Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Книга или интернет
КНИГА ИЛИ ИНТЕРНЕТ

Куклина М.П. – зав. библиотекой ГУ СОШ№43 г. Павлодара

Некоторое время назад, готовясь провести мероприятие, мне попалась статья «Книгам в завтра путь заказан?» из газеты «Звезда Прииртышья» от 24 апреля 2012г. «Отношение к книгам сегодня очень неоднозначное. Вроде бы все понимают, что чтение как минимум еще никому не вредило, а вообще-то всегда было главным и чуть ли не единственным источником знаний, способствовало культурному развитию человека, его просвещению, воспитанию, образованности. Характеристика «начитанный» означала «напитанный» знаниями, эрудированный человек. Но, похоже, молодежь все чаще смотрит на библиотеки и книжные полки не как на очаг просвещения, а как на музей этого вида информации. Новое поколение книгам зачастую предпочитают Интернет, позволяющий, по их мнению, в тысячи раз оперативнее найти необходимую для учебы и работы информацию, или телевидение, где многое решают картинка, звук, и не нужно сидеть часами, уткнувшись в книгу». Далее представлены рассуждения о роли чтения и книги представителей двух поколений: живописца, члена Союза художников РК Виктора Поликарпова и председателя литературного объединения имени П. Васильева, журналиста Александра Вервекина. Представлю выдержки из интервью:
В.Поликарпов: «Интернет и телевидение неотвратимо прочно вошли в нашу жизнь, и это хорошо. Но они не смогут тягаться с осязаемой, бумажной, книжной литературой, дарящей миру уникальные книги, которых мы не найдем в глобальной сети, и содержимое которых если и попадет в эфир ТВ, то в совсем крошечных объемах, будет значительно уступать по глубине содержания. Удовольствие от чтения и умение размышлять над книгой не должно кануть в Лету».
А. Вервекин: «…книги во многом проигрывают современной технике. Нет, мои сверстники еще читают «бумажную» литературу с удовольствием, но, мне кажется: два-три поколения – и книги вообще редко будут сходить с полок».
Как обстоят дела в нашей школе, решила выяснить, проведя анкетирование среди 10-х классов (ныне выпустившихся)
На анкеты смогли ответить 30 учащихся. И вот какие получились результаты:
1.Любите ли вы читать? да нет немного
20 5 5
2.Какими пользуетесь библиотеками? школьной детской личной ни какой
19 6 11 3
3.Как часто вы ходите в школьную библиотеку? 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в месяц 1 раз в год
3 10 14 3
4.Сколько книг в вашей домашней библиотеке? 20 50 100 больше 100
9 7 4 9
5.Как быстро вы читаете? 1 книгу в 2 дня 1 книгу в неделю 1 книгу в месяц 1 книгу в год
7 13 7 2
6.Какие книги любите читать? историческ о природе о жизни фэнтези стихи энциклопед журналы ни какие
15 4 3 17 7 6 0 1
Любимые книги изучаемые в школе современные нет любимой книги
9 15 11
7.Читают ли книги ваши родители? мама папа бабушка и дедушка
17 12 12
8.Можете ли вы самостоятельно найти книгу в библиотеке? да нет
25 2
9.При выборе книги, на что вы обращаете внимание? на обложку на предисловие на картинки по совету друзей
6 16 2 14

Приятно видеть, что читать любят большинство ребят. Отрадно осознавать, что школьной библиотекой пользуются многие, хотя она не в состоянии удовлетворить досуговое чтение или предложить книги современников, даже изучаемых по школьной программе. Пользование именно школьной библиотекой обусловлено ее удобно-близким расположением к учебному процессу: задали – взяли. Отсюда и низкий показатель посещаемости – берут книги по школьной программе. Во втором вопросе был упущен один из вариантов ответа – в интернете. Думается, что на него бы выпало большее количество галочек.
Показатель техники чтения – в норме, хотя данный вопрос раскрывает, скорее всего, желание чтения книг так такового. А вот пристрастие к жанрам заставляет задуматься. Популярными стали книги, где происходит много «движения», экшн, одно действие сменяется другим. Десятиклассники не готовы рассуждать о жизни или получать удовольствие от описания природы, что может в конечном итоге привести к очерствению души. Из жанров вытекают ответы о любимых книгах, хотя среди них (книгах) встречаются глубокомысленные.
Умение видеть содержание книги выдает уровень владения библиографическим аппаратом книги – обращают внимание на предисловие. Не последним при выборе книг было и останется мнение друзей.
Человек, так или иначе, получает информацию из различных источников. Время не стоит на месте, мы попали в век быстро развивающегося технического прогресса. Если еще 10 лет назад книга, как источник информации, была основным способом, а в большинстве случаев – единственным, то сегодня мы встречаем книгу не только в бумажном варианте. Мы можем сами выбирать удобный для нас способ получения знаний: осязаемый – держать в руках бумажную книгу, ощущать запах новизны или старины; электронный – возможность брать с собой множество текстов; аудиовариант– слушать, занимаясь еще каким-либо делом.
Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно. Главная проблема интернета во множестве и повторяемости различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую.
Книга или интернет? Это уже вопрос удобства получения информации. Чтение – вот главный критерий человека думающего. Чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо!
Чтение было и будет способом обретения культуры, средством расширения кругозора и интеллектуального развития, посредником в общении, базовым умением для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей).
«Узнавайте, читайте, ведь чтение еще ни кому не вредило» – таким лозунгом закончилось тогда мероприятие, проводимое 3 года назад и рассказывающее о популярных книгах. И сегодня усилия школьных библиотекарей не проходят даром: дети читают и любят читать.

Использованные источники:
1. Книгам в завтра путь заказан? - Звезда Прииртышья. – 2012. - 24 апреля. – С. 1,
2. ГатаулинаК. Что читает молодежь [Электронный ресурс]// Ташкентский финансовый институт КБИ-34: [сайт]. – Режим доступа:http://k-gataulina.narod.ru/chto_chitaet_molodezh/
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: blagomarina (2016-04-29) E
Просмотров: 224 | Теги: книга, чтение, интернет | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru