Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

КТО ОНИ – СОВРЕМЕННЫЕ УЧИТЕЛЯ?
В этом учебном году, все учительство объединено одной проблемой — как подготовить конкурентоспособного, гибкого человека, умеющего легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Эту цель образования каждый учитель реализует через свой учебный предмет, будь то математик, химик, биолог, географ либо учитель начальных классов.
Н.Н. Моисеев отмечает, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи». В настоящее время уже никто не сомневается в том, что ученик – это личность, имеющая право на развитие, на самореализацию, поэтому изменился и подход к современному образованию.
Педагогический процесс, имеющий в своей основе объяснительно-репродуктивную методику и авторитарный стиль общения, требует одних структур профессиональной деятельности. Обучение, построенное на развивающе-диалоговой методике и гуманистическом стиле общения, задает иную структуру деятельности и требует новых качеств личности учителя.
В ежегодном Послании народу Казахстана “Построим будущее вместе” Президент страны Н.А.Назарбаев обозначил новую задачу: “Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям”. Цель предельно ясна: если Казахстан хочет видеть себя среди развитых стран и стремится войти в рейтинг ведущих университетов мира, то необходима новая программа развития образования. И особое место в этой программе отводится школе. В основе ее реформирования лежит переход на двенадцатилетнее обучение, совершенствование структуры, определение потенциала ранней профессионализации, педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ней.
Успех педагогической деятельности учителя определяется такими характеристиками, как педагогические умения, способности, творческий потенциал. Успешность профессиональной деятельности учителя во многом определяется уровнем развития педагогических компетенций.
Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя?
Учитель как личность — активно действующий субъект педагогического воздействия.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей детей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала, надо научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. И современная роль учителя – «стоять не над, а рядом». Переход к 12- летнему образованию требует от учителей быстрого усвоения новых знаний, умений, обретения новых компетенций. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организует. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик на уроке может не просто высказать свою точку зрения, но и поспорить с учителем на любую тему. Главная задача в работе учителя на данном этапе: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
В условиях современной школы возникла необходимость изменения характера взаимодействий ученика и учителя, ведь каждый из них является уникальной личностью, способной к влиянию на окружающий мир и к саморегуляции. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Быть учителем очень ответственная задача. Ведь именно от него мы получаем знания, которыми пользуемся в дальнейшем. И знания эти должны быть верными, глубокими и полезными. Любой человек, любящий свою профессию, хочет увидеть своего ученика как продолжателя. И учитель в этом не исключение. Каждый преподаватель надеется, что именно его ученик добьется больших успехов в изучении его предмета, во взрослой жизни и даже превзойдет своего учителя. Это будет лучшим подарком и означать то, что педагог сумел научить всему, что умеет сам. К сожалению, я, проработав в школе более 20 лет, могу назвать имена только четырех учеников, которые связали свою жизнь с предметом, который я преподаю, с географией. И только двое из этих четырех стали учителями географии. Много это или мало? Не важно! Главное, что они есть! Все, что у нас было, есть и будет, зависит от того как мы с вами работали и будем работать. С какими чувствами, и с каким настроение мы приходили в школу, проводили уроки. Хорошо подготовленный урок, но проведенный без души, не принесет большой пользы. Он даст знания, но не затронет душу ученика.
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Но не стоит забывать о том, что никакая техника не заменит живое слово учителя, его внимание, поощрение или замечание.
Обратите внимание, уважаемые коллеги, как мало сейчас на уроке говорят дети! Какие односложные ответы чаще всего они дают. Как мало читают! Конечно, отказываться от ИКТ в современной системе образования нельзя, но и заменять ими учителя тоже нельзя. В их разумном сочетании на уроке и заключается мудрость современного учителя. Поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Чем свободнее (не наглее) будет держаться на уроке ученик, тем легче вовлечь его в процесс обучения.
Нельзя забывать, что сегодняшние мальчишки и девчонки, сидящие за школьной партой – это будущее нашей страны! Это будущие родители будущих учеников. Какими мы останемся в их памяти? Что они скажут о нас своим детям? Они будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник - в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в памяти своих учеников.
Немецкий поэт В.Гёте сказал: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.»
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: samum2013 (2013-08-03) | Автор: Елена Шишлова E
Просмотров: 1532 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 6:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru