Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Учить по-новому

02.04.07 Светлана Тимофеева , специально для Gazeta.kz

 "Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для формирования и развития личности детей".

Закон РК "Об образовании".

Реформа образования, которая проводится в последние годы в республике выявляет все новые и новые проблемы в организации обучения детей всех возрастов.

Распад единой системы дошкольного воспитания, возникновение разнообразных альтернативных программ обучения и типов учреждений не только не избавили нас от уже существующих проблем, но и добавили немало новых.

Тем не менее, их решение - дело не одного дня и даже года. Необходимо не просто восстановить сеть дошкольных заведений, но создать либо адаптировать программы обучения настоящему времени, менталитету людей и особенностям растущей экономики. Особенно важно это сегодня в свете перехода на 12-летнее образование.

Изначально активно занявшиеся на местах решением этих вопросов власти столкнулись с целым рядом проблем.

Во-первых, оказалось, что не так-то легко найти людей в регионах, которые бы занимались разработкой методик обучения дошкольников: после развала союза не было ни денег, ни времени, чтобы заниматься научной работой. Зачастую программы разрабатывались самими преподавателями, а опытом они обменивались на немногочисленных семинарах и курсах повышения квалификации.

В Костанайской области за последние годы ситуация выправилась. Педагоги получили возможность не просто получать новую информацию, знакомиться с новыми методиками, но и обмениваться мнениями на уровне области и даже республики.

Однако вопросы психологической подготовки детей к школе, преемственности дошкольного образования и помощи детям, имеющим различные трудности в развитии, формирования творческих способностей детей - еще ждут своего решения.

Поиск путей формирования личности ребенка в дошкольном возрасте ведется многими отечественными и зарубежными учеными. Накопленные в этой области данные до сих пор нуждаются в дальнейшем изучении.

До сих пор нет единой системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей их психологическим особенностям.

Особого внимания требуют моменты, касающиеся изучения государственного языка. Сегодня немало казусов возникает при столкновении с этими вопросами.

Можно привести один простой пример: работа логопеда. В мире до недавнего времени просто не существовало специалистов этой сферы, которые бы работали на казахском языке.

- Сегодня порядка 30% специалистов, которые работают непосредственно в логопедических кабинетах области, учатся в вузах Караганды и Алматы. В стране больше нет заведений, готовящих такие кадры, - утверждает Станислава Щегельская, главный специалист отдела развития специального, дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования Костанайской области.

Учебников не хватает, а те методички, которые издаются в специализированном центре не доходят до регионов, да и их стоимость не каждому учителю по карману: одна книга, можно даже сказать брошюра, стоимостью порядка 500-600 тенге рассказывает лишь об одном звуке.

Научные труды еще не адаптированы к языку и новоиспеченным логопедам приходится самостоятельно покупать и переводить книги с русского, хотя, как они сами признаются, это сложно, поскольку термины труднопонимаемы либо непереводимы. Да и преподают они в вузах на русском языке.

Во многих районах и городах Костанайской области открыты логопункты. Работают они при учебных заведениях с сентября 2006 года. При создании служб учитывался контингент учащихся, потребность в таких специалистах. Большая часть специалистов работают при школах.

Устранять дефекты речи необходимо до 5 лет. После работа затрудняется. Для того чтобы выправить произношение звуков "р" или "щ" нужно от 3 месяцев до полугода, а с ребенком, у которого общее недоразвитие речи, необходимо заниматься порядка 2 - 2,5 лет.

Подобная ситуация сложилась не только в Костанайской области. Повсеместно логопеды в первую очередь берут детей с наиболее сложными дефектами, остальные ждут своей очереди - это порядка 30-45% от общего количества малышей.

Во-вторых, вдруг (?!) стало очевидно, что очень большая часть молодежи не очень-то и хочет становиться учителями или воспитателями, тем более - ехать потом в село.

Сегодня подготовка кадров в области образования включает в себя как системные представления, так и разрозненные, часто противоречащие друг другу положения, затрудняющие организацию жизни детей в детских учреждениях.

"Изменить существующее положение дел возможно только в том случае, если в процессе преподавания психологии в вузах будет включать в себя прямое обучение студентов практике работы с детьми.

Для этого необходимо соединить психологию как теоретическую дисциплину с практическими аспектами работы с дошкольниками, коренным образом перестроить высшее образование педагогов и психологов на всех этапах образования, отдать в нем приоритеты психологии общения", - такое мнение сегодня высказывают многие специалисты этой сферы.

Для того, чтобы теория вылилась в практические начинания, в Костанайской области реализуется специальная программа, по которой выпускникам школ выдают гранты на обучение главы региона. Особенность в том, что получить материальную поддержку могут лишь те, кто поступает на педагогические или медицинские специальности.

В идеале через несколько лет кадровая проблема автоматически должна пойти на спад. Тем более, что каждый аким города и района с некоторого времени также учреждает несколько грантов для будущих учителей и врачей. В-третьих, выкупить у частников здания бывших детских садов оказалось не так уж и просто: либо не хватало денег, чтобы вернуть "стены", либо перепланировка помещений, сделанная за последние годы в интересах бизнеса, ставила под сомнение оправданность затрат.

Некоторые здания просто разрушили, какие-то были в свое время отданы государственным структурам, которых тоже просто так на улицу не выставишь.

Казалось бы, непреодолимым барьером стал вопрос об охвате малышей дошкольным обучением. Кто-то может возразить, сказав, что рыночная экономика делает доступным раннее образование… Но только для тех, у кого есть средства. Существует практика частных детских садов, воспитателей, работающих с детьми на дому. Да и в простой сад проще попасть, если есть деньги. А как быть остальным?

Выход нашли - создание мини-центров, где дети могли бы получать навыки рисования, труда, общения со сверстниками. Здесь их "тренируют" делать первые логические выводы, и всему тому чему, по идее, учат в полноценных детских садах.

В течение нескольких месяцев (с сентября по январь 2006 года) в Костанайской области открылось 373 таких образовательных учреждений. Еще 60 в регионе уже существовали. Это позволило увеличить охват дошкольным образованием 63,2% детей в возрасте до 6 лет. На сегодня это лучший показатель в республике.

Принцип создания и работы мини-центров прост. На базе действующих в городах и районах школ создаются специальные группы, куда родители ежедневно, кроме выходных, могут приводить своих малышей на несколько часов. Длительность пребывания в каждом центре разная. В одних селах 3 часа, в других - 5.

Важно то, что за посещение групп не нужно платить. Подобная форма не предусматривает таких традиционных детсадовских элементов распорядка дня, как сон, питание, прогулки с воспитателем после обеда: эти обязанности на себя берут родители. Однако, если мама желает кормить свое чадо в центре, вопрос решается просто. Питаться ребенок будет в столовой или буфете, которые существуют при каждой школе.

Вопросов по программе обучения также не возникает - в мини-центре ребенок изучает весь комплекс предметов, которые предусмотрены для обычных детских садов.

В сложившейся ситуации - неплохое решение возникшей проблемы, тем более в свете перехода на 12-летнее образование.

Планируется и строительство новых дошкольных учреждений, но когда это произойдет - неизвестно. Пока готовится проектно-сметная документация. Возможно, что через пару лет будут выделены деньги из республиканского или местного бюджета на решение этой проблемы.

По предварительным прогнозам финансирование строительства новых дошкольных учреждений появится в 2008-2010 годах. Где конкретно будут располагаться новые здания, тоже не ясно.

Рано говорить и о суммах, которые понадобятся на реализацию этой идеи.

Дополнительно напряженность ситуации сегодня пытаются снять с помощью перевода школ-садов в статус яслей-садов.

В этом году в Костанае возможна реорганизация 5 садов, но говорить о том, что все они сменят контингент учащихся, пока нельзя.

- Один из этих садов находится в частных руках, поэтому все будет зависеть от того, как отработает руководитель - сможет ли набрать необходимое количество детей дошкольного возраста или нет. В остальных случаях тоже достаточно непростые ситуации, - говорит Людмила Кожевина, методист по дошкольному обучению ГУ "отдел образования акимата города Костаная".

Например, школе-саду №5 необходим капитальный ремонт, а значит, и значительные финансовые затраты.

- Сад состоит их 2 зданий, одному из которых больше 70 лет. Второе требует замены кровли, электропроводки, канализации и отопительной системы. Кроме того, в одном из зданий сада не предусмотрены спальни, и после перепланировки высвобождаемая полезная площадь сможет вместить всего 3 группы яслей-сада, а средства будут выделены большие. Это не снимет проблемы с дошкольным образованием, - поясняет Людмила Кожевина.

Получается, что часть школ-садов принесет больше пользы, если не будет реорганизована. Поскольку в Костанае действительно пока нет всех условий необходимых для работы с детьми до 6-7 лет.

И выходит, что кардинальное решение проблемы требует не только значительных материальных, но и интеллектуальных ресурсов, которых у региона сегодня нет.

Да и для самих родителей, которые водят детей в детские сады, а не мини-центры, проблема финансов также остра. В месяц за ребенка необходимо платить от 3,5 до 5 тысяч. Почему колебание сумм так велико?

Все ясли-сады - это ГККП (государственное коммунальное казенное предприятие) и находятся на частичной дотации, то есть из бюджета выделяются деньги только на покрытие расходов, связанных с отоплением здания и выплатой заработной платы сотрудникам. Остальные средства предприятие должно зарабатывать самостоятельно, то есть брать плату за предоставленные услуги.

Некоторые родители ссылаются на документ, в котором говорится, что при посещение детского сада необходимо оплачивать лишь 100% питания. Однако здесь возникает "небольшая" неувязочка: подобное требование относится к ГУ (государственному учреждению), но никак не к ГККП.

Поэтому в ту сумму, которую отдают родители, входит оплата не только питания, но и частично коммунальных услуг, света, газа, горячей и холодной воды, даже ремонта.

Учитывая тот факт, что все здания детских садов давно требуют капитального обновления, если не реконструкции, можно себе представить в какую сумму выльется замена системы отопления или канализационных труб. Затраты на то, чтобы сохранять здание в более-менее нормальном состоянии значительно снижают возможности дошкольного учреждения в плане обновления методического материла, закупки новых игрушек, постельного белья и других "бытовых" мелочей.

Говорить о том, что все проблемы будут сняты с повестки дня в ближайшие годы, легкомысленно.

Однако комплекс мер, который сегодня реализуется в Костанайской области, принесет свои плоды… через 5-10 лет.

Если говорить о растущем поколении: быстро это или долго?

Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: collegy (2007-04-10)
Просмотров: 2120 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 12:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru