Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Особенности организации дифференцированного обучения учащихся на занятиях хореографического коллектива «Каприз»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«ДОМ ШКОЛЬНИКОВ»
ГУ «Отдел образования г. Риддера»

Особенности организации дифференцированного обучения учащихся на занятиях хореографического коллектива «Каприз»

Детское творческое объединение студия «Каприз»
Педагог дополнительного образования:
Степанова М.В.

Г.Риддер 2015 год

Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.
Не является исключением в этом отношении и детский танцевальный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей детей. В коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.
Принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов отечественной педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.
Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.
Индивидуальный подход в любительском коллективе — основа успешной работы коллектива.
Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти, концертной практики хореографического коллектива.
Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность.
В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы самодеятельного коллектива, когда приходится одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся, педагог много времени занимается индивидуально, в хореографическом коллективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать и проводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с группами из 7—12 человек. (Например – «Якутский» танец- где дети разделены на группы и выполняют различные задания по отработке движений). Одновременно могут заниматься 2—3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятия не рекомендуется проводить одновременно со всеми группами или партиями. Это затрудняет контроль за каждым участником. С солистами—танцорами — также целесообразно заниматься по отдельности и включать их в общие репетиционные занятия только после твердого усвоения партий. (Примеры танцев, где участвуют солисты – «4 двора»; «Индийское диско»; «Жадный мышонок»; «Царевна-лягушка»; «Дуняша» - одни солисты выбираются по примеру более сильный участник коллектива или более слабый, где есть возможность позаниматься со слабым по подготовке ребенком дополнительно).
При составлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь физиологические, психические, возрастные. Хореографический коллектив объединяет детей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а главное, разных по одаренности и предрасположенности к художественной деятельности. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать учебный материал.
Для развития творческих навыков у менее одаренных участников необходимо использовать различные дополнительные приемы — предоставлять длительное время небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; не форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т. п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства - для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление участника как исполнителя.
Период этот сложный с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1,5— 2 часов репетиции отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств его выражения.
Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях, отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо.
Реализация данной задачи основывается на диагностике творческих способностей участников, точном определении уровня их художественно-исполнительских и художественно-психологических данных. Речь идет о выявлении индивидуальности участника, прежде всего с точки зрения его творческих возможностей. На этом строится, из этого исходит организация педагогического процесса в танцевальном коллективе.
Разработка проблемы диагностики творческих способностей в целом, несмотря на предпринимаемые усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится и к профессиональному художественному образованию, и к детскому творчеству. В обоих случаях используют при выявлении способностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые при этом, общие: крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результате нередки случаи, когда один и тот же человек может оцениваться как исполнитель противоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит к большим отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных к художественной деятельности, в любительском творчестве- их нравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки зрения материальной, ни с точки зрения моральной (наносится иногда непоправимый вред, нравственный ущерб личности, калечатся судьбы).
Диагностика дает возможность определить наиболее интересные нормы вовлечения человека в творчество. Многие руководители принимают в коллектив не всех желающих, чтобы не снижать исполнительский уровень коллектива, так как не все желающие завираться художественным творчеством имеют ярко выраженные для этого способности. Тем не менее известно, что практически каждый ребенок обладает в той или иной мере художественными задатками. Но проявляются и реализуются они по-разному и, естественно, имеют разную направленность и интенсивность. Значит, для их развития нужна очень гибкая и дифференцированная методика. Поэтому так необходима диагностика способностей участников, их психологических и умственных особенностей развития: воображения, творческого мышления, скорости реакции и т. п. Обязательно также знать их интересы и устремления. Эти факторы следует учитывать, ориентируя участника коллектива на тот или иной вид творчества.
Диагностика может касаться различных сторон личности участника или может иметь как бы несколько уровней:
— диагностика общих способностей к любительского творчества — способности к восприятию искусства, творческому воображению, эмоциональной отзывчивости, творческому мышлению и т. п.;
— более частных способностей к конкретному виду исполнительской деятельности: овладению навыками, игры на музыкальном инструменте, пению, актерскому мастерству, ритмике.
В практике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или менее полно с помощью различных типов деятельности— обычного восприятия искусства, исполнительства, критического анализа и т. д.
Вместе с тем любая деятельность имеет конкретные формы организации и объединяет определенные группы людей — слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованного или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касается хореографического коллектива, то подготовка участников опирается на исполнительское мастерство, художественные навыки.



Заключение
Перед каждым творчески работающим педагогом возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них:
• как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
• как развить творческие способности при организации его учебной деятельности;
• каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
• Найти методы индивидуального подхода к учащемуся или группе.
Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами.
Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Во-вторых, дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие.
Таким образом, принцип индивидуального подхода — один из важнейших принципов педагогики и теории воспитания. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания.
Индивидуальные качества, способности играют огромную роль. Именно в художественной деятельности, организации учебно-творческого процесса. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого участника. Поэтому руководитель должен владеть в совершенстве методикой выявления индивидуальных качеств участников, знать профессиональные тонкости этой методики.
Индивидуальный подход в хореографическом коллективе — основа успешной работы коллектива.
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: vipgeolog39 (2016-05-02) | Автор: диффенцированное обучение E
Просмотров: 149 | Теги: хореография, дифференцированное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru