Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Путешествие в мир водорослей
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г.Смелова

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВОДОРОСЛЕЙ

(УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ)

Уроку предшествовал подготовительный этап. Учащимся было предложено подготовить сообщения о водорослях от лица эколога, филолога, Доктора Айболита, Христофора Колумба, повара, космонавта и др.. Перед уроком учитель отобрал самые интересные сообщения и выстроил сюжетную линию урока. Урок рассчитан на 2 академических часа.

Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием мира водорослей, показать их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблицы, рисунки, термины по теме, видеофрагмент «Морские водоросли»,телевизор, магниты, магнитная доска, салат из морской капусты, мармелад, чашка Петри с выращенной на агаре культуральной средой, костюмы для действующих лиц.

Учитель. Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с особенностями строения и размножения водорослей. Мы уже знаем, что водоросли относятся к разным отделам: зелёные, красные и бурые водоросли. Давайте сегодня совершим путешествие в мир водорослей. Представим себе, что у нас есть универсальная машина, которую мы назовём везделёт, которая может перенести нас в любую точку земного шара, поднять в космос и даже перенести в прошлое и будущее. Вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь!
( Демонстрируются кадры видеофильма «Морские водоросли)
Для начала давайте зададимся вопросом, а как глубоко простирается мир водорослей в пучину Мирового океана? В романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» рассказывается о том, как мощный электрический прожектор подводной лодки капитана Немо освещал море почти на километр перед собой. Французский фантаст, однако, ошибался. Осветить море на километр практически невозможно. Любой свет довольно быстро поглощается толщей воды. На глубину в 1 м проникает всего половина солнечных лучей, на глубину в 10 м – только пятая часть, на глубину в 100 м – всего 1% лучей. Около 97 % объёма Мирового океана погружено в вечную тьму.
Герои «Маракотовой бездны» Артура Конан Дойля (повесть вышла в свет в 1929 г.) «открыли» на дне океана на глубине 8 километров заросли водорослей. Вот как они сообщали об этом: «В глубине океана растительность по преимуществу бледно-оливковая, и её плети и листья столь упруги, что наши драги чрезвычайно редко вытаскивают их. На этом основании наука пришла к убеждению, что на дне океана ничто не растёт». Увы, описав подобное «открытие», Конан Дойль также допустил ошибку. А наука была совершенно права, придя к убеждению, что водорослей на больших глубинах нет. В темноте, как известно, растения обитать не могут. Но всё же есть одна водоросль, которая растёт на большой глубине. Давайте на нашем везделёте перенесёмся в Смитсоновский институт и возьмём интервью у Марка Литтлера. Хелло, Марк!
Марк Литтлер. Hello, students!
Учитель. Говорят, вам удалось обнаружить самую глубоководную водоросль?
Марк Литтлер. Да, в 1984 году мы исследовали склоны подводной горы у Багамских островов при помощи специально сконструированного исследовательского аппарата «Джонсон Си Линк I». Вот его фотография (демонстрирует фотографию). Нам удалось сделать снимки неидентифицированного вида красной водоросли на глубине 268 метров. Эта водоросль образует пятна около 1 метра диаметром на склонах при освещённости примерно 0,0005% её значения на поверхности океана, покрывая около 10% поверхности скалистого субстрата. Вот её фотография в сканирующем электронном микроскопе (демонстрирует фотографию). Наши лабораторные исследования показали, что она примерно в 100 раз более эффективно поглощает и использует свет, чем её сородичи, обитающие на мелководье. Эта водоросль, растущая без перерывов до вершины подводной горы (глубина около 70 м), обитает приблизительно на 100 м глубже нижнего предела жизни, установленного ранее для любых прикреплённых фотосинтезирующих организмов.
Учитель. Спасибо, Марк! Ребята, так какие же биологические ошибки допустил Конан Дойль при написании романа?
Учащиеся (возможные варианты ответов). Неправильно указал глубину произрастания водорослей; не бурые, а красные водоросли; у водорослей нет листьев – слоевище или таллом; скорее всего на большой глубине произрастают корковые водоросли.

Учитель. Ребята, наш везделёт – это ещё и машина времени. Давайте перенесёмся на ней в XY век и встретимся со знаменитым мореплавателем Христофором Колумбом.

Рассказ Христофора Колумба. В 1492 году я плыл на корабле «Санта Мария» открывать короткий путь в Индию. Путь был нелёгким, нас трепало в жестоких штормах, мои люди страдали от голода и жажды. С каким нетерпением мы ожидали появления земли. И когда вперёдсмотрящий с мачты корабля крикнул долгожданное «Земля!», мы с радостью и надеждой обратили свои взоры на горизонт. Но горе нам! То, что мы приняли за сушу или хотя бы остров оказалось скоплением мерзких водных растений, которые как змеиные тела обвивали наши суда, мешая продвижению дальше на Запад. С большим трудом мы пересекли этот водяной луг и поняли, что это плавающие водоросли. Глубина океана в этом районе была около 400 метров. Но воздушные пузыри, похожие на грозди мелкого винограда, называемого у нас на родине «саргацо», дают возможность этим водорослям держаться на поверхности. Наверное, эти водоросли оторвало штормовыми волнами от скал и вынесло в открытый океан. Горе тем судам, которые попадут в это «море»! Остерегайтесь коварных саргассов!
Учитель. Может быть, океанолог раскроет нам тайну Саргассова моря?
Океанолог. Иногда с наличием или отсутствием течений связаны необычные явления в океане. Веками служило источником различных мифов и легенд Саргассово море, расположенное в центральной части Атлантического океана вблизи Антильских островов между 25 и 35 градусами северной широты и 30 и 70 градусами западной долготы. Это пространство воды, более 4,5 миллионов квадратных километров, населённое плавающими водорослями, создаётся системой течений Гольфстрим и экваториальных как громадная затишная область. В середине моря течения слабые, и поэтому водоросли, которые приносят сюда течения, цепляясь за брёвна, обломки разрушенных кораблей и другой плавучий материал, скапливаются здесь в большом количестве. Кроме того, это район со слабыми ветрами переменных направлений, так что, потеряв ход, парусное судно может застрять здесь на много дней и стоять неподвижно под нещадно палящим солнцем. В Саргассовом море, которое одно время даже называли Кладбищем кораблей, погибло немало кораблей и людей, однако вовсе не из-за таинственных чудовищ, а просто из-за необычных, но естественных условий этой части Мирового океана.

Учитель. А что нам скажет специалист по водорослям?
Альголог. Заросли Саргассова моря образуют главным образом саргассум плавающий и саргассум погружённый. Эти крупные, до двух метров, жёлто-коричневые растения с расчленёнными «листьями» относятся к бурым водорослям, но, в отличие от своих родственников, способны жить и размножаться на плаву, ни к чему не прикрепляясь. На листьях саргассума плавающего, как ягоды, сидят шаровидные пузырьки, наполненные воздухом.

Учитель. Давайте послушаем эколога.
Эколог. Плавающие саргассовые водоросли скрывают в переплетении своих «веточек» целый мир интереснейших созданий, не встречающихся больше нигде в мире. Эти животные так хорошо маскируются под саргассы, что с первого взгляда их трудно заметить. Например рыбка саргассовый клоун, относящийся к отряду удильщиков. Его тело до 18 см сжато с боков так, чтобы удобно было пролезать сквозь водоросли, а пёстрая с буро-жёлтыми пятна-ми окраска (за которую он и получил своё название) помогает маскироваться. Эта рыбка умеет не столько плавать, сколько лазать по водорослям. В этом ему помогают грудные плавники, имеющие по восемь лучей и оканчивающиеся коготками и напоминающие человеческие руки, только не с пятью, а с восьмью пальцами. Голова и всё тело клоуна усеяно выростами, шипами, бугорками, которые прекрасно его маскируют. Жаберные отверстия и крохотные глазки-бусинки тоже замаскированы выростами – нашлёпками и совсем незаметны, хотя сама рыбка видит хорошо. К тому же её глаза умеют вращаться независимо друг от друга: левый глаз клоун поворачивает в одну сторону в то же время правый заинтересованно следит за проплывающей мимо креветкой.
По части маскировки не уступает саргассовому клоуну морской конёк-тряпичник. Он заработал своё название необыкновенной внешностью: от тела, головы, плавников отходят выросты в виде лент, лоскутов и каких-то непонятных обрывков, и всё это трепещет и шевелится в медленном потоке воды. Окраска конька, естественно, неотличима от цвета саргассовых водорослей.
Из рыб, живущих в клубке водорослей можно встретить ещё и морскую иглу Саргассова моря. И коньки, и иглы подражают водорослям не только окраской, но ещё и тем, что медленно покачиваются – точь-в-точь так, как колеблются окружающие веточки. Это окончательно сбивает с толку хищных рыб, рыскающих вокруг в поисках добычи.
Все обитатели этого мирка настолько хорошо «подогнаны» к саргассовой водоросли, что стали неотличимы от неё по окраске и движениям. Это прекрасный пример того, как различные организмы идеально приспосабливаются к условиям своего существования.

Учитель. Давайте предоставим слово историку.
Историк. Люди знали о существовании Саргассового моря ещё в глубокой древности, но более близко познакомились с ним после плавания Христофора Колумба. Первоначально считали, что саргассы – это оторванные от берегов прибрежные водоросли, унесённые течением, но тщательные исследования показали, что водоросли Саргассова моря значительно отличаются от обитателей прибрежных вод Америки, Африки и Европы. Более того, живущие среди саргасс различные виды червей, рачков, крабов и рыбок также отличны от прибрежных животных. Но столь же очевидно, что все они произошли от каких-то предков, живших в береговой области. Некоторые учёные предполагают, что плавающие саргассы и обитающие среди них животные произошли от предков, живших на побережье легендарной Атлантиды – громадного континента, опустившегося под воду в Северной Атлантике. Населявшие прибрежные воды животные и растения почти все погибли, и лишь немногие приспособились к плавучему образу жизни. Но это лишь предположение.

Учитель. Ребята, давайте перенесёмся на нашем везделёте в центр управления космическими полётами и сейчас на связь с нами выйдет настоящий космонавт.
Рассказ космонавта.
Здравствуйте, дети! Привет вам из космических глубин! Я выбрал профессию космонавта, мне нравится исследовать космос и путешествовать по галактике вместе с моими друзьями космонавтами. Как вы знаете, в космическом корабле всегда должен быть запас кислорода и продуктов питания. В кабине космонавтов как в маленьком замкнутом мирке должен происходить круговорот веществ. Учёные рассчитали, что для обеспечения одного человека кислородом необходимо 3,5 кв. метра листовой поверхности. В космической кабине трудно отвести такую площадь под растения и почву для них.
И вот недавно у нас появилась спутница. И питательная, и полезная, и места мало занимает, и почвы для неё не нужно и никаких от неё отходов – ни корней, ни соломы, ни листьев. Это маленькая одноклеточная зелёная водоросль – хлорелла. Мы её помещаем в сосуд с водой, в которой растворены необходимые соли. Сосуды освещаем солнцем или электричеством. Хлорелла поглощает углекислый газ и выделяет кислород, обеспечивая дыхание космонавтов. Выделенный хлореллой кислород в 200 раз превышает её собственный объём. Значит, хлорелла выделяет большое количество кислорода и очищает воздух.
Мало того, её цитоплазма почти наполовину состоит из белка, на одну треть – из сахара, и кроме того, она ещё содержит жир, витамины и минеральные соли. Причём мы сами можем регулировать выход того или иного продукта, нужно только изменить освещение и состав солей в воде. Она может накапливать от 8 до 88% белков, от 4 до 85% жиров и от 5 до 37% углеводов (крахмала или сахара). Всё это просто незаменимо для нас, космонавтов! Урожай хлореллы – 70 грамм сухого вещества с одного квадратного метра площади или 700 килограмм с одного гектара. По содержанию белка урожай водоросли хлореллы с 1 гектара равен урожаю пшеницы с 25 гектара и урожаю картофеля с 10 гектара.
Хлорелла так быстро размножается, что в одном литре воды её получается до 500 грамм. Таким образом, на одного человека в кабине может быть лёгкий сосуд из пластмассы объёмом 10 литров. Такой сосуд для 5 человек будет иметь массу всего 50 килограмм. Хлорелла использует 25-30% солнечной энергии, в то время как цветковые растения – только 7-13%.
Эти условия, создаваемые нашей спутницей-помощницей очень полезны и важны для нас. У меня есть мечта – создать в космическом корабле оранжерею, состоящую из фруктовых деревьев и ягод. Но учёные считают, что это невозможно. Так что пока мы дружим и заботимся о маленькой хлорелле. Пока, до связи!

Учитель. Действительно, одноклеточная зелёная водоросль, хлорелла первой из растений вместе с собаками Белкой и Стрелкой и другими обитателями второго космического корабля побывала в августе 1960 года в космическом пространстве. Аквариумы с хлореллой и питательной средой могут обеспечить на космических кораблях надлежащие условия жизни и производить для космонавтов продукты питания. А что нам скажет уважаемый филолог?
Филолог. Название эта водоросль получила за свою окраску. Хлорос переводится с греческого как зелёный. По-русски хлорелла – зеленушка.

Учитель. Ребята, вы только что узнали, что хлорелла не только выделяет кислород и очищает воздух, но ещё и используется в пищу космонавтами. А какие ещё водоросли используются в пищу? Давайте сядем на наш волшебный везделёт и перенесёмся в страну восходящего солнца – Японию. О, да мы приземлились рядом с рестораном! Посмотрите, нас встречает шеф-повар.

Рассказ шеф-повара японского ресторана.
Здравствуйте! Я - шеф-повар и хочу вас познакомить с некоторыми блюдами нашего ресторана. Наверное, вам известно о том , что японцы – это люди, которые отличаются долголетием и здоровьем. Во многом это объясняется тем, что мы с детства используем в пищу морепродукты и, в частности, морские водоросли. Употребление в пищу морских водорослей уходит своими корнями в глубокое историческое прошлое. Начиная с 850 г. до н.э. водоросли – постоянный элемент пищевого рациона на побережье Китая и Японии. Сейчас они используются в пищу преимущественно на Востоке и островах Тихого океана. Известно 160 видов съедобных морских водорослей. Ежегодная стоимость пищевых водорослей – более 1 миллиардов долларов США. В основном это виды трёх родов: порфира, ламинария и ундария.
Я хочу вам рассказать и угостить блюдом из ламинарии, или, как её называют у вас, в России – морской капусты.
Ламинария – это очень полезная и богатая витаминами бурая водоросль. По сравнению с обычной капустой она содержит вдвое больше фосфора, в 11 раз магния, в 16 раз – железа, в 40 раз – натрия. Ламинария помогает от атеросклероза, заболеваний щитовидной железы, регулирует работу кишечника. В японской и китайской кулинарии она используется как приправа к рису, к мясным и рыбным блюдам, для салатов и овощных супов. Из неё делают лепёшки, сладости, приготавливают напиток, похожий на чай. До недавнего времени морская капуста произрастала в основном у берегов Японии. А у берегов Китая росла плохо, так как ей мешали сорняки – другие теплолюбивые водоросли. Тогда китайские учёные разработали способ искусственного выращивания морской капусты. В специальные чаны опускают на поплавках канаты и делают посев спор морской капусты. Прилепившись к канатам, споры быстро развиваются. Осенью, когда другие теплолюбивые водоросли уже не могут мешать росту морской капусты, её переносят в залив, превращенный в морской огород. Такие «огороды» созданы не только у берегов, Китая, но и Японии, Кореи, России.
Я хочу вас угостить простым в приготовлении салатом из морской капусты, основой для которого является банка консервов, которая продаётся в каждом продуктовом магазине.

(Начинается дегустация салата. Рецепт: 1 банка консервированной морской капусты, 1 варёное яйцо, 3 ст. ложки майонеза.)

Шеф-повар. В продажу морская капуста поступает не только в виде консервов, а также замороженной и сушёной. Если вам доведётся купить сушёную морскую капусту, могу поделиться рецептом приготовления запеканки из морской капусты:
Запеканка из морской капусты. Сушёную морскую капусту очистить от механических примесей и замочить на 10-12 часов в холодной воде ( на 1 кг капусты 7 – 8 л воды), после чего тщательно промыть. Затем воду слить, вновь залить холодной водой, довести до кипения (на большом огне) и варить 15-20 минут. Отвар слить, капусту снова залить тёплой водой (45-50˚С), дать закипеть и варить ещё 15-20 минут. Отвар сливают, заливают тёплой водой и варят третий раз, после чего отвар сливают. Трёхкратная варка значительно улучшает вкус капусты. Капусту откинуть на дуршлаг, остудить и нарезать в виде лапши. Затем нашинковать и проварить белокочанную капусту. Положить морскую и белокочанную капусту в кастрюлю, добавить манную крупу, размешать и поставить на 15-20 минут на слабый огонь. Полученную массу остудить (до 40-50˚С), добавить в неё сырое яйцо, перемешать и выложить ровным слоем на сковороду, смазанную жиром и посыпанную тёртыми сухарями, сбрызнуть маслом и запечь в духовке. Готовую запеканку нарезать и полить сметаной.
Отварной морской капусты 100-150 г; белокочанной капусты – 300-400 г, 2-4 ст. ложки сливочного масла, ¼ стакана манной крупы, 1 яйцо, 2-3 ст. ложки сухарей, 50 г сыра, 2-3 ст. ложки сметаны.
Приятного аппетита!
А теперь разрешите представить вам своего коллегу – повара-кондитера.

Повар – кондитер. Здравствуйте! Я – известный своими сладостями кондитер, но лучше всего я готовлю желе, суфле, пастилу и мармелад. У меня есть один маленький секрет: это вещество агар-агар, которое я добавляю в мой мармелад. Этот ценнейший природный продукт нужен везде, где требуется какому-нибудь раствору придать свойства студня. Его производят из багрянок – красных водорослей. В мире каждый год производится 10 тыс. тонн агара. Половину всего получаемого в СНГ агара производят из черноморской багрянки филлофоры. Ещё агар-агар получают из анфельции и гелидиума. Угощайтесь мармеладом!
(Все угощаются.)

Филолог. Агар – малайское слово, означающее желирующее вещество.

Учитель. Надеюсь, всем понравился салат и мармелад? Давайте поблагодарим поваров за их искусство! Могу добавить, что агар-агар используют не только в кулинарии, но и в косметическом производстве, где его добавляют в мази, зубные пасты, кремы для рук, в стоматологии при изготовлении отпечатков зубов, в фармацевтике при изготовлении капсул для витаминов и лекарств, а также в микробиологии как культуральную среду для бактерий и других микрооганизмов (демонстрируется чашка Петри с выращенной на агаре культурой бактерий или микроскопических грибов). Кроме того жители тропических стран используют агар как временную защитную оболочку для мяса и рыбы.
Морские водоросли - это не только питательный, но и полезный для здоровья продукт. Послушаем, что скажет об этом доктор.

Доктор Айболит. Хочу добавить к рассказу кулинаров, что основанием для использования в пищу водорослей могут служить питательность, вкус, цвет и консистенция. Должен огорчить, структурные углеводы морских водорослей в основном не усваиваются, но некоторые растворимые углеводы, несомненно, включаются в обмен веществ. Содержание белка во многих съедобных водорослях составляет 20-25 % сухой массы. Морские водоросли – прекрасный источник витаминов, в том числе витамина С на уровне, равном его содержанию в плодах цитрусовых, витаминов А, D, В1, В12, Е, рибофлавина, ниацина, пантотеновой и фолиевой кислот. В них содержатся также все необходимые для человека микроэлементы.
Водоросли широко использовались в народной медицине приморских стран как глистогонные и анестезирующие средства, для изготовления мазей, а также лечения кашля, ран, подагры, зоба, гипертонии, венерических заболеваний, рака и ряда других болезней. Как считает современная медицина, многие из этих народных средств были бесполезны, но основу других составляют действительно биологически активные соединения. Например, багрянку дигению действительно можно применять как глистогонное средство, поскольку она содержит сильное глистогонное вещество каиновую кислоту. Йод, который добывали издавна из уже упомянутой ламинарии служил важнейшим средством профилактики зоба. Нужно помнить о том, что рацион людей, живущих на побережье был в каком-то смысле неполноценен, поэтом витамины и минеральные вещества морских водорослей были потенциально важны для профилактики других болезней.
Неочищенные экстракты из водорослей многих видов содержат вещества с антибиотическими свойствами по отношению к грибам, бактериям, вирусам. В багрянках обнаружены вещества против вируса герпеса. Многие морские водоросли содержат вещества, которые могут снижать повышенное кровяное давление, связанное с атеросклерозом. Опыты на мышах показали, что экстракты из саргассума и ламинарии подавляют рост саркомы и лейкемических клеток у мышей, то есть помогают лечить раковые заболевания.
Возможности использования водорослей в медицине ещё требуют своего изучения. Широкий набор соединений, обнаруженных у тропических морских водорослей, открывает в этом плане особенно широкие перспективы.

Учитель. Ну что же, ребята, путешествие наше подходит к концу, давайте напоследок слетаем в будущее и посмотрим, а как же там используются водоросли. Где это мы приземлились? Кажется на очистных сооружениях.
Учёный из будущего. Здравствуйте далёкие предки! Приветствую вас в 2100 году! Разрешите провести экскурсию по нашей фабрике по производству удобрений для сельскохозяйственных культур и кормов для животных.
Учитель. А нам показалось, что мы приземлились на очистных сооружениях.
Учёный. Так и есть. Всю продукцию мы производим из канализационных стоков, а помогают нам в этом водоросли. В нашей идеальной системе разведения водорослей в качестве удобрения используются органические отходы и образуются различные коммерческие продукты без возвращения в среду побочных соединений. Кстати уже в XX веке водоросли играли важную роль в очистке сточных вод. Экспериментальные поликультуры, основанные на сбросах установок по вторичной обработке бытовых стоков, были созданы в Вудс-Холе (США) уже в 1979 году. А на Тайване в 1981 году было организовано экономически рентабельное производство ракообразных, рыб и водоросли грациллярии в изолированных от моря ёмкостях на Тайване.
Итак, как же работает наше производство. Сначала канализационные стоки смешиваются с морской водой и поступают в пруды, где на них выращиваются одноклеточные водоросли, которые, в свою очередь, служат кормом моллюскам. Затем сточные воды поступают в контейнеры с образующими фикоколлоиды макрофитами, т.е. многоклеточными бурыми водорослями грациллярией и агардиеллой, которые извлекают оставшиеся питательные вещества. Вот и всё, на выходе мы получаем чистую воду, питательных моллюсков и водоросли, из которых, как вы уже знаете, можно получать массу полезных веществ.
Учитель. А это что за фабрика по соседству?
Учёный. Это завод по производству горючего газа метана из ламинарии. Видите, недалеко от берега в море крупные плоты? Вот на них и выращивают ламинарию, а затем, путём ферментации таллома водоросли, получают метан.
Учитель. Ну что же, ребята, возвращаемся домой.
Вот и закончилось наше путешествие. Хочется надеяться, что сегодня на уроке вы узнали много нового и полезного и мир водорослей запомниться вам надолго. Ещё не раз в своей жизни вы столкнётесь с этими живыми организмами и всегда помните только одно – это очень хрупкий мир, который надо охранять и беречь!

В разработке урока принимали учащиеся 7-х классов МОУ СОШ № 7 г.Ноябрьска Ямало-Ненецкого а/о: Алдошина Ирина, Кирютина Регина, Любомирский Миша, Михайлова Света, Савченко Никита, Смелова Оля

Литература.
1.Алёшко Е.Н. Хрестоматия по ботанике для 5-6 кл. – М.: Просвещение, 1967 .
2.Альберт К. Дженсен. Живой мир океанов. – СПб, Гидрометеоиздат, 1994.
3.Биологический энциклопедический словарь. Под ред. М.С.Гилярова. – М.: Сов. энциклопедия, 1986 .
4.Биология. Справочник школьника/ Сост. З.А.Власовой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1995.
5.Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Изд. 4-е. – М.: Сов. энциклопедия, 1969 .
6.Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т. Т. 1 - М.: Мир, 1990.
7.Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990 .
8.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – М.: Аванта +, 1994 .
9.Я познаю мир. Океан. Детская энциклопедия.

© Смелова В.Г., 2003 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликована:
 Биология: предметное приложение к газете «Первое сентября». – 2003. - № 3. - С. 2–4.
Категория: Биология | Добавил: Тина (2012-04-20) | Автор: Смелова Валентина Геннадьевна E
Просмотров: 2545 | Комментарии: 3 | Теги: водоросли, ламинария, саргассы, сценарий, урок-путешествие | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 3:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru