Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Кто ты на земле? Прохожий - или хозяин?
М. А. Ташпанова,
заместитель директора по воспитательной работе профессионального лицея № 6 г. Алматы
Насколько серьезно больна наша Планета? Как состояние экологии отражается на жизни людей?
К сожалению, наша южная столица с точностью до мельчайших деталей повторяет судьбу крупных городов мира. Жители предгорного оазиса, которым является Алматы, вынуждены в буквальном смысле вести упорную, самоотверженную борьбу за существование с бесконечными потоками автомобильного транспорта и бесчисленными отравляющими островками АЗС. Глоток свежего, не оскверненного токсинами воздуха давно стал для горожан редчайшей ценностью.
Выяснено, что основными источниками выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в атмосферу в г. Алматы являются предприятия тепло- и электроэнергетики, автомобильный транспорт и промышленность. Около 80% загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт, причем у 70% автомобилей загрязненность выхлопа в 3-4 раза выше нормы. Остальные 20% загрязнения происходят, благодаря работе ТЭЦ, промышленных предприятий, котельных и т.д. В Алматы вырубается 2-3 тысячи деревьев. В городе Алматы всего 2000000 деревьев, не считая горных районов. При таких условиях через 10 лет мы получим воздух, в котором вообще не будет кислорода.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого в человеке необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. А начинать эту работу – с младшего школьного возраста. Именно в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Рассматривая экологические проблемы, нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности.
Сегодняшнее население Земли – это общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
За тысячу лет наша маленькая планета изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки, вырубленные леса, нефтяные пятна на поверхности морей и океанов, мертвая зона Чернобыля, проблема Арала, страшная озоновая дыра над головами…. Все это умудрился «произвести» человек за какую-то сотню лет, подорвав основательно здоровье планеты.
Нет предела человеческому любопытству и его жажде изобретать все новые и новые чудеса. Иногда такие, которым под силу уничтожить саму жизнь. Между стремительно рвущимся вперед человеческим интеллектом и его душевным потенциалом – зияющая пропасть.
Мы считаем, что экологическое воспитание очень важно в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это сможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь Посланием Президента, Программой развития образования, Концепцией экологической безопасности РК на 2004–2015 годы, мы проводим большую воспитательную, организационную и нравственную работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения.
В нашем лицее проходит очень много различных мероприятий: дебаты, классные часы, блиц-турниры, конкурсы, экскурсии, встречи с экологами, дискуссии, акции, круглые столы, трудовые десанты. Проводится большая учебно-исследовательская и просветительская работа – как среди учащихся, так и их родителей.
Наши учащиеся Арман Букаев, Денис Хореев и Арман Акмуллаев принимали участие в международном проекте «Sage Kazachstan» и заняли второе призовое место среди колледжей.
Педагогические работники вместе с учащимися лицея озеленяют территорию, ухаживают за растениями и деревьями, оформляют кабинеты, высаживают саженцы. Выпускники 2007 года, например, высадили березовую аллею. Территория нашего лицея поделена на микроучастки, на которых действует зеленый патруль из числа учащихся и родителей. Каждый четверг он производит очистку территории.
Согласно плану экологического образования в лицее состоялся экологический марафон, во время которого проводились классные часы, открытые уроки, конференции, устные журналы, лекции, экологические игры, экскурсии, творческие работы, викторины, семинары, посвященные экологическим проблемам Арала, Балхаша, ядерного полигона в Семипалатинске.
В рамках Недели биологии был проведен классный час на тему «Праздник Земли».
В течение года мы организуем экскурсии в Ботанический сад. Таким образом мы воспитываем у детей бережное отношение к исчезающим видам растений, знакомим их с экзотическими видами растений. Наши ребята ездили на Бутаковку, в Аксайское ущелье, Медео – знакомились с природой родного края. В лицее функционирует дебатный клуб под девизом «Как сохранить планету Земля?» – «Табиғатым – тағдырым».
Для учащихся 1-х и 2-х курсов был проведен открытый классный час на тему «Кто ты на Земле? Прохожий или хозяин?», во время которого демонстрировался документальный фильм о климате планеты, парниковом эффекте. Классный час начинался словами: «Состояние больного тяжелое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что еще можно предпринять, они бы делали все возможное, чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит смерть».
Но в данном случае, все понимают, болен не человек. Больна земля – наш общий Дом. И загрязнение воздуха и воды, глобальное потепление, большое количество токсичных отходов – лишь некоторые опасные симптомы болезни планеты. К сожалению, подобно растерянным врачам, эксперты лишь разводят руками.
Учащиеся лицея принимают активное участие в городских и районных акциях «Мы – за чистоту города», в рамках которых в районе БАКа силами наших учащихся было высажено 300 саженцев. За участие в одной из них в качестве подарка от акимата Жетысуского района наш лицей получил телевизор. Частым гостем в лицее является председатель Экосоюза «Табигат» Мэлс Елеусизов.
Во время месячника по экологическому воспитанию в лицее проводились различные мероприятия: смотры-конкурсы стенгазет и плакатов, конкурс на лучшее изготовление скворечников, тематическая линейка «Перед лицом экологических проблем», викторина «Мир вокруг нас», классный час «Птицы – наши друзья», «Природа и люди», показ фильма «О природе Казахстана».
Создан и действует кружок туризма. В лицее действует Программа развития спорта и туризма.
Экологическое образование на современном этапе выходит за рамки экологии, учащиеся изучают не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей. Нужно переходить к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.
Каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован, культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения многое начато, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется трудностью точного определения, что такое экологическая культура. А экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей, чувство ответственности за решения, принимаемые в отношении природы.
Основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества или его деградация с последующей мутацией.
Обобщая всю работу лицея по экологическому воспитанию, мы считаем, что наступило время подумать о введении предмета «Экологическая культура» в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведениях. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках.
Сегодня настало время говорить не только об экологии окружающей среды, но и об экологии души. Это идея проходит красной нитью через все мероприятия лицея. Вышеперечисленные мероприятия по экологии способствуют формированию у детей глубоких знаний о развитии природы, бережном отношении к ней, умении и стремлении охранять и приумножать природу.
XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – сказал Бернард Шоу, классик XX столетия.
Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.
Категория: Биология | Добавил: collegy (2007-12-02)
Просмотров: 1834 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 11:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru