Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Эссе «Творческие способности даны человеку от рождения. Или можно развить?..»
«Физики и лирики»! Кто не слышал это выражение? Причем, как правило, в смысле противопоставления. «Лирики» – этакие романтические, творческие натуры… И «физики» – прагматичные научные «сухари». Как говорил герой в одном известном фильме: «Обидно, слушай!». И мне тоже было обидно. Я – физик-информатик, но это не значит, что я не обладаю желанием заниматься творческим делом. Первое, что я сделала, это выбрала специальность – учитель. На мой взгляд, это одна из самых творческих профессий в мире. Художник пишет красками, скульптор лепит из глины или высекает из камня, поэт складывает обычные слова в чудесные строки, музыкант играет так, что отзываются струны в душе… А мы? Что делаем мы – учителя? Да все то же самое, только с более тонкой материей – ребенком, человеком, личностью. И в этом процессе важны не только мои творческие способности, но и способности детей, с которыми я работаю.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процес-са.Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное со-держание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы передачи информации: устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального мас-штаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становле-нию нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
В ГОСО в качестве базовых ценностей в содержании общего среднего образования определены:
1) казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
2) уважение;
3) сотрудничество;
4) труд и творчество;
5) открытость;
6) образование в течение всей жизни.
На основе привития ценностей образования у обучающихся должны развиваться:
1) готовность к служению интересам Казахстана;
2) уважение и соблюдение норм Конституции и законов Республики Казахстан;
3) социальная ответственность и умение принимать решение;
4) мотивация к овладению государственным языком;
5) уважение культуры и традиций народа Казахстана, культурного многообразия мира;
6) приверженность идеям духовного согласия и толерантности;
7) позитивное отношение к окружающему миру и сохранению экологического равновесия;
8) творческое и критическое мышление;
9) коммуникативность и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные средства и технологии;
10) мотивация к обучению и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Таким образом, сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с детства.
Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличию имеющихся уже у человека запаса навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.
Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Или, если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства.
Что же надо, чтобы творческие способности ребенка развивались и позволили ребенку стать гармоничным и развитым человеком?
В своей работе я стараюсь для этого использовать следующее:
• Создавать ситуации выбора (процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения);
• Организовать сотворчество в детском коллективе, но с проявлением и развитием творческих способностей каждого;
• Использовать технологии развития творческого мышления;
В казахстанском образовании провозглашен сегодня принцип функциональной грамотности,вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: oivtsh10 (2017-03-05) | Автор: Пивкина Алёна Владимировна E
Просмотров: 1914 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru