Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Нашим детям жить в большом мире
Нашим детям жить в большом Мире!
В последнее время мировое пространство стало таким близким и постижимым… Ведущую роль здесь сыграло развитие новейших технических средств коммуникации: Интернет, сотовая связь, телевидение. И как следствие возникла необходимость формирования у детей понимания своего места в мире и интереса к тому, что в нем происходит. Глобальное Гражданство предполагает умение общаться и принимать на себя ответственность за происходящее в мире.
Для меня Глобальное Гражданство означает то, что прямо напротив моего ученика, на противоположной стороне планеты Земля стоит такой же мальчик, как и он. Они оба смеются над смешным и плачут над грустным. Они хотят узнать друг о друге и стремятся к общению. Они открыты к общению и взаимопониманию. У них общие ценности: человечность, доброжелательность. Мальчики открыты к поиску точек соприкосновения и решения проблем. Мальчики хотят узнать об особенностях жизни, культуры и традиций друг друга. Узнавая друг друга, они находят общее и различное в том, что их окружает. Так возникает взаимосвязь, и проявляются вопросы друг к другу.
Только в процессе общения возникают отношения между моим учеником и мальчиком с другой стороны планеты. Это для меня и есть проявление Глобального Гражданства.
Наш первый разговор с детьми о Глобальном Гражданстве начался с вопроса «Что такое Глобальное Гражданство?» И, без особых раздумий мои ученики ответили «Это понимание разных проблем, за которые отвечает каждый живущий на нашей планете». Разумеется, такой ответ возник не спонтанно. В соответствии с философией школы, мы много делаем для того, чтобы наши выпускники стали настоящими Гражданами Мира.
Мы говорим о простых вещах и стремимся формировать в ребятах открытый интерес к происходящему в мире. Примером может служить неформальная беседа о погоде, в которой всегда есть место для упоминания о глобальном потеплении. Эта тема важна для всех, независимо от места проживания и жизненного опыта. И мы начинаем говорить о погоде, о климате и его изменениях в пределах той информации, которой владеют мои ученики. Постепенно мы подойдем к проблеме глобального потепления, о которой много говорят сегодня в мире. Второй мой шаг: я продолжаю беседу с моими учениками, следующим вопросами «Кто может повлиять на сохранение здорового климата нашей планеты?», «Что можешь сделать ты?» И очень надеюсь на простые ответы, которые вполне могут стать основой акции по сохранению климата с участием детей из разных стран. И я получаю ответ, на который рассчитываю- нужно начать с себя. Мои ученики отлично понимают, что соблюдение чистоты вокруг себя – реальный шаг к сохранению экологической среды на всей планете.
Вовлечение детей в решение проблем человечества требует свободного и открытого мышления. Я фантазирую и понимаю, что имею возможность, присоединяясь к программе изучения любого из школьных предметов, обращать внимание учеников на глобальные проблемы в самых разнообразных направлениях жизни человеческого общества.
И у меня возникает вопрос: на что направить внимание моих учеников в первую очередь?
Важно научиться выбирать самые главные проблемы для Глобального Гражданства. Самая объединяющая тема – экология. Мы учимся сохранять то, что окружает нас. Мои ученики твердо усвоили истину: от твоего личного отношения к загрязнению окружающей среды зависит будущее всей планеты. Примером может послужить маленький эпизод из наших будней. Вокруг школьного стадиона много лет растет декоративный кустарник, и футбольный мяч частенько закатывается именно в него… Ребятам приходится испытывать большие неудобства, доставая мяч. Так в школе встал вопрос о вырубке кустов вокруг стадиона. Это предложение было озвучено и большинство детей предложили альтернативные решения. Кусты мы сохранили, и дети получили урок понимания возможности влиять на решении вопросов сохранения зеленых насаждений. Сегодня это было на территории школы, а завтра они объединятся с теми, кто борется за сохранение природы в любой точке земного шара. И мы шагнули за пределы школы – мы приняли участие в посадке деревьев на территории театрального сквера у театра им. М. Ауэзова! Акцию организовало общественное движение «Posadiderevo.KZ». Ученики нашей школы купили 64 дерева. Это были средства родителей, нас поддержавших и средства детей, которые разбивали свои копилки и сдавали деньги на приобретение деревьев. Сегодня мы с гордостью смотрим на подросшие деревца лип и катальп, прижившихся в чудесном сквере.
Есть еще одна тема, которая волнует неравнодушных людей. Это тема взаимной поддержки в трудные моменты катастроф. В дни, когда Япония переживала страшные дни после землетрясения и цунами, наши ученики провели небольшую акцию по поддержке японских детей. Ребята провели в классах обсуждение этой трагедии и написали письма со словами сочувствия в адрес пострадавших ровесников Японии. Это делалось в полной уверенности в том, что детям на другом краю планеты станет немного легче в это тяжелое время.
Что формирует Глобального Гражданина? Из профиля студента я ставлю на первое место открытость. Затем следуют информированность и креативность. Научить общаться и принимать на себя ответственность вполне возможно в детском возрасте
Мои ученики отлично понимают – сегодня много общего у людей разных культур. Международный день Земли, который по решению ЮНЕСКО проводится 22 апреля, в нашей школе стал настоящим фестивалем культур народов Мира. В рамках Дня междисциплинарного исследования мы знакомим детей с различными традициями людей, представляющих народы мира. Мой класс решил познакомиться поближе с традициями и культурой соседнего народа – узбеков. На математике мы создавали традиционные узбекские головные уборы – тюбетейки. Используя чертежи, мы сделали из бумаги разноцветные тюбетейки и вышли в них на парад Народов Мира. На уроке литературы дети анализировали тексты узбекских пословиц и поговорок о дружбе. Урок казахского языка показал близость языков тюркской языковой группы. На уроке кулинарии прошел мастер-класс по заварке чая по традиционным правилам узбеков. И завершился этот день участием моих учеников в красивом узбекском танце. Все, что мы узнали в этот день, значительно приблизило нас к народу, живущему в соседней стране. В исследовании приняли участие 10 классов МША и каждый класс познакомился традициями того народа, который был выбран детьми.
Сегодня так неспокойно в мире… И наша задача вызвать активность наших учеников в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства неспособны или не желают принимать необходимые решения. Учитель должен подходить к вовлечению учеников в процесс международного сотрудничества убедительно, но без лишнего пафоса. И тогда Глобально Гражданство станет неотъемлемой частью личности ученика.
Нашим детям жить в большом Мире!

Либ Людмила Матвеевна
Международная школа города Алматы,учитель драмы
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Lib (2015-01-28) | Автор: Либ Людмила Матвеевна E
Просмотров: 249 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 2:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru