Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, НАЙТИ И НЕ ПОТЕРЯТЬ
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, НАЙТИ И НЕ ПОТЕРЯТЬ
Штепа Ю.Ю.
Средняя школа № 29, г. Актобе
Что такое одаренность. Одаренный или неодаренный человек. Как нас всегда это волнует! Как часто родители беспокоятся: «У моего ребенка нет никаких математических одаренностей, а мне так хотелось бы, чтоб он стал, как и отец, инженером». Но, очевидно, раньше всего надо знать, что такое одаренность. Иначе и нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании, недостатках и достоинствах. Это тем более необходимо потому, что употребляемое с такой легкостью понятие «одаренность» только на первый взгляд кажется столь простым и очевидным.
Говоря об одаренностях, мы оперируем такими философскими категориями, как «возможность» и «действительность». Подобно тому как брошенное в почву зерно лишь возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии, что структура, состав, влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными. Одаренность человека - лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и знания понадобятся и т. п.
Одаренность - это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившаяся у ребенка музыкальная одаренность ни в коей мере не гарантирует того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых одаренность может не развиться. Но известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех одаренностей, дальнейшее развитие которых принесло ему в конце концов заслуженную славу.
«От каждого по его способностям...». В любом обществе этой формулой определяется то, что ждет страна от каждого гражданина. Вместе с тем эта же формула говорит о том, что люди по своим способностям отличаются друг от друга. «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство одаренностей или одинаковость физических сил и душевных одаренностей людей. Само собой разумеется, что в этом смысле люди не равны». Вот почему, говоря об одаренностях, имеют в виду индивидуальные психологические особенности человека. Спортивные одаренности, конструкторские, педагогические, организаторские... Все это качественная характеристика одаренностей, ответ на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, добиться больших успехов и достижений для пользы общества.
Лишь у немногих дарование лежит на поверхности - его приходится обнаруживать и специально развивать, не навязывая ребенку своих представлений о единственно возможном для него жизненном пути, а помогая ему самому найти этот путь и укрепиться в своем выборе. И если, вопреки чаяниям родных и близких, из мальчика не получается выдающийся математик или композитор, пути ему не заказаны - из него может выйти талантливый инженер или блестящий педагог. «В нашей стране не талантливы только лентяи», - сказал Николай Островский. С этим нельзя не согласиться.
Однако как можно выявить одаренность человека, а выявив, развить? Этот вопрос стоит и перед школой, и перед семьей, и задача эта не представляется никому легко решаемой. Трудоспособность. Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности. Прежде всего этим - хотя, разумеется не только этим – отличаются они от остальных детей.
Другой, существенно важный фактор развития одаренностей ребенка – устойчивые, специальные интересы. Специальные, подчеркиваем мы, потому что говорить об интересах «вообще» как факторе одаренностей, само собой, нет смысла, так как нет ребенка, у которого не было бы самых разнообразных интересов: к приключенческим повестям и кинофильмам,
футболу, почтовым маркам, голубям и т. п. Познавательный интерес здесь неприметно превращается в действенное овладение приемами и способами деятельности. Это перерастание интереса в действие можно отчетливо увидеть в автобиографическом рассказе изобретателя В.А. Дегтярева: «За зиму я научился бойко читать, писать и считать, а лето опять проводил в саду и в дедушкиной кузне… Как-то в воскресенье отец повел меня в город и там, у одного купца, мы увидели фонтан. Всю дорогу я приставал к отцу с вопросами: откуда берется вода, почему она идет вверх, что её разбрызгивает? Отец подробно объяснил мне устройство фонтана. Не говоря никому ни слова, я притащил со свалки несколько старых водопроводных труб, стал их подгонять друг к другу, свинчивать, прилаживать…
Вскоре на той же свалке я отыскал мятый заржавленный бак. Взгромоздив его на крышу, скрепив кран проволокой с трубой и прочно примазав замазкой, я распорядился: - Ну ребята, таскайте воду! Скоро бак до краев был наполнен водой. Я торжественно открыл кран. Все
застыли, пораженные неожиданным зрелищем: из трубы высокой струей била вода. - Стой, ребята! - закричал я, опомнившись. - Это - не то! надо, чтоб вода разбрызгивалась! Ребята неохотно разошлись, а я заперся в дедовской кузне и стал мастерить из жести высокий конус. Приладив его к трубе, возвышавшейся над клумбой, я положил в него мячик. Вечером, когда пришел отец и собрались соседские ребятишки, над клумбой взвился бисерный столб воды. Мальчишки от удивления открыли рты, а отец осмотрел устройство фонтана и в награду дал мне двугривенный на пряники…"
Подмечено, что пробуждение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением одаренностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития. Наши желания, по словам Гёте, предчувствие скрытых в нас одаренностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить. Всегда ли мы понимаем, что упрочившиеся интересы ребенка - это лакмусовая бумажка его способностей? К сожалению, чаще их не замечают, безучастно проходят мимо.
К счастью, бывает и по-другому. Почет тем родителям, которые сумели сформировать одаренность сына, сознательно поощряя его интересы. «Мать Славы не огорчилась тем, что ее мальчик всем играм предпочитал игру в «войну», предводительствуя во всех «сражениях», и был «комендантом» всех снежных крепостей во дворе. Не смущало ее и то, что «командиру» не раз ставили снежком «фонарь» под глазом, что комната загромождалась «оружием» и «амуницией», что мальчик самозабвенно играл вырезанными из картона солдатиками. Когда Слава подрос, она постепенно подобрала для него библиотечку книг по военной тематике, познакомила с биографиями выдающихся полководцев, рассказала, как готовился Суворов к своей военной профессии. Она поощряла занятия спортом и всегда была согласна с сыном в том, что старое пальто еще можно носить, а вот лыжи нужно купить обязательно... Слава пошел в военное училище и закончил его с отличием».
Итак, устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребенком, являются сигналом, который должен заставить окружающих, и родителей и педагогов, насторожиться: не даёт ли себя знать зарождающаяся одаренность? Но вот беда! У ребенка эти интересы нередко приобретают характер увлечений, кратковременных, хотя и страстных. Интересы к различным занятиям и наукам, вспыхивающие и угасающие обеспечивают ребятам интенсивный поиск призвания и помогают проявлять одаренность. Задача взрослых при этом не в том, конечно, чтобы заставлять их заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать их действенными, превращать в стремление и склонность заниматься областью деятельности, ставшей центром интересов. Конечно, лучше, когда школьник очень рано обнаруживает при посредстве и помощи взрослых устойчивые специальные интересы и развивает соответствующие одаренность, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание.
Конечно, в большей мере это зависит от семьи. «Писателем я не стал по чистой случайности, - улыбаясь, говорил он. - Было мне тогда лет четырнадцать, и я писал приключенческий роман. Писал тайно. Писал с упоением. Исписанные листки засовывал в третий том энциклопедии. Мама у меня была человеком очень аккуратным, и порядок у нас в доме был образцовый. Очевидно, ей бросилась в глаза неестественная пухлость книжки, и моя тайна была раскрыта. И вот через несколько дней она положила передо мной большую конторскую книгу с пронумерованными листами. «Будешь писать каждый вечер две страницы. После уроков я буду проверять». И она что-то еще говорила. По всей вероятности, о том, что одаренности могут развиваться только в результате систематического труда, что терпение и труд все перетрут и другие полезные для меня истины. Несколько дней под ее наблюдением я переписывал с листков, извлеченных из тайника, начало романа. Но после дело застопорилось. Сюжет повествования, его герои как-то померкли и не волновали меня больше». Эта невеселая история рассказана не потому, что автор верил в большую литературную одаренность своего приятеля. Вполне вероятно, что он ничем не обогатил бы родную литературу. Но несомненно одно - неразумное, навязчивое вмешательство в творчество ребенка, бестактный контроль и командование стали препятствием на пути развития одаренностей.
Трудно сказать, что приносит больший вред - неумеренный восторг по случаю выявления талантов у ребенка или неверие в его силы, безразличное отношение к его успехам и интересам. Увидеть зарождающиеся одаренность ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, проявив изобретательность, а порой настойчивость – наш долг.
Известный советский писатель Виктор Кин оставил в своих «Записных книжках» замечательный, на наш взгляд афоризм: «Человек средних способностей может сделать всё!» Не сетовать на природу, не копаться в родословных, а активно действовать, творить, работать – вот путь, на котором любые средние способности позволят любому человеку стать мастером своего жизненного дела, хозяином своей судьбы и будущего.
И в заключение хочется напомнить: всесторонне развивая одаренность ребенка, нельзя забывать главное, одаренность не самоцель. Заботясь о развитии одаренностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Yulia (2013-02-07) | Автор: Штепа Юлия Юрьевна E
Просмотров: 880 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 3:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru