Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Иссяк ли в обществе запас доброты?

 К сожалению, никак у нас не уходят в прошлое проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Казалось, война закончилась более 60 лет назад, а сироты есть, причем с каждым годом их становится все больше. Детские дома переполнены. Кем станут нынешние воспитанники детских домов? Как сделать так, чтобы выросли они хорошими людьми, сумели найти себя в большой взрослой жизни, как нам всем миром справиться с проблемами сиротства? Об этом говорят директор неправительственной организации «Молодежный Медиасоюз» Светлана Ахметжановна Галиева и главный специалист Бостандыкского районного отдела образования г. Алматы Любовь Борисовна Нефедова.

С.А.: Я три года занимаюсь детьми-сиротами и знаю, что проблема социальной адаптации детдомовцев у нас стоит очень остро. На мой взгляд, надо менять всю систему воспитания воспитанников детских домов, менять стереотипы. Если раньше государство больше беспокоилось о том, чтобы дети были сыты, хорошо одеты, то сегодня эти проблемы уходят на задний план. Детдомовские дети сейчас, наоборот, слишком сытые, слишком закормленные. Понаблюдайте, как они завтракают или обедают. Перебирают пищу: «Это я уже пробовал, это мне не нравится, это не вкусно». А спонсоры им везут бесконечные коробки конфет, кроссовки, разные подарки. Общество в целом сегодня не понимает, что нынешним детдомовцам требуются проекты, которые дадут им расти, а в дальнейшем – твердо шагать по жизни. Не так давно меня просто выбила из колеи одна ситуация. К нам на сайт «Бала», где мы пишем о проблемах детдомовских детей, написал письмо учитель одной из московских школ. К нему «прибилась» девочка из Казахстана, Настя, выпускница детского дома, причем – без единого документа. Границу пересекла в багажнике машины. «Я живу с мамой, – написал учитель, – готов ее удочерить. Помогите что-то сделать». Через месяц я поехала в Москву в командировку. Выяснила, что девочка воспитывалась в детском доме Северо-Казахстанской области. Выписали ее оттуда со всеми документами, она получила специальность швеи. Только одно «но» здесь имеется – работать она не хотела… В Москве я с девочкой не встретилась, зато через некоторое время она мне позвонила уже из… Алматы. Вновь пересекла границу в багажнике КАМАЗа. Снова живет у чужих людей, и снова ее готовы удочерить. Выяснили мы, что у Насти есть родной брат, но жить она с ним не хочет. Уже успела побывать в приемнике-распределителе в Оренбурге. – Настя, а работать ты не пробовала? – спрашиваю у нее. – Нет. Вы мне паспорт сделайте! – Чтобы мы тебя потом еще и в дальнем зарубежье вылавливали?!

Л.Б.: Недавно разговаривала с одним мальчиком. «Государство мне обязано», – говорит он. «Тебя государство до 18 лет обувало, одевало, обучало, – спорю я с ним. – Свою дальнейшую жизнь ты теперь сам должен строить. Тебя же устроили на работу». – «Негры пусть за такую сумму пашут!» – «А сколько ты получаешь?» – «30 тысяч». – «А я получаю 18 тысяч». – «Это ваши проблемы!» Еще один пример. Французский дом полностью отремонтировал зону отдыха школы-интерната № 8 г.Алматы на Капчагае. Приезжаем. Некоторые плиточки в бассейне выковыряны – дети их на сувениры разобрали! Из одного шкафчика выпали грязные вещи. Причем это ребята уже не маленькие, школьники. Они в состоянии и гвоздь забить, и белье постирать, и одежду подшить. Могут – но не хотят. Говорю девочке: «Выйдешь замуж, у тебя будут дети, за ними надо ухаживать». «Ха-ха-ха! – смеется она. – На фига они мне нужны!» С такими девочками должен работать психолог. Я понимаю: в детских домах не хватает специалистов, социальных работников, психологов. Согласна со Светланой Ахметжановной: надо менять всю систему воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нужно, чтобы каждый ребенок знал: рано или поздно он выйдет в большую жизнь, что обязательно должен получить образование, рабочую профессию. Конечно, у этих детей очень тяжелый груз за плечами. Зачастую они привыкли жить на помойке и, увы, чувствуют там себя иногда более комфортно, чем на постели с белыми простынями. Им охота бродяжничать: некоторые лучше будут спать в канализационном люке, чем в спальне детского дома. – Тебя в детском доме обижают, бьют? – спрашиваю девочку. – Нет, но мне там лучше…

 Корр: И какой выход из положения? ...– Только индивидуальная работа с каждым ребенком. Но у нас в городе – в органах опеки и попечительства – работают только 6 специалистов. Это мало. Вот еще один пример. Девочке – 9 лет, она нигде не учится, ее брату – 4 года. Их мать умерла от передозировки наркотиками. До сих пор у детей нет свидетельства о рождении. Органы здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, прокуратура должны работать совместно по предотвращению подобных случаев. А с мамочками надо начинать работать с того момента, когда они только узнают о беременности и в первый раз приходят в женскую консультацию.

 Корр: Говорят, новое – это хорошо забытое старое. Почему-то сегодня наглухо забыт опыт замечательного педагога Антона Семеновича Макаренко, который под Харьковом построил коммуну, где дети трудились на поле и даже на школьном заводе: делали фотоаппараты! Как было бы хорошо, если бы сегодняшние детские дома имели свои участки земли, ребята ухаживали бы за животными, каждый имел свои собственные обязанности… Что, ничего подобного сегодня нет? Л.Б.: Как правило, работа воспитанников детских домов заключается в самообслуживании, и то они не слишком себя утруждают.

 С. А.: Опять же здесь нужно дойти до каждого ребенка. Объяснить ему, что к чему. А начинать – с преобразования детских домов. Невозможно управлять детским домом в 300 человек. Это нонсенс! В таком детском доме заведомо вырастает психически больной человек. Сто детей для одного детского дома – и то много. Или детские дома надо закрывать, как это сделали в Румынии и некоторых других странах. В крайнем случае, преобразовывать их в дома семейного типа.

Л.Б.: Мы не говорим еще об одной важной проблеме. Каким бы распрекрасным ребенок не был, жизнь его не сложится, если он не будет иметь собственную квартиру. А сколько у нас детей, у которых нет никаких родственников! Как им адаптироваться в этой жизни? Вот где пригодились бы меценаты! Не те, что коробки с конфетами привозят, а те, кто реально помогает детям устраивать свою жизнь. Пусть предприниматели придут в детские дома накануне выпуска, побеседуют с ребятами, возьмут их работать на свои предприятия. Пошефствуют над ними, пока они окончательно не встанут на ноги. Кто-то из детей наверняка мечтает стать строителем, кто-то – кулинаром, кто-то – работать на компьютере… У нас же зачастую сунут ребенка в училище, а он не хочет быть, к примеру, поваром, мечтает стать мебельщиком. В 8-м интернате есть малыш, который потрясающе лепит из пластилина! Это же талант, этот ребенок, может быть, будущий скульптор! Самое главное, надо соучаствовать в жизни ребенка, сопереживать ему. А для этого у каждого воспитателя, у каждого взрослого, который приходит в детский дом, должно быть доброе сердце.

С.А.: Думаю, здесь большую роль могут сыграть неправительственные организации, большой потенциал которых пока полностью не раскрыт. Ведь нам под силу то, до чего не доходит государство. В Казахстане имеются хорошие программы по развитию патроната, по пропаганде усыновления. «Молодежный Медиасоюз» провел среди журналистов конкурс на лучшее освещение проблем детских домов: патроната, альтернативных форм воспитания детей-сирот. Эта акция имела очень большой резонанс. Увеличилось количество людей, которые стали обращаться в органы опеки по поводу патроната, детей из детских домов начали брать на каникулы, дружить с ними. Уже сейчас у нас есть хорошие примеры. Более 200 вузовских грантов получили дети-сироты. Оксана Сербина из детского дома № 2 поступила в Университет международного бизнеса на специальность «связи с общественностью». Это, я вам скажу, очень нелегко. У нас есть интересный проект «Газета в детском доме». Это один из проектов, который поддерживает фирма «Филип Моррис Казахстан» и на который, на мой взгляд, надо равняться в работе с детдомовцами. Дети – участники проекта – уже умеют написать заметку, выстроить свою беседу, сформулировать вопросы – это важно. Ребята учатся общаться, брать интервью, работать на компьютерах в серьезных программах. В ближайшее время 12 воспитанников алматинских детских домов мы будем обучать на компьютерных курсах. Дети, что важно, получат соответствующий сертификат. В Костанае с ребятами – корреспондентами газеты «Многоточие» встречался заместитель акима города. В Уральске юные корреспонденты уже полностью освоили верстку. Что характерно, в Толебийском детском доме Южного Казахстана директор сначала не понял этого проекта, воспринял его как нечто враждебное, а сейчас газета у него на столе на видном месте лежит. Он сам читает все материалы, ему интересно. В том же 8-м детском доме работает группа, которая занимается с детьми арт-терапией. Это совершенно потрясающий проект! Ребята рисуют, поют, ставят спектакли. Арт-терапевты показывали мне работы детей – до их курса и после. Так вот после – на рисунках совсем другие краски. Мы организовали фестиваль самодеятельных видеофильмов, ребята сделали потрясающие ролики! Столько режиссерских находок! Теперь у нас возникла идея провести вместе с детьми фестиваль бумажных змеев. Много делает для детских домов «Лига женщин творческой инициативы», возглавляет которую Ася Хайруллина. Лига провела учебу с потенциальными патронатными семьями, выпустила сборник законодательных материалов, касающихся патроната. Я бы сказала, что эта организация сплотила всех людей, которые занимаются с воспитанниками детских домов.

Корр: В России много внимания уделяется кровным семьям. Ведь ребятам зачастую после выхода из детского дома идти некуда – только обратно в семьи.

Л.Б.: Социальное сиротство страшно. А попробуйте что-то плохое сказать ребятам в адрес их горе-мамашек! Они сразу начинают за них заступаться: «Маме нужны деньги на лекарство». А лекарство это – хорошо выпить. К сожалению, у нас пока не уделяется должного внимания подобным семьям, с ними не работают, например, как в России – психологи из неправительственных организаций. Хотя если мать, ограниченная в родительских правах, начинает вести нормальный образ жизни, решает забрать своих детей из детского дома, и мы видим, что это идет на пользу и маме, и детям, то даем им для начала встречаться. Идем на то, чтобы дети контактировали с родными. Ведь есть же не только пьющие родители. У детей имеются бабушки, дедушки, братья, сестры. Как можем, мы содействуем таким семьям. Говорим ребенку: «У тебя хорошая мама, ей просто надо помочь!» Тут есть еще одна проблема. Если родители лишены прав на детей, они должны платить им алименты. А какие могут быть алименты, если мама с папой бомжуют, а бабушке трудно на свою пенсию содержать внуков. Сейчас идет разговор о том, чтобы, несмотря на алименты, которых, в общем, и нет, давать деньги опекунам – тем же бабушкам и дедушкам. Надеюсь, этот вопрос сдвинется с места. Вот я сижу в кабинете. Заходит красиво одетая женщина и спрашивает: «Как мне устроить ребенка в детский дом?» Я шокирована. Она еще не родила, а уже собирается пристраивать свое дитя. Мои возражения не слушает: «Хватит мне лапшу на уши вешать, – говорит, – отвечайте на вопрос! И скажите спасибо, что я его не выброшу на помойку!» В это время у меня в кабинете сидела бабушка, которая оформляла опекунство над своими внуками: их родители погибли, – так она даже заплакала: «Мир перевернулся!»

С.А.: Обидно, что в детских домах много казахских детей, ведь отдать ребенка на сторону в казахских семьях испокон веков считалось позором. Надо проводить работу по возрождению национальных традиций и начинать ее в школах. Пусть еще на школьной скамье девочка освоит как дважды два четыре: отдать своего ребенка – позор.

Корр:А как у нас насчет усыновления детей иностранцами?

Л.Б.: У нас вновь открыли иностранное усыновление. Каждую пятницу заседает совет по опеке. Но мы показываем иностранцам только тех детей, которые имеют проблемы со здоровьем.

Корр: А очередь из граждан Казахстана, которые хотят усыновить ребенка, есть на сегодняшний день? – ...Нет, будущие родители могут подойти и выбрать ребенка для усыновления сразу. Но знали бы вы, как некоторые «выбирают»! «Я просила привести голубоглазого, а вы мне кареглазого привели!» Не выдерживаю: «Вы что, в «Детский мир» пришли?» Смотрят на все: как повернулся ребенок, как взглянул, почему не улыбается – кошмар какой-то! А иностранцы радуются любому малышу. Обсуждают сразу, в состоянии ли ему помочь, увенчается ли операция успехом? Они ведь смогут у себя дома ребенку из детского дома сделать дорогостоящую операцию. У нас, к сожалению, ребенок-инвалид, как правило, вырастет и попадет в дом инвалидов. А дети с пороком сердца, ВИЧ-инфицированные!

С.А.: В общем, проблема огромная. Нужно широко информировать население о проблемах сиротства. На детдомовцев надо смотреть не как на врагов, а, наоборот, оказывать им всяческое содействие, особенно в личностном плане, не дарить детям конфетки, а помогать им по жизни. Это может сделать каждый человек. Увы, мы сегодня обленились, многие живут в своем мирке и не хотят вылезать из их комфортного кокона. Хотя, в принципе, и много людей, с которыми я сталкиваюсь в своей повседневной работе, помогают детям-сиротам. В людях большой запас доброты, его необходимо только направить в нормальное русло. Нужны буклеты, рекламные ролики. Мне нравится, что по российскому телевидению постоянно крутится ролик: «В России – 700 тысяч детей сирот. Им нужна ваша любовь». Все! Две фразы, а как западают в душу! В Казахстане сегодня более 70 тысяч детей воспитываются в детских домах. Для нашей страны это не слишком большая цифра. Помочь сиротам можно.

В диалоге участвовала Людмила БОРИСОВА.  

Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 1459 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2020-05-27, 0:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru