Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Формирование ключевых компетенций у учащихся
[size=6]Формирование ключевых компетенций у учащихся
Ковалева О.А. учитель математики
КШДС № 33 г. Караганда

Актуальность темы самообразования обусловлена :
 Возникшим противоречием между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью технологии формирования у учащихся ключевых компетенций в образовательном процессе, определения критериев оценивания полученного результата образования.
 Участием в эксперименте по реализации компетентностного подхода в обучении, научно-исследовательской работой методического объединения учителей математического цикла по проблеме «Внедрение формирующей системы оценивания»
Проблема исследования заключается в научном обосновании
теоретико – методологических основ и практической реализации процесса формирования ключевых компетенций у школьников,
определении условий и критериев оценки его эффективности. Другими словами, стоят три вопроса:
Что формировать на определенном этапе урока?
Как формировать?
Как оценивать?
 Объект исследования: ключевые компетенции школьников.
 Предмет исследования: процесс формирования ключевых компетенций у школьников.
 Цель исследования – определить состав ключевых компетенций с учетом специфики предмета выявить психолого - педагогические условия, способствующие
эффективности процесса формирования ключевых компетенций у школьников, разработать этапы технологии формирования и оценивания ключевых компетенций
Гипотеза исследования:
Эффективность процесса формирования ключевых компетенций обеспечивается при условии
 Использования учителем форм учебной работы с увеличением доли самостоятельной и групповой работы, приемов педагогической техники Гина, Рудика, стратегий развития критического мышления
 Создания соответствующего УМК (заданий-измерителей, КОЗ, тестов функциональной грамотности, заданий по таксономии Блума)
 Разработки и внедрения формирующей системы оценивания
 Осуществления обратной связи с уч-ся (рефлексия, листы обратной связи)
В основу исследования положена технология формирования ключевых компетенций в процессе учебной деятельности в соответствии с теорией формирования субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова, которая включает следующие этапы:

Связь между этапами и ключевыми компетенциями представлена ниже:
Этапы Ключевые компетенции
Эмоционально -
мотивационный Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость при
напряжениях;
Организационно –
деятельностный Регулятивные компетенции:
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- концентрация на учебе;
- умение делать заключительные выводы;
Этап эмпирического
моделирования Социальные компетенции:
- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
- умение работать в группе;
Этап теоретического
моделирования Учебно – познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания;
Творческий
этап Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения проблемы;
Контроль и оценка
(совершенствование
модели) Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше;

На сегодняшний день актуальной является разработка такого подхода к
оцениванию образовательных результатов учащихся, который позволил бы:
устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планиро-
вания и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку». В связи с этим крайне необходимо ввести в практику оценку новых результатов образования. В представленной ниже схеме показаны виды оценивания:

Эти виды оценивания направлены на решение двух разных задач обучения: внешнее (суммирующее) оценивание применяется для оценки уровня достижения результатов обучения, тогда как внутреннее (формирующее) оценивание используется для того, чтобы активизировать и оптимизировать процесс обучения данного учащегося.
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.:

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентностей:
 . Тесты «на применение». Используются при определении межпредметных компетентностей.
 В рамках традиционной дидактики наиболее близко по содержанию к компетентностям относится термин «Применение» в таксономии педагогических целей Блума. «Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание». По этому принципу построены тесты PISA, а также многие олимпиадные задания. Таксономия Блума дает возможность выстраивания как традиционных (знаниевых), так и новых (компетентностных) результатов обучения.

2. Рейтинговая модель. Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха.

 Проект – 30 б
 Решение олимпиадных задач-20 б
 Контрольная работа – 15 б
 Практические, самостоятельные работы, тесты – 10 б
 Защита реферата – 9 б
 Ведение тетради, ответ у доски, работа по карточке – 5 б
 Дополнительные занятия, домашнее задание – 3 б
 Работа над ошибками – 2 б

3. Мониторинговая модель. Создание «портфолио». Наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Введение формирующего оценивания.
Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки:

В основу формирующего оценивания может быть положена система оценивания учебных достижений, предложенная в проекте Республиканского научно-практического центра по проблемам 12-летнего образования, адаптированная для пятибалльной системы оценки.

 Критерий В отражает сформированность аспектов компетентность разрешения проблем или самоменеджмента, он реализуется при выполнении исследовательских работ, проектов, решении компетентностно-ориентированных заданий. В полной мере критерий В применяется для оценивания в конце учебного года при защите проекта или выполнении компетентностно-ориентированного теста. В процессе обучения могут быть использованы при необходимости некоторые аспекты критерия В, которые реализуются в процессе решения компетентностных заданий.
 На основании критерия С в процессе работы с информацией выявляется уровень сформированности информационной компетентности.
 По критерию D устанавливается степень сформированности и развития навыков письменной, устной и продуктивной коммуникации, составляющих коммуникативную компетентность выпускника определенной ступени среднего образования.
 Текущие отметки по критерию А выставляются в классный журнал.
 Оценивание по критериям В и С производится при выполнении проекта, научного исследования или решения компетентностных заданий на основании зафиксированного в портфолио процесса деятельности ученика. Объектами оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося, листы представления решений компетентностных заданий, презентация продукта, а так же наблюдения за работой ученика на занятиях и на консультациях.
 Оценивание по критерию D осуществляется на основании наблюдений учителя и анализа ответов ученика. Объектами оценки являются письменные работы, устные ответы и презентации результатов решения компетентностных заданий, проектов, участие в работе групп, в диалогах, дискуссиях, дебатах и т.п., наблюдения за учеником на занятиях и на консультациях. Оценивание по данному критерию в баллах может проводиться в портфолио на специальных листах оценки аспектов ключевых компетентностей.
В связи с этим, предлагается ввести тетрадь-портфолио по предмету с печатной основой, представляющей собой файловую папку с вкладываемыми листами работы на уроке и содержащей:
 листы самооценки выполнения дом. задания (по модельному ответу), самооценки работы на уроке
 Рейтинг-листы
 Диагностические, самостоятельные, тестовые работы
 Листы обратной связи, рефлексии, отчеты уч-ся за месяц, неделю, четверть или после изучения темы
Это позволит высвободить время учителя, сделает процесс прозрачным для учащихся и наглядным, позволит систематизировать весь материал по ученику, увидеть траекторию его развития по предмету, осуществлять формирующее оценивание, вести мониторинг формирования ключевых компетенций.
Литература:
1. И.С. Фишман, Г.Б. Голуб «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся» издательство «Учебная литература» 2007 г.
2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. . 7. 1999.
3. . Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа. Плюс до и после. .4. 2004.
4. Диканская Н.Н., Герасименко Е.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Мониторинг образовательного процесса. . 4. 2003.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.
7. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
9. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
10. Положение о системе оценивания учебных достижений учащихся (проект) Астана 2007

Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: olga1970 (2012-12-15)
Просмотров: 2889 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru