Главная » Статьи » В помощь учителю » Казахский язык и литература |
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ Алтыбаева Р.Б. учитель казахского языка и литературы г. Житикара ,основная школа № 1 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ Цель современного обучения – подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной и политической жизни Республики Казахстан. Задачами современного обучения являются воспитание казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, формирование компетентной, активной, творческой личности, готовой к успешной и эффективной деятельности. В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но и в области современных технологий. Сегодня большинство предложений требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при подготовке специалистов учитывать то, что современные информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер и интерактивная доска. При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектив-ным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возмож-ность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивной доски существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки высококвалифицированного специалиста. Например, во время подготовки урока в 9 классе по теме «Города Казахстана» учащиеся кропотливо собирали материал по теме, подбирали тексты, переводили их на казахский язык и выступали с презентациями перед учителями и учениками других классов. Во время таких выступлений отрабатываются дикция, правильное произношение казахских звуков, умение выступать перед аудиторией. Компьютер и интерактивная доска как средство обучения в силу своей универсально-сти помогают решить задачу развития личности ученика: - увеличивается скорость овладения учебным материалом; - наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; - становится более качественным пооперационный само контроль учащихся при ре-шении учебных задач; - в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления); - модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютер-ные игры, создает положительный эмоциональный фон; растет уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности. С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели: - индивидуализация и дифференциация процесса обучения (за счет возможности по-этапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности); - осуществление самоконтроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; - высвобождение учебного времени; Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедре-ния информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером и интерактивной доской должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностей школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с интерактивной доской может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по владению казахским языком, как на уроке, так и во внеурочное время. Развитие коммуникативной и информационной компетенции в процессе обучения является одним из ключевых направлений обновления средней школы. Одной из принципи-альных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является органи-зация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствую-щие высокому уровню общения. В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражают понятие «коммуникативная компетентность». На начальном этапе обучения казахскому языку закладываются основы коммуника-тивной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на элементарном уровне. При этом приоритетными являются развивающе-образовательные аспекты обучения казахскому языку, связанные с формированием у уча-щихся желания овладеть казахским языком как средством общения и взаимодействия с дру-гой национальной культурой. Как известно, современный урок ориентирован на овладение каждым учащимся сово-купностью компетентностей как результатов обучения. В соответствии с этим воспринима-ются как средство достижения трех основных компетентностей: компетентность решения проблем и самоорганизация, компетентность информационная, компетентность коммуника-тивная. Компетентность разрешения проблем и самоорганизация позволяет определить про-блему в различных ситуациях, оценивать ответственные решения, оценивать последствия своего решения, ставить цель своей деятельности, определять условия необходимые для ее разрешения, планировать и организовывать процесс ее достижения, а также осуществлять самоорганизацию и самооценку своей деятельности и ее результатов. Информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на осно-ве критически осмысленной информации, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, при помощи современных компьютерных технологий. Коммуникативная компетентность позволяет использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникаций для решения своих задач в конкретных жизненных си-туациях, выражать свою точку зрения, в соответствии с нормами этикета строить коммуни-кацию в группе людей с людьми для получения общего результата. В процессе урока применяемые технологии для достижения знаний и компетентност-ных результатов принимают характер интерактивности, призванные активизировать учеб-ную деятельность ученика. В современной педагогике существуют более сорока наименова-ний видов интерактивных технологий. Все они нацелены на активацию самостоятельной учебной деятельности учащихся и ориентированы на достижение результатов. Интерактивные технологии имеют смысл только тогда, когда мы заставляем ученика что-нибудь сделать, совершить. Интерактивная технология это не вопрос, задаваемый учащимися, а привлечение их к действию. Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его определена как коммуникативная компетентность исследователей. Тому примером является то, что, например, при изучении в 6 классе темы «Бурабай», учащиеся с интересом посмотрели отрывок из фильма «Легенды Борового», воочию увидели красивую природу этого края, глубоко прониклись чувством гордости за свою страну, где есть много живописных природных мест. При завершении темы учащиеся представили на казахском языке прекрасные рисунки-пейзажи и сочинения на конкурс «Природа нашей страны». Я убедилась, что использование ПК и интерактивной доски помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету: развивает у учащихся логическое мышление | |
Просмотров: 3020 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|