли видовое разнообразие биосферы от воздействия абиотических факторов на живые организмы?
Учитель: Все живые организмы, населяющие Землю, живут не обособленно, они постоянно испытывают влияние экологических факторов среды. Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность.
Слайд .
Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.
Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

Обратимся к словам на доске:
«Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита,
А в ней такою негой веет от каждой ветки и листа»
Температура в жизни организмов
Учитель: Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.
(Учащиеся. Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.)
Учитель: Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными.
Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено.
Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование, развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение его в течение суток, вегетационного сезона, года.
Приход тепла к разным участкам планеты, естественно, неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний.
Какие существуют температурные пределы для живых организмов?
4.Сообщение учащихся:
(Температурные пределы, в которых может протекать жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов и физиологических процессов этот диапазон еще уже – от 39° в море (-3,3 – +35,6°С) до 125° на суше (-70 – +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0- +50°С. Значение температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение растений и животных.)
По отношению к температуре все растения делятся на холодолюбивые и теплолюбивые.
5. Сообщение учащихся:
(холодолюбивые организмы не выносят высоких температур и могут сохранять активность клеток при -8-10°С (бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви и др.). Они населяют холодные и умеренные зоны земных полушарий. Пример. В условиях Крайнего Севера, в Якутии деревья и кустарники не вымерзают при – 70°С. “Рекордсмен” – лиственница даурская. За полярным кругом при такой же температуре выживают лишайники, некоторые виды водорослей, ногохвостки, в Антарктиде – пингвины. Семена и споры многих растений, нематоды, коловратки переносят замораживание до температуры близкой к абсолютному нулю (-271°С). Животные больших глубин переносят температуры около 0°С.)
6. Сообщение учащихся:
(теплолюбивые организмы приспособились к условиям высоких температур, обитают преимущественно в тропических районах Земли. Среди них также преобладают беспозвоночные (моллюски, членистоногие, черви и др.), многие из которых живут только в тропиках. Пример. Пресмыкающиеся, некоторые виды жуков, бабочек выдерживают температуру до +45 – +50°С. В пустыне Палестины максимальная активность у кузнечиков наблюдается при 40-градусной жаре. В горячих источниках Калифорнии при температуре +52°С обитает рыба – пятнистый ципринодон, а на Камчатке, в горячих источниках, при +75 – +80°С живут сине-зеленые водоросли. Верблюжья колючка, кактусы переносят нагревание воздуха до +70°С. )
По разному происходит адаптация животных к различным температурам. Различают животных с постоянной температурой тела - пойкилотермные, с непостоянной температурой тела –гомотермные
(Смотрим на экран с презентацией, где показаны разные группы животных)
Работа с учебником стр 265
Ученик 1:
Различают животные организмы:
1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ»
I. ЗАДАНИЯ:
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ И КЛАССОВ ЖИВОТНЫХ.
1. ХОЛОДНОКРОВНЫЕ
2. ТЕПЛОКРОВНЫЕ
А) членистоногие Г) пресмыкающиеся
Б) рыбы Д) птицы
В) земноводные Е) млекопитающие
1. ХОЛОДНОКРОВНЫЕ – А, Б, В, Г
2. ТЕПЛОКРОВНЫЕ – Д, Е

Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Слайд 5.
Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания – зной, морозы – неблагоприятны для организмов. Животные выработали приспособления для борьбы с охлаждением и перегревом. Например, с наступлением зимы растения и животные с непостоянной температурой тела впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетчатке уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.
В жаркое время года наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.
Организмы с постоянной температурой тела. (птицы, млекопитающие) Слайд 6
У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например –
4-х камерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.
В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.
Как же происходит адаптация растений к различным неблагоприятным температурам? задание Работа с учебником Стр. 266
При высоких температурах растения утолщают покровную ткань, и образует восковой налет на листьях при этом уменьшает интенсивность испарение воды, образует толстый слой кутикулы, имеют толстый слой пробкового слоя для изоляции камбия от перегрева, листья принимают вертикальную ориентацию и имеют войлочное опушение.
Учитель:
Рассмотрим эпиграф нашего урока о чем идет речь?
«Солнышко красно, гори – гори ясно!
В небо пташкой залети, нашу землю освети,
чтоб садам и огородам, зеленеть, цвести, расти!»
Свет в жизни организмов (сл.4 )
СВЕТ Слайд.
Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду. (Смотрим на мультимедийный экран, на котором демонстрируется схема составляющей света)
Беседа с учащимися о секторах света и значении различных типов излучений.
Давайте с вами вместе вспомним физику. До 19% рассеивается в атмосфере (парами и пылью, молекулами газов), около 34% отражается от атмосферы (от облаков) в космическое пространство и только 47% солнечной энергии достигает биосферы.
1.Сообщение учащихся по ионизирующему излучению
(Ионизирующее излучение почти полностью задерживается верхними слоями атмосферы. Доля ультрафиолетовых лучей составляет около 1%. Остальное количество поступающей на землю лучистой энергии распределяется практически поровну на видимую и инфракрасную части спектра. Экологическое значение невидимых лучей изучено еще слабо. Известно, что воздействие ионизирующего излучения связано с радиоактивностью; особенно выражено в последние десятилетия в связи с техногенными загрязнениями и катастрофами и проявляется на клеточном уровне (мутагенный эффект), влияет на обмен веществ.)
2. Сообщения учащихся об ультрафиолетовых лучах
(Ультрафиолетовые лучи в умеренных дозах стимулируют рост и размножение клеток, способствуют синтезу биологически активных веществ, витаминов, антибиотиков и тем самым повышают устойчивость к болезням УФ с длиной волн 300-320 нм выработке витамина D, регулирующего обмен витаминами С и Р. Этим обеспечивается нормальное развитие скелета. Наиболее велико влияние этих витаминов на растущее поколение. Многие звери по утрам выносят из нор своих детенышей на солнце (барсуки, лисы, волки). У птиц – “солнечное купание”. Передозировка УФ вредна, особенно для деления клеток, поэтому используют УФ для дезинфекции помещений. Как защита от излишних доз УФ, при длине волны 320–330 нм в коже человека и других млекопитающих образуется пигмент меланин (загар). Экранирование поверхности организма свойственно многим рыбам, икре лягушек, грызунам в степях.)
3. Сообщения учащихся об инфракрасном излучении:
(Инфракрасное излучение (ИК) воспринимается всеми организмами как тепло. Воздействуя на тепловые центры нервной системы животных, эти лучи регулируют окислительные процессы и двигательные реакции в отношении источников тепла.)
Как вы думаете, ребята, оказывают ли эти лучи какое либо влияние на растения?
(Учащиеся: Только на свету идет процесс фотосинтеза растений.)
учитель: Верно. Фотосинтез растений, обеспечивающий планету главным биологическим ресурсом – органическим веществом. Давайте вспомним, как и где происходит фотосинтез у растений.
(Учащиеся: На свету у растений в хлоропластах происходит образование органических веществ.)
СВЕТ
ультрафиолетовое излучение
Видимые лучи инфракрасные лучи длина волны более 0,3 мкм-
(основной источник (вызывает мутации) 10% лучистой энергии. В
жизни на Земле) основной источник небольших количествах
длина волны 0,4-0,75 мкм тепловой энергии необходимы (витамин Д)
45%-от общего кол-ва 45%-от общего кол-ва
лучистой энергии на Земле лучистой энергии на Земле
(фотосинтез)

По отношению к свету растения делят на : Слайд 8.
1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. Слайд 9
2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. Слайд 10
3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения Слайд 11
Слайд 12 Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света – фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличии от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых.
Движения растений связаны с реакцией на свет, например фототропизм. Экологическое значение – ассимилирующие органы стараются занять положение, при котором растение будет получать оптимальное количество света. Листья «отворачиваются» от избыточного света, а у теневыносливых видов, наоборот, «поворачиваются» к нему.
учитель: А сейчас мы с вами посмотрим ролик «Влияние освещенности на развитие растений»
Свет для животных, в том числе и для человека, имеет в первую очередь информационное значение. Он необходим им для ориентации в пространстве. Уже у простейших организмов имеются в клетках чувствительные к свету органеллы. Пчелы своим танцем показывают собратьям путь полета к источнику пищи. Установлено, что фигуры танца (восьмерки) совпадают с определенным направлением по отношению к Солнцу. Доказана врожденная навигационная ориентация птиц, выработанная в процессе естественного отбора в течение длительной эволюции. При весенне-осенних перелетах птицы ориентируются по звездам и Солнцу. В водной среде широко распространена биолюминесценция – способность особей (рыбы, головоногие моллюски) светиться для привлечения добычи, особей противоположного пола, отпугивания врагов и т.д. У животных и одноклеточных организмов наблюдается перемещение в сторону наибольшей (положительный) или наименьшей (отрицательный) освещенности для достижения наиболее подходящего местообитания. Например, ночные бабочки летят на свет в поисках партнера.
Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время. Слайд 13
Животные, активность которых зависит от времени суток, бывают - с дневным, ночным и сумеречным образом жизни. Слайд 14
Учитель: «Человек, запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни»

ВЛАЖНОСТЬ Слайд 15
Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.
Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью, далее низкотравьем, и пустынной. Осадки в течении года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Интенсивность растительного покрова, а так же интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.
У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение. Растения – эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.
У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные – грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество, например у верблюда. В жаркое время некоторые животные – грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. (Смотрим на экран с презентацией, где показаны разные группы растений и животных)
По отношению к воде растения делят: Слайд 16
1. водные растения повышенной влажности
2. околоводные растения, наземно-водные
3. наземные растения Слайд 17
4. растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху
5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела Слайд 18
По отношению к воде животных делят: Слайд 19
1. влаголюбивые животные Слайд 20
2. промежуточная группа Слайд 21
3. сухолюбивые животные Слайд 22

II. ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)
1. Какая часть солнечного спектра способствует образованию загара:
А) инфракрасная Б) красная
В) ультрафиолетовая Г) фиолетовая

2. Что не будет являться абиотическим фактором среды:
А) сезонное изменение окраски зайца – беляка
Б) распространение плодов калины, рябины и дуба
В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений
Г) осенний листопад

3. Абиотическими факторами среды не являются:
А) вода и выпадение осадков Б) грунт
В) рельеф Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»

4. Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, изменяются в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны:
А) для среднего течения реки
Б) для горных рек
В) для стоячих водоемов
Г) для болот

III. ЗАДАНИЯ.
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИМЕРОВ.
ТЕРМИНЫ (по отношению к воде растения делят) ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИМЕРЫ
1. водные растения
2. околоводные растения, (наземно-водные)
3. наземные растения
4. растения сухих и очень сухих мест
5. суккуленты

А) растения, запасающие влагу в листьях и в стеблях
Б) внешне сухие растения, устойчивые к пониженной влажности
В) растения с хорошо выраженной связью с водой
Г) растения из местообитаний с высокой влажностью, а так же способны расти около водоемов
Д) наземные растения умеренно влажных мест обитания а. ковыли, верблюжья колючка
б. ряска, кувшинка, кубышка
в. агава, кактус, алоэ
г. рис, росянка, камыш
д. дуб, рябина, береза

Задание2 :
1 В, 2 Б, 3 Г, 4 Б
Задание 3:
1 В, б, 2 Г, г, 3 Д, д, 4 Б, а, 5 А, в,
Слайд 23 Растения и животные выработали приспособленности к колебаниям температуры, влажности и света. Виды приспособленностей :
1. теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела;
2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года;
3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);
4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры
5. состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;
6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь;
При всем многообразии форм и механизмов адаптаций живых организмов к воздействию неблагоприятных факторов среды их можно сгруппировать в три основных пути: активный, пассивный и избегание неблагоприятных воздействий. Все эти пути имеют место по отношению к любому экологическому фактору, будь то свет, тепло или влажность.
Избегание неблагоприятных условий среды – характерно для всех живых существ. Прохождение жизненных циклов в наиболее благоприятное время года (активные процессы – в вегетационный сезон, зимой – состояние покоя). Для растений – защищенность почек возобновления и молодых тканей снежным покровом, подстилкой; отражение солнечных лучей.
Многие мелкие растения переносят низкие зимние температуры, зимуя под снегом, не имея никаких адаптивных черт в виде изменения органов или клеток. Пример – перезимовка мелких растений под слоем опада и снега, полегание с наступлением морозом ветвей кедрового стланика на поверхность, принимая горизонтальное положение, ложится на землю. Весной происходит обратный процесс, но более быстрый. Извилистость стволов каменных берез некоторыми исследователями тоже трактуется, как адаптация вида к холоду. «Извиваясь», ствол дерева еще какое-то время задерживается в более теплом приземном слое. Это имеет место, как на европейском Севере, так и на Севере Дальнего Востока.
У животных тоже несколько состояний покоя. Спячка – летняя – из-за высоких температур и дефицита воды, зимняя – из-за холода. Не всегда у млекопитающих во время зимнего сна замедляются обменные процессы – у бурых и белых медведей зимой рождаются детеныши. Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замирают, что признаки жизни отсутствуют. Организм обезвоживается и потому может переносить очень низкие температуры. Анабиоз характерен для спор, семян, высохших лишайников, муравьев, простейших одноклеточных.
Все животные активно перемещаются в места с более благоприятными температурами (в жару – в тень, в холодные дни – на солнце), скучиваются или рассредоточиваются, во время спячки скручиваются клубком, выбирают или создают убежища с определенным климатом, проявляют активность в определенное время суток.
Учитель: Исторически приспосабливаясь к абиотическим факторам среды, вступая во взаимоотношения, друг с другом, растения, животные и микроорганизмы распределяются в пространстве по различным средам, формируя самые разнообразные экосистемы (биогеоценозы), в конечном итоге объединяющиеся в биосферу Земли.
4. Закрепление полученных знаний
Учитель: Чтобы закрепить полученные на уроке знания проведем практическую работу по группам. Класс делится на 4 группы, ребята двух парт образуют группу. Каждая группа получает лист с заданием.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ
1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела) Слайд 24
2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) Слайд 25
3. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Слайд 26
4. ЗАДАНИЕ: выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Слайд 27
5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Слайд 28
6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Слайд 29
IV.Закрепление знаний
Учащимся предлагается выполнить тестовое задание:
1. Какие из перечисленных факторов относятся к абиотическим:
А. Весенний разлив рек
Б. Внесение удобрений в почву
В. Вырубка леса
2. Отметьте сумму факторов, определяющих жизнь:
А. Минеральные соли, рельеф
Б.Влияние человека
В. Температура, свет, вода
3. Линька птиц и перелет в теплые страны связан с:
А. Понижением температуры воздуха
Б. Изменением влажности воздуха
В. Изменением продолжительности дня
4. Назовите организм, у которого физические процессы ускоряются в связи с повышением температуры среды:
А. Воробей
Б. Кошка
В. Гусеница капустной белянки
5. Из перечисленных животных выберите тех, которые имеют постоянную температуру тела:
А. Птицы
Б. Насекомые
В. Моллюски
6. Свет для прорастания семян:
А. Совершенно не нужен
Б. Нужен светолюбивым растениям
В. Нужен только паразитическим растениям
ОТВЕТЫ: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-В, 5-А, 6-А.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Сделаем вывод, на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов. (Учащиеся. Узнали, как живые организмы адаптируются к различным условиям окружающей среды. Познакомились с экологическими группами по отношению к свету, температуре.)
А теперь давайте ответим на вопрос, который звучал в начале урока: Зависит ли многообразие видов живой природы от воздействия экологических факторов?
Домашнее задание:
Параграф 54,выучить определения.
Категория: Биология | Добавил: grib1965 (2017-03-16) | Автор: Гриб Светлана Николаевна E
Просмотров: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-08-23, 6:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1580]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru