Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Эссе "Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности учебного процесса"
Эссе
«КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к процессу обучения. Новые условия образовательной деятельности – обновление содержания образования, изменение запросов и потребностей учащихся и их родителей к качеству знаний, усложнение научного уровня информации и способов и форм её потребления, предъявляет особые требования к тем умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся.
Задача школы сегодня- воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения –развитие коммуникативных навыков.
Международной комиссией по образованию, сформулированы « четыре столпа», на которых основано современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Поэтому нам учителям и ученикам нужно жить по этим канонам, по этим
«столпам». Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора являлся организатором познавательной деятельности ученика.
Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем и трудностей, и для решения их постоянно совершенствуются через самообразование. Я тоже, как и любой другой преподаватель, стремлюсь улучшить процесс обучения. Именно поэтому я не задумываясь, стала слушателем курсов повышения квалификации 2-го уровня. Обучаясь на курсах, я открыла для себя много нового и интересного, особенно часто стала задумываться – а правильно ли я преподаю? Интересно ли моим ученикам? После проведения серии последовательных уроков и небольшого опыта я пришла к твёрдому убеждению. Что внедрение семи модулей полностью отвечает моим поискам. Особенно заинтересовал меня модуль «Новые подходы в обучении». Возможно, поэтому я определилась с темой исследования « Как групповая форма работы способствует повышению мотивации на уроках биологии», которая перекликается и с моей методической темой: « Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности урока биологи».
Изучив модуль « Новые подходы в обучении» и посмотрев, как её умело организовывал тренер на занятиях я с первых же дней поняла, что мне нужно попробовать всё это у себя на уроках, а так же на коучинг – занятиях с коллегами. Я записывала, вникала, « пропускала всё через себя», старалась изучить дополнительную информацию об организации групповой работы, о её эффективности.
Приступая к практике в школе, я более детально рассмотрела новые подходы в обучении, пересмотрела все методы и приёмы критического мышления, которые смогу использовать на своих уроках и занятиях с педагогами. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более « симметричным», чем взаимодействие в форме беседы « учитель- ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий.
( Руководство для учителя, стр. 183).
Особенно интересно было понаблюдать, как в новой ситуации поведут себя слабые ученики, учащиеся, которые имеют минимальным уровнем знаний, на уроках отвлекается, невнимательный, несистематически выполняет задания по предмету. Мне хотелось пронаблюдать, смогут ли такие ученики, а они есть в каждом классе, включиться в работу, помогут ли мои наблюдения им поднять мотивацию к учению.
При постановке цели обучения очень важно ориентироваться на то, чему ученики научатся к концу каждого урока. В этой связи передо мной вставали и встают вопросы:
-Какими знаниями должны обладать ученики?
- Какие ключевые идеи они должны понять на уроке?
- Какие вопросы должны быть исследованы и проанализированы на уроке учениками?
Поэтому важно продумать, какие приёмы критического мышления использовать для раскрытия темы, какие задания нужно приготовить для работы в группах
На каждом уроке я стараюсь использовать различные формы деления на группы. Задания для групп подбираю как дифференцированно, так и индивидуально.
Я отметила для себя. Что учащиеся работая в группе, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса. Наблюдая за детьми, я вижу, как они обсуждают задания, как внимательно слушают когда говорит кто-то из них, если не согласны, то спорят, доказывают своё мнение. Я заметила, что ребята стремятся всех включить в работу, реально оценить вклад каждого в общую оценку группы.
Анализируя свои уроки, посещая уроки коллег-уровневиков, организуя коучинги, я убедилась в том, что групповая работа повышает как учебную. Так и познавательную мотивацию участников учебного процесса.
Я увидела, что изменения, внесённые в мою практику, смогли помочь детям, они перестали бояться выступать, повысилась мотивация к обучению. Ребята с удовольствием работают в группе : читают текст, делают рисунки, записывают термины с учебника, особенно ученики 7 класса любят оставлять кластеры и т. д . Но за отведенное время они не успевают усвоить весь материал текста. Я предполагаю, что у них не сформированы навыки выделения главного в тексте, анализа, сравнения и т. д. Соответсвенно при защите проекта дети затрудняются последовательно, локаничо и исчепывающе изложить материал. Также причиной затруднения является недостаточное развитие речи . Поэтому я должна продолжить работу по поиску более эффективных методов и приемов формирования монологической речи, развивать способности учащихся быстро прочитать текст и понять его.
Главные условия работы в группе- взаимопономание между членами группы, умение разрешать конфликты. Вести грамотный. Культурный диалог.
Теперь я знаю, что могу помочь и другим. Особенно с большой ответственностью необходимо продумывать коучинг-занятия для коллег. Это особенно строгие судьи и помощники, они очень остро реагируют на ошибки и просчёты. Поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, быть компетентной по любому вопросу. Но тем и интереснее работать дальше, идти намеченным курсом. Новые подходы используем при организации педагогических форумов: планёрок, педсоветов, семинаров. В процессе исследования я поняла, что мне очень многому ещё нужно учиться, постоянно работать надо, изучать дополнительную литературу, консультироваться с тренером, с коллегой, прошедшей курсы первого уровня.
« Учитель должен располагать достаточным объёмом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в личностном становлении. Принимая во внимание важность индивилдуализации обучения и формирования у учащихся метосознания- навыков обучения тому, как обучаться» ( Руководство для учителя, стр 145.)
Для себя я сделала вывод, что проводить уроки по старым традициям мне не интересно, просто наверное, действительно, как говорил наш тренер Тушинская Ольга Юрьевна, что в нашем сознании что-то перевернётся после прохождения трёхуровневых курсов, и мы не сможем работать как раньше, традиционно. А ещё, я всегда вспоминаю фразу, которая стала моим путеводителем профессиональной деятельности: " Меняется мир, меняемся мы".
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Лена8958 (2016-01-28) | Автор: Елена Михайловна E
Просмотров: 280 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru