Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Подготовка учащихся к ЕНТ по биологии и пути реализации подготовки.
Подготовка учащихся к ЕНТ и итоговой аттестации по биологии и пути реализации подготовки.

Мой педагогический опыт работы в школе более 30 лет, из них 18 лет работаю в гимназии эстетического направления города Уральска, где дети обучаются углубленно музыке и гуманитарным предметам. Предметы математического курса даются в сокращенном виде, и меня всегда беспокоил вопрос, как привлечь детей к изучению биологии, которая преподается в старших классах 1 час в неделю, как научить мыслить, размышлять над вопросами, анализировать информацию, какие методы и формы применить для этого.
Я поняла, для того чтобы ученики осознанно, основательно и критически подходили к восприятию информации, они должны активно участвовать в процессе обучения для этого необходимо мне создать на уроке такую атмосферу, которая бы изменила детей, то есть у них появилась мотивация к обучению. Мотивы – главные движущие силы обучения. Мотивация двигает выпускников школ к выбору профессии, а значит выбор пятым предметом биологию на выпускные государственные экзамены.
Как подготовить детей к успешной сдаче Итоговой аттестации и ЕНТ. Данный процесс является не эпизодическим и решая его я подхожу с полной ответственностью, серьезно и взвешенно. В связи с этим, считаю подготовку к экзаменам нужно начинать буквально с 6 класса, столкнувшись с основными проблемами:
- ученики, как правило, усваивают материал не плохо, но малое количество часов, напряженная программа не позволяют отрабатывать изученное.(1 урок-1 тема)
- у учеников средних классов (7-8 классы), в период переходного возраста, отсутствует сосредоточенность, внимание, ослаблены аналитические навыки, в состоянии формирования находятся умения видеть главное, вычленять из рабочего материала основу;
- к сожалению, особенностью учебных программ по биологии является отсутствие преемственности при переходе из одного класса в другой;
- на параллели старших классов – приходится много работать по формированию логического синтеза.
Для решения возникающих проблем я выработала для себя следующие виды работы (мне помогает обучение на уровневых курсах- 2 уровень):
- с целью комплексного изучения материала по предмету и создания образной систематизации использую тематические презентации, видеофильмы, созданные лучшими педагогами республики дальнего и ближнего зарубежья, которые подбираю на сайтах интернета, адаптирую к уровню класса и активно использую на каждом уроке. Для закрепления изученного материала в школе использую рабочие тетради по предмету, карточки с разноуровневыми заданиями для осуществления мониторинга и контроля за возможным развитием учебных навыков детей; тематические тестирования, особое место в работе уделяю приемам критического мышления.
- с целью активизации внимания детей активно использую методики по профилактике заболеваний (начиная с 6 класса), релакс-упражнения с использованием тренажеров, компьютерных тестов, игровых форм и методов обучения;
Таким образом проводя такую работу , профориентируя детей с 6 класса, уже к 10 классу я на 90% уже знаю кто из школьников выберет биологию пятым предметом на ЕНТ
- при подготовке к Итоговой аттестации и ЕНТ в 10-11 классах ежегодно 20-30% учащихся школы 5-м предметом выбирают и сдают биологию,(учитывая что учащиеся гимназии эстетического направления больше всего изучают английский язык) при распределении учебной нагрузки мне выделяется факультативы (по 1 часу в 10 и 11 классе).Программу составила я. В 10 классе «Генетика и основы селекции», в 11 классе «Изучение сложных вопросов биологии». Изучения материала на факультативных занятиях планируется таким образом, чтобы у учеников старших классов была создана взаимосвязь курсов ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии между собой. Это – основной двигатель успешной подготовки к Итоговой аттестации и ЕНТ по моему предмету! Особое место уделяю логики, умению составлять вопросы низкого и высокого порядка, анализу материала. Считаю, что особое внимание необходимо уделять концентрации внимания ребенка на формулировку тестового задания. Для этого провожу специальные тренировочные упражнения, где имеется одинаковое начало фраз, но формулировка вопроса различна. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи Итоговой аттестации и ЕНТ реально повысить балл. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Если ребенок качественно знает теоретический материал, может задавать вопросы по теме, следовательно данным материалом он владеет.
Целенаправленное обобщение ранее изученного материала при подготовке к ЕНТ необходимо начинать с10 класса – когда учащиеся осознанно подходят к выбору не только профессии, но и учебного заведения в котором они будут ее приобретать.
Поэтому, подготовку к экзаменам по предмету можно разделить на несколько этапов:

1.Диагностика уровня подготовки учащихся. Для педагога готовящего ребенка с дачи Итоговой аттестации и ЕНТ главным становится выявление пробелов. С этой целью каждым педагогом –предметником, в том числе и мной составляется мониторинговая карта, где учитываются все возможные темы ЕНТ. После каждого тестирования заполняю мониторинговую карту и видны ошибки, которые показывают пробелы знаний ученика.

Мониторинговая карта(общая)(+;-)

Содержание выполнение
1.Живые организмы. Строение растительной клетки.
2.Живые организмы. Вегетативные органы растения
3.Живые организмы .Генеративные органы растения
4.Животные.Общая характеристика животных
5.Бактерии.Вирусы.Грибы
6.Низшие растения.
7.Высшие растения
8.Деление цветковых растений на группы
9.Царство животные. Беспозвоночные животные
10.Хордовые животные
11.Человек как биологический вид
12.Нервная система
13.Опорно- двигательная система
14.Внутренняя среда организма
15.Сердечно- сосудистая система
16.Дыхательная система
17.Пищеварительная система
18.Обмен веществ и энергии
19.Выделительная система. Кожа
20.Размножение и индивидуальное развитие
21.Основы цитологии
22. Основы селекции и генетики
23.Развитие жизни на земле
24.Эволюция
25.Основы экологии

Это заставляет работать учащихся на результат и отрабатывать из имеющийся базы тестов как можно большее количество.
Срезы знаний по Итоговой аттестации и ЕНТ первое полугодие проводятся еженедельно, второе полугодие в 11 классе 2 раза в неделю. Март-апрель ежедневно с последующей отработкой «проблем». При выполнении незнакомый вопрос не разрешаю угадывать – ставится «-».В течении 11 класса ученики сдающие биологию ведут дополнительные тетради, где пишут конспекты, отрабатывают вопросы тестов за все предыдущие года, тесты за текущий год по книжкам вопросникам, зарисовывают рисунки. В мае работа немного замедляется в связи с подготовкой к последнему звонку.
Помимо общей мониторинговой карты веду Индивидуальная мониторигговая карта каждого ученика. Она определяет перечень необходимых знаний по каждому разделу и теме и дает возможность их повторить, отработать.
Рекомендации:
1. Учителям необходимо разработать индивидуальный план работы по подготовке кИтоговой аттестации и ЕНТ.
2. Регулярно проводить пробное тестирование и мониторинг всех промежуточных тестирований.
3. Разрабатывать измерители обученности по отдельным темам вызывающим наибольшие затруднения у учащихся.
4. При подготовке к экзаменам использовать современные образовательные технологии: электронные носители, программные тестеры в кабинетах информатики, мультимедийные программы.
5. Оформление классных уголков с информацией по Итоговой аттестации и ЕНТ: советами, памятками, рекомендациями.
6. Организовать консультации и дополнительные занятия по повторению основных разделов курса биологии.
7. Регулярно проводить анализ допущенных ошибок, после проведения пробных тестирований к Итоговой аттестации и ЕНТ,написание конспектов по затруднительным темам.
8. Регулярно проводить отслеживание результатов тестирования, с целью выявления типичных ошибок.
9. Регулярно использовать тесты на текущих и контрольных уроках, применяя различные виды тестовых заданий.
10. Делать выборку тестовых заданий по темам из сборников Итоговой аттестации и ЕНТ.
11. Научить учащихся выявлять апелляционные вопросы.
12. Ознакомить учащихся с правилами проведения Итоговой аттестации и ЕНТ и процедурой проведения апелляции.
Уже более пяти лет я являюсь постоянным членом апелляционной комиссии на Итоговой аттестации и ЕНТ и КТА и важно научить видеть апелляционные вопросы в тестах. Это могут быть вопросы
1.В тестах нет правильного ответа. (отвечают любой)
В этом году был случай, в вопросе изучение биологии на казахском языке:
К каким элементам относятся: магний, йод, бром …??
А- ультрамакроэлементы
В-макроэлементы
С-микроэлементы
Д-биоэлементы
Е-геоэлементы
Ученик опираясь на учебник М.К.Гильманова;А.Р.Соловьева учит ,что эти элементы-УЛЬТРАМИКРОЭЛЕМЕНТЫ,стр §3 стр 15, а по учебнику Шидельбаева Ж,Кожантаевой Ж эти элементы указаны как МИКРОЭЛЕМЕНТЫ. Ученик увидев начало слова ультра автоматически отмечает
Ответ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
!!!При подготовке к Итоговой аттестации и ЕНТ нужно изучать все рекомендованные учебники МО РК
2.Вопросы в которых два ответа
-Как называются выросты амебы. В ответе приведены два: ложноножки и псевдоподии и оба правильные.
-К факторам эволюции не относят А) кроссинговер; В) мутационный процесс; С) модификационную изменчивость; Д) многообразие видов; Е) естественный отбор. (С,Д)
-К бурым водорослям относятся….В ответе приведены два: саргассум и ламинария
3.Вопросы в которых не правильно указан правильный ключ
Расщепление по фенотипу при дигибридном скрещивании. Как правильный ответ указано «3:1» вместо 9:3:3:1.
А-9:3:3:1
В-1:1
С-3:1
Д-1:2:1
Е-9:7
4. Ошибки, связанные с неправильным названием терминов в вопросе задания.

Сложность апелляции заключается в том, что сдающий ученик должен придя в апелляционную комиссию точно воспроизвести вопрос с вариантами ответов,так как книжку-вопросник не дают на руки, поэтому необходимо по памяти воспроизвести. В последние 2 года удовлетворенных апелляций стало еденично.
За последние 10 лет работы в гимназии эстетического направления процент успеваемости учащихся сдающих биологию пятым предметом составляет 100%, а по качеству знаний по биологии мы всегда входим в пятерку лучших школ города показывая средний балл от 19 до 24.
Категория: Биология | Добавил: Биолог (2017-05-28) | Автор: Никифорова Татьяна Павловна E
Просмотров: 438 | Теги: Итоговая аттестация?подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-12-19, 1:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [224]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1207]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1215]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [549]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru